Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Логопедическая диагностика детей дошкольного возраста.
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Пуреева Олеся Александровна   
16.12.2025 09:42

Логопедическая диагностика детей дошкольного возраста.Логопедическая диагностика детей дошкольного возраста.

Логопедическая диагностика детей дошкольного возрастаимеет свою специфику, кардинально отличающуюся от обследования школьников или взрослых.

Вот ключевые особенности:

1. Принцип «Не навреди» и эмоциональный комфорт

  • Игровая форма: Диагностика проводится в форме интересной игры, чтобы ребенок не чувствовал себя «подопытным» и не уставал.
  • Доверительный контакт: Установление эмоционального контакта — первостепенная задача. Логопед располагает к себе ребенка, снижает тревожность.
  • Гибкость: Если ребенок отказывается от одного задания, логопед быстро переключает его на другое, возвращаясь к сложному позже.

 

2. Комплексность и системность

Обследуется не только речь, но и все факторы, влияющие на её развитие:

  1. Анамнез: Подробная беседа с родителями о протекании беременности, родов, раннем развитии (когда начал держать голову, сидеть, первые слова и фразы, перенесенные заболевания).
  2. Состояние моторной сферы:
  • Общая моторика (координация, ловкость).
  • Мелкая моторика (пальчиковые пробы, шнуровка, лепка).
  • Артикуляционная моторика (подвижность, точность и сила движений губ, языка, щёк).

3. Слуховое восприятие:

  • Фонематический слух (различение звуков речи: «мишка-миска»).
  • Слуховое внимание и память.

4. Зрительное восприятие и пространственные представления (ориентация в собственном теле, в пространстве: право-лево, верх-низ).

5. Высшие психические функции:

  • Мышление (классификация, обобщение: «Что лишнее?»).
  • Память (зрительная, слуховая).
  • Внимание (устойчивость, переключаемость).

3. Дифференцированный подход в зависимости от возраста

  • Младший дошкольный возраст (3-4 года):

Акцент на понимание речи, объём активного словаря, состояние звукопроизношения в игровых ситуациях. Проверяются простые формы фразовой речи.

  • Средний дошкольный возраст (4-5 лет):

Добавляется обследование слоговой структуры слова, фонематического слуха, грамматического строя (употребление предлогов, изменение слов по числам, падежам).

  • Старший дошкольный возраст (5-7 лет):

Полное и детальное обследование всех сторон речи как подготовка к школе. Особое внимание — звуко-буквенному анализу, связной речи (пересказ, рассказ по серии картинок), грамматике.

4. Акцент на спонтанную речь

Логопед наблюдает за речью ребёнка в свободной деятельности (как он играет, общается со сверстниками, комментирует свои действия). Это даёт более объективную картину, чем только ответы на вопросы.

5. Обязательное участие родителей

Родители — главные источники информации о развитии ребёнка. С ними проводится:

  • Сбор анамнеза.
  • Анкетирование.
  • Беседа о результатах диагностики и дальнейших шагах.
  • Обучение элементам логопедической работы дома.

6. Дифференциальная диагностика

Важно отличить простое нарушение звукопроизношения (дислалию) от более сложных системных нарушений:

  • Общее недоразвитие речи (ОНР) — когда страдает не только произношение, но и словарь, грамматика, связная речь.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — когда есть проблемы и с произношением, и с различением звуков.
  • Задержка речевого развития (ЗРР) — темповое отставание от нормы.
  • Дизартрия (стертая форма) — когда причина в нарушении иннервации мышц речевого аппарата.

7. Ориентир на «зону ближайшего развития»

Логопед оценивает не только то, что ребёнок умеет сейчас, но и то, чему он может научиться с помощью взрослого (по подражанию, с небольшой подсказкой). Это позволяет прогнозировать динамику коррекции.

Главная особенность логопедической диагностики дошкольников — это комплексный, игровой и личностно-ориентированный подход, направленный не только на выявление недостатков, но и на определение потенциальных возможностей ребёнка для построения эффективной коррекционной работы. Цель — не просто «поставить диагноз», а наметить индивидуальный путь развития речи конкретного ребёнка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год