| Опыт работы «Развитие речи детей с использованием мнемотехники» |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
| Автор: Соколова Наталия Викторовна | |||
| 23.12.2025 09:29 | |||
|
Соколова Наталия Викторовна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Константин Дмитриевич Ушинский В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитая речь обеспечивает успешную социализацию ребенка, общение и взаимопонимание. Для развития речи детей воспитатели используют разные средства. Однако до сих пор существует проблема, связанная с выбором более эффективных средств.
На мой взгляд, таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста. Дети под руководством взрослого с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей-символов учатся понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, рассказы. Так происходит развитие связной речи. Речевое развитие детей посредствами мнемотехники становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным. Важно и то, что мнемотехника развивает память, внимание, мышление. Проблема развития связной речи дошкольников рассмотрена в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной и др. Эти авторы утверждают, что связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного и познавательного развития. Вопросы, связанные с использованием мнемотехники в речевом развитии дошкольников освещены в работах Л.Е. Белоусовой, Т.В. Большевой, Л.В. Омельченко, Т.Б. Полянской, Т.А. Ткаченко и др. Все эти авторы указывают, что это эффективное средство для развития памяти, внимания, связной речи дошкольников. Целью моей работы являлось создание условий для успешного развития речи дошкольников средствами мнемотехники. Свою работу я начала с подборки и изучения психолого-педагогической и методической литературы. Анализ этой литературы позволил теоретически обосновать возможность развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники. Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и наглядный материал усваивается лучше, то использование мнемотехники позволяет детям легко запоминать материал и потом его пересказывать, рассказывать наизусть и составлять рассказы. С особым интересом дети относятся к мнемотаблицам. Это таблицы, состоящие из картинок-символов. Такая картинка для ребенка – наглядная модель, графическое изображение явлений природы, персонажей стихотворения, рассказа, сказки, некоторых их действий. Используются и мнемоквадраты – для составления словосочетаний и предложений; мнемодорожки – для составления коротких рассказов; мнемотаблицы – для заучивания стихотворений, составления рассказов и т.д. Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова, последовательность предложения и воспроизводят текст. В 2025 году разработала дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Лингвоград» «Мнемошка» социально-гуманитарной направленности для детей 6-7 лет. Цель программы: овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления. Задачи: -Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям. -Учить детей ориентироваться в пространстве. -Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать. -Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику. Отличительной особенностью программы, новизной является то, что это модифицированная программа, которая представляет собой систему оптимальных педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники. Преимущество данной программы выражено в том, что программа может быть использована в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОНР, ТНР. Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в развитии у детей связной речи, умения: составление описательных рассказы, пересказ сказок и рассказов, разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц, загадывание и отгадывание загадок, составление рассказов о временах года; умение детей с помощью графической аналогии, заместителей-символов понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, рассказы. А так же: – вести диалог – вступать в него, поддерживать и заканчивать; – выразительно рассказывать наизусть стихотворения, сказки, рассказы, используя мнемотаблицы; – содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты; – составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием; – составлять рассказы из личного опыта. Предполагаемые результаты работы с детьми:
- поднимется уровень мотивации коллективных достижений у детей. Работа с детьми ведется по следующим направлениям.
Как вы понимаете, такое разнообразие методов и форм работы с детьми приводит к развитию их речи. При обучении пересказу я использую такую методику. Сначала учу детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами, которые дети располагают один за другим в мнемотаблице. Потом учу использовать мнемотаблицу как план пересказа. Через несколько дней опять прошу детей пересказать рассказ с опорой на составленную ранее мнемотаблицу. Дети очень хорошо пересказывают, даже если прошло несколько дней после того, как они впервые услышали рассказ. Это значит, что у них развивается память и речь. Приведу пример. По теме «Составление рассказов о временах года» я использую обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Ввожу цветовые буквенные обозначения времен года. А так как дети еще могут не знать букв, то эти буквы я пишу, а рядом с каждой рисую наглядные образы, которые хорошо знакомы и понятны детям. Например, осень обозначаю оранжевой буквой «О», вокруг которой нарисованы листья желтого и оранжевого цвета (ассоциация с цветом листвы деревьев осенью, листопадом). Зима – это синяя буква «3», вокруг которой нарисованы снежинки – символы зимы. Весна – зеленая буква «В», вокруг с которой изображены подснежники и другие первоцветы, которые расцветают весной. Лето – красная буква «Л» с орнаментом из солнца и разноцветных овощей и фруктов – символов того, что они созревают летом под ярким солнцем. Я составила дидактическое пособие «Портфель профессий». Его можно использовать в качестве мнемотаблицы для составления рассказов о профессиях. Пособие изготовлено из плотной ткани в виде школьного портфеля, внутри него — 4 кармана. В них находятся различные группы карточек (всего 72 штуки): с изображением представителей разных профессий (врач, продавец, парикмахер, повар и т.д.), их одежды и рабочих инструментов. С помощью этого пособия я провожу дидактические игры, которые очень нравятся детям. Игры называются «Кому, что нужно для работы»; «Третий лишний», «Кто потерял этот предмет». Дети старшего дошкольного возраста сами самостоятельно учатся разрабатывать таблицы к произведениям. Способом проверки, результативности программы служат диагностические задания для определения уровней развития умений связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста (по А.Г. Арушановой). Работу по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники провожу во взаимодействии с родителями. Формы работы с родителями разнообразны. Для расширения знаний родителей провожу консультации по темам «Что такое мнемотехника», «Использование мнемотаблиц для развития связной речи ребенка». Для постоянного информирования родителей сделана папка-передвижка с ежемесячно меняющимся материалами по мнемотехнике. Для родителей были изготовлены памятки «Как составить мнемотаблицу». Проведен мастер-класс на тему «Учим ребенка запоминать. Тренируем память!». Родители посещают совместные мероприятия. По результатам анкетирования выявила, что многие родители начали изготавливать мнемотаблицы и схемы вместе с детьми по составлению рассказов, заучиванию стихотворений. Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость. Список литературы и интернет-источников.
|



Опыт работы «Развитие речи детей с использованием мнемотехники»








