| Су-Джок терапия как инновационный компонент коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |
| Автор: Чернявская Надежда ФедоровнаВодняк Ольга Николаевна | |
| 14.12.2025 11:15 | |
|
ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» Аннотация. В статье рассмотрены вопросы использования игр и методов СуДжок терапии с целью улучшения показателей познавательного и речевого развития детей с общим нарушением речи. Ключевые слова: речевое развитие, речевые нарушения, коррекционно-развивающая работа, Су-Джок терапия. Высокий уровень развития речи является базовым условием успешной социализации, когнитивного становления и личностного роста ребенка. Речевая функция выступает для дошкольника основным средством вербализации мышления, регуляции поведения и построения коммуникативных связей. В связи с этим, центральной задачей логопедического воздействия становится формирование у детей с нарушениями речи полноценной коммуникативной компетенции, приближенной к возрастной норме, то есть способности эффективно использовать язык как инструмент общения. Коррекционная работа в данном направлении носит комплексный характер и включает следующие аспекты:
Современные нейропсихологические исследования (А. Р. Лурия, Т.В. Ахутина) подтверждают существование тесной взаимосвязи между развитием речевых центров коры головного мозга и состоянием мелкой моторики пальцев рук. У детей с различными формами речевой патологии (ОНР, дизартрия, алалия) часто наблюдается недостаточная сформированность тонких, дифференцированных движений, что негативно влияет на артикуляционную точность и общую координацию. Вследствие этого, целенаправленная стимуляция моторных зон через развитие мелкой моторики становится неотъемлемой частью эффективной коррекционной программы. Одним из перспективных и научно обоснованных методов, интегрирующих сенсомоторную и речевую стимуляцию, является Су-Джок терапия. Данный метод, основанный на принципах восточной акупунктуры, предполагает воздействие на биологически активные точки, расположенные на кистях и стопах, с помощью специальных массажных шариков и эластичных колец. В коррекционной работе с детьми с ОНР применение Су-Джок тренажеров позволяет реализовать принцип полисенсорного подхода, задействуя тактильный, зрительный и кинестетический каналы восприятия. Это способствует не только развитию мелкой моторики, но и оказывает рефлекторное воздействие на речевые зоны мозга. Дидактический потенциал метода заключается в его игровой форме, что значительно повышает мотивацию детей, снижает психоэмоциональное напряжение и утомляемость, а также способствует удержанию произвольного внимания на содержании занятия. Внедрение технологии Су-Джок в коррекционный процесс осуществляется поэтапно:
Методика обладает высокой степенью адаптивности и может применяться с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Упражнения выстраиваются по принципу «от простого к сложному» и интегрируются в различные направления коррекционно-логопедической работы:
Примеры практического применения: «Звуковая мозаика». Цель: формирование навыков звукового анализа. Ход: Ребенку предлагается составить схему слова, используя шарики-символы. Например, для слова «КОТ»: синий (К), красный (О), синий (Т). Упражнение усложняется заданием определить позицию заданного звука в слове и отметить ее соответствующим шариком. «Где спрятался шарик?». Цель: закрепление употребления пространственных предлогов (НА, ПОД, В, ЗА, МЕЖДУ). Ход: Педагог дает инструкции по размещению шарика относительно предмета (коробки, книги, игрушки): «Положи синий шарик под коробку, а зеленый между книгой и карандашом». Затем ребенок самостоятельно комментирует расположение предметов. «Слоговой счетовод». Цель: развитие слогового анализа. Ход: На каждый произнесенный слог слова ребенок берет один шарик из коробки ( «ма-ши-на» – три шарика). Затем пересчитывает шарики, определяя количество слогов. Можно использовать кольца, надевая их на пальчик на каждый слог. «Стихотворный массаж». Цель: развитие ритмической организации речи и тактильной чувствительности. Ход: Дети прокатывают шарик между ладонями или по каждому пальцу в ритме проговариваемого чистоговорки или стихотворения: По ладошке покачу, Звук [Р] произношу. Раз и два, и три, и четыре – Стали пальчики сильней. Систематическое и методически грамотное применение Су-Джок терапии в рамках коррекционных занятий создает благоприятные условия для активизации речевой деятельности, преодоления моторных трудностей и повышения общей эффективности логопедического воздействия. Данная технология рекомендуется к использованию в профессиональной деятельности логопедов, дефектологов, воспитателей, а также может быть адаптирована для домашних занятий под руководством родителей, обеспечивая преемственность в коррекционно-развивающей работе. Литература:
|



Су-Джок терапия как инновационный компонент коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения










