| Нарушение речи младших дошкольников. |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
| Автор: Дормидонова Елена Львовна | |||
| 24.12.2025 23:26 | |||
|
МБДОУ «Детский сад 167» г.Чебоксары Аннотация: В статье рассматривается проблемы нарушения речи дошкольников и методы работы сними в ДОУ. Ключевые слова: развитие речи, нарушение речи, дошкольники. Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку, — можно творить" К.С. Станиславский В последнее время, несмотря на развитие технологий, проблемам речевого развития уделяется все больше внимания, это связано с тем, что с каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше. В целом уровень речевого развития у современных дошкольников
можно назвать неудовлетворительным. Эта проблема актуальна. Нарушения речи затрудняют общение, негативно влияют на умственную деятельность и приводят к изменениям в эмоциональной сфере. И очень важно своевременно помочь детям с нарушениями речи, подобрав для них соответствующую программу. Речь — главная составляющая развития. Именно речь важна для человека, потому что она тесно связана с такими психическими процессами, как мышление, воображение, память и эмоции, благодаря которым люди получают большие возможности в общении друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понимать, формирует мнения и убеждения. Проблемами изучения развития детской речи занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и другие. Великий писатель Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад, в своих произведениях он искал средства для обучения детей, которые стимулировали бы развитие речи, создал "Азбуку", писал книги. Ознакомившись с произведениями, он порекомендовал использовать интервью, поскольку они учат рефлексии и развивают такие качества, как внимательность, мышление и воображение. Толстой отметил, что воспитательная работа не может принести положительных результатов без учета индивидуальных особенностей детей. В его опыте работы большое внимание уделялось методике преподавания сторителлинга и знакомству с художественной литературой. Речь ребенка активно развивается в дошкольном возрасте, именно в этот период закладываются основы чтения, письма и развития речи и языковых средств. Любое нарушение в развитии речи ребенка влияет на его активность и поведение. Дети, которые плохо говорят, часто стыдятся, чувствуют себя некомфортно в обществе, и им трудно общаться с другими людьми. Как писал В.В. Давыдов "Недостаток общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности". (2) Среди основных проблем в развитии речи дошкольников чаще всего отмечают
Существует множество причин, влияющих на развитие детской речи, включая экологию, здоровье как детей, так и родителей, а также отсутствие активной речи в повседневной жизни детей. Если ребенок здоров, но есть проблемы в развитии речи, то основная причина — образовательная и социальная запущенность. И этого можно избежать, если больше общаться с ребенком в раннем дошкольном возрасте, читать вместе, Разучивать стихи и потешки. Поиграйте со своим ребенком. У большинства детей слабые навыки в области связной речи, тогда эта проблема актуальна. Е. И. Тихеева сказала:"... Связная речь отражает логику ребенка, его способность понимать воспринимаемое и выражать это правильно, четкой, логичной речью. По тому, как ребенок умеет составлять свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития" (4) Главной задачей является развитие связной речи. Решение остальных задач направлено на совершенствование связной речи, т.е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общего развития речи ребенка. В работе ДОУ для активного развития речи используются следующие методы: наглядный, вербальный и практический. Наглядные методы чаще используются в детском саду. Используются как прямые, так и косвенные методы. Прямой метод наблюдения и его разновидности включают экскурсии, осмотр помещений и осмотр природных объектов. Эти методы предназначены для накопления речевого контента и обеспечения связи между двумя сигнальными системами. Косвенные методы основаны на использовании визуальной наглядности. Это рассматривание игрушек, картинок, фотографий, описание картинок и игрушек, рассказывание историй об игрушках и картинках. Они используются для закрепления знаний, пополнения словарного запаса, развития обобщающей функции слова и обучения связной речи. Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности. Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач. Анализ способов речевого развития в детском саду с этих позиций также позволит осмыслить роль и место каждого метода в формировании языковой способности детей. Только создав максимально благоприятные условия, вы сможете достичь желаемого результата. Для этого можно организовать жизнь ребенка интересным образом, постоянно побуждать ребенка к общению и беседовать с ним, создавать благоприятную обстановку. Литература
|



Нарушение речи младших дошкольников.








