Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Су-Джок терапия как инновационный компонент коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Чернявская Надежда ФедоровнаВодняк Ольга Николаевна   
14.12.2025 11:15

Су-Джок терапия как инновационный компонент коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушенияСу-Джок терапия как инновационный компонент коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

  • Чернявская Надежда Федоровна, учитель-логопед отдела ППС,
  • Водняк Ольга Николаевна, учитель-логопед отдела ППС,

ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения»

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы использования игр и методов СуДжок терапии с целью улучшения показателей познавательного и речевого развития детей с общим нарушением речи.

Ключевые слова: речевое развитие, речевые нарушения, коррекционно-развивающая работа, Су-Джок терапия.

Высокий уровень развития речи является базовым условием успешной социализации, когнитивного становления и личностного роста ребенка. Речевая функция выступает для дошкольника основным средством вербализации мышления, регуляции поведения и построения коммуникативных связей. В связи с этим, центральной задачей логопедического воздействия становится формирование у детей с нарушениями речи полноценной коммуникативной компетенции, приближенной к возрастной норме, то есть способности эффективно использовать язык как инструмент общения. Коррекционная работа в данном направлении носит комплексный характер и включает следующие аспекты:

 

  • Развитие диалогической и монологической форм речи через активизацию познавательного интереса к окружающему миру.
  • Обогащение и качественное совершенствование лексического запаса.
  • Практическое усвоение семантико-грамматических моделей языка.
  • Формирование лингвистической основы для последующего осознанного овладения грамматикой, письменной речью и орфографией.
  • Сопутствующая коррекция нарушений зрительно-пространственного гнозиса и моторных функций.

Современные нейропсихологические исследования (А. Р. Лурия, Т.В. Ахутина) подтверждают существование тесной взаимосвязи между развитием речевых центров коры головного мозга и состоянием мелкой моторики пальцев рук. У детей с различными формами речевой патологии (ОНР, дизартрия, алалия) часто наблюдается недостаточная сформированность тонких, дифференцированных движений, что негативно влияет на артикуляционную точность и общую координацию. Вследствие этого, целенаправленная стимуляция моторных зон через развитие мелкой моторики становится неотъемлемой частью эффективной коррекционной программы.

Одним из перспективных и научно обоснованных методов, интегрирующих сенсомоторную и речевую стимуляцию, является Су-Джок терапия. Данный метод, основанный на принципах восточной акупунктуры, предполагает воздействие на биологически активные точки, расположенные на кистях и стопах, с помощью специальных массажных шариков и эластичных колец. В коррекционной работе с детьми с ОНР применение Су-Джок тренажеров позволяет реализовать принцип полисенсорного подхода, задействуя тактильный, зрительный и кинестетический каналы восприятия. Это способствует не только развитию мелкой моторики, но и оказывает рефлекторное воздействие на речевые зоны мозга. Дидактический потенциал метода заключается в его игровой форме, что значительно повышает мотивацию детей, снижает психоэмоциональное напряжение и утомляемость, а также способствует удержанию произвольного внимания на содержании занятия.

Внедрение технологии Су-Джок в коррекционный процесс осуществляется поэтапно:

  • Адаптационно-ознакомительный этап. Формирование у детей представлений о массажере, его свойствах и безопасных способах манипуляции.
  • Этап совместной деятельности. Под руководством педагога дети осваивают базовые приемы работы (прокатывание, сжимание, вращение) в контексте специально разработанных речевых игр и упражнений.
  • Этап автономного применения. Самостоятельное, творческое использование массажера ребенком в свободной игровой или коммуникативной ситуации, что свидетельствует о сформированности навыка и его интериоризации.

Методика обладает высокой степенью адаптивности и может применяться с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Упражнения выстраиваются по принципу «от простого к сложному» и интегрируются в различные направления коррекционно-логопедической работы:

  • Стимуляция моторного планирования и тактильной чувствительности.
  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков (прокатывание шарика по ладони на изолированный звук, сжимание кольца на каждом повторении слога).
  • Развитие фонематических процессов: звуковой анализ и синтез, слоговая структура слова (цветовые символы шариков: красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный).
  • Формирование лексико-грамматических категорий (согласование, словообразование, употребление предлогов).
  • Коррекция пространственно-временных представлений.
  • Активизация высших психических функций: памяти, внимания, логического мышления.

Примеры практического применения:

«Звуковая мозаика».

Цель: формирование навыков звукового анализа.

Ход: Ребенку предлагается составить схему слова, используя шарики-символы. Например, для слова «КОТ»: синий (К), красный (О), синий (Т). Упражнение усложняется заданием определить позицию заданного звука в слове и отметить ее соответствующим шариком.

«Где спрятался шарик?».

Цель: закрепление употребления пространственных предлогов (НА, ПОД, В, ЗА, МЕЖДУ).

Ход: Педагог дает инструкции по размещению шарика относительно предмета (коробки, книги, игрушки): «Положи синий шарик под коробку, а зеленый между книгой и карандашом». Затем ребенок самостоятельно комментирует расположение предметов.

«Слоговой счетовод».

Цель: развитие слогового анализа.

Ход: На каждый произнесенный слог слова ребенок берет один шарик из коробки ( «ма-ши-на» – три шарика). Затем пересчитывает шарики, определяя количество слогов. Можно использовать кольца, надевая их на пальчик на каждый слог.

«Стихотворный массаж».

Цель: развитие ритмической организации речи и тактильной чувствительности.

Ход: Дети прокатывают шарик между ладонями или по каждому пальцу в ритме проговариваемого чистоговорки или стихотворения:

По ладошке покачу,

Звук [Р] произношу.

Раз и два, и три, и четыре –

Стали пальчики сильней.

Систематическое и методически грамотное применение Су-Джок терапии в рамках коррекционных занятий создает благоприятные условия для активизации речевой деятельности, преодоления моторных трудностей и повышения общей эффективности логопедического воздействия. Данная технология рекомендуется к использованию в профессиональной деятельности логопедов, дефектологов, воспитателей, а также может быть адаптирована для домашних занятий под руководством родителей, обеспечивая преемственность в коррекционно-развивающей работе.

Литература:

  1. Волковская, Е. А. Су-Джок терапия как нетрадиционный метод коррекционной работы с детьми с нарушениями речи / Е. А. Волковская // Проблемы педагогики. – 2024. – № 4 (68). – С. 34-35.
  2. Миронова, Т. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Т. А. Миронова, Л. Н. Мокрогузова, Е. Л. Степанова // Мир детства и образование: Сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 24–25 апреля 2025 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2025. – С. 149-150.
  3. Эшкинина, Д. С. Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с использованием су-джок-терапии / Д. С. Эшкинина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 213-217
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год