Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Дыхательно – звуковая гимнастика».
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Ахтамуллина Лилия Фазитовна   
10.12.2025 12:31

Консультация для родителей «Дыхательно – звуковая гимнастика».Консультация для родителей «Дыхательно – звуковая гимнастика».

Практические рекомендации для родителей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №14г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

В процессе выполнения упражнений следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп проведения упражнений.
  • Следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом.
  • Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.
  • Движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо.
  • Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
  • Не заниматься после еды.
  • Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
  • Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
  • Дозировать количество и темп проведения упражнений.
  • При проведении занятий наиболее удачной является форма «разговора» с детьми.

 

Примеры упражнений:

«Дыхание и звук»

При выполнении упражнений важно следить за тем, чтобы звук был ровным и находился на одной высоте в течение всего выдоха.

Звук «А»

Стимулирует работу легких, трахеи, гортани. По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода

И.п. (исходное положение) – произвольное.

Взрослый. Положим правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «а-а-а-а…». Тянем его как можно дольше.

Ощущения. При произнесении звука ты ощущал вибрацию гортани и верхней части грудной клетки? А вибрацию головы? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

Звук «М»

Положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память.

И.п. (исходное положение) – произвольное.

Взрослый. Сложим кисти рук в «замок». Глубоко вдохнем, и на выдохе закрытым ртом протяжно произнесем звук «м-м-м-м…». Тянем его как можно дольше.

Ощущения. В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

Звуки «О-У-М»

Произнесение звуков в данном порядке положительно воздействует на вес отделы головного мозга.

И.п. (исходное положение) – произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки

«о-о-о-у-у-у-м-м-м…». Тянем их как можно дольше.

Ощущения. Что ты чувствуешь сейчас? Какое у тебя настроение? Какой вкус появился у тебя во рту?

«Дыхание, звук и образ»

Упражнение «Дровосек»

Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.

И. п. – стоя. Ноги широко расставлены. Руки опущены.

Взрослый. Представим, что мы превратились в дровосека. А чем обычно занимается дровосек? Давайте тоже попробуем наколоть дров.

Глубоко вдыхаем. На выдохе поднимаем руки над головой и соединяем ладони.

Резко и быстро, словно «топор» очень тяжелый, наклоняемся, опускаем руки и со звуком «бах» «разрубаем» пространство между ступнями.

Дровосек топор берет,

Он дрова рубить идет.

По бревну ударит крепко,

«Бах» — и полетела щепка!

Ощущения. Какой ты дровосек? Понравилось ли тебе быть дровосеком? Что ты чувствуешь сейчас? Что чувствует твое тело?

Примечание. Упражнение рекомендуется повторить 2 раза.

Упражнение «Колечко»

Упражнение укрепляет мышцы языка и шеи.

И. п. – произвольное

Взрослый. Представим, что у нас во рту находится колечко.

Потрогаем его кончиком языка, а потом прижмем к нёбу и со звуком «л-л-л…» или «ль-ль-ль…» будем задвигать колечко как можно глубже. Теперь двигаем колечко к зубам. Колечко возле зубов? Тогда произнесем звук «о-о-о-о…».

Попробуем задвигать колечко не произнося при этом ни звука, а затем закрыв рот. Положим ладонь на горло и станем продвигать колечко быстро-быстро. Чувствуете, как напряглись мышцы?

Я с кольцом играю:

Я во рту кольцо катаю.

Быстро бегает кольцо

И поет «ль-ль-ль-о-о…».

Ощущения. Какое колечко находилось у тебя во рту? Чувствовал ли ты напряжение? Где? Что ты чувствуешь сейчас?

Упражнение «Зевота»

Упражнение улучшает кровоснабжение сосудов мозга, помогает снять стресс.

И. п. – произвольное

Взрослый. Представим, что день подошел к концу и мы все почувствовали усталость.

Опускаем голову, широко-широко раскрываем рот и, не закрывая его. Вслух или мысленно произносим «о-о-хо-хо-хо…». Вот и пришла к нам сладкая зевота.

Позеваем ещё немного, а теперь поднимем руки вверх и, не отрывая пяток от пола, потянемся высоко-высоко, после чего расслабим все мышцы.

Ночь настала,

Спать пора,

Трет глазенки детвора.

Ротики мы раскрываем:

Сладко перед сном зеваем

Ощущения. Прислушайся к себе: все ли части тела расслаблены? Изменилось ли твое настроение? Как?

Упражнение «Гудок парохода»

Упражнение активизирует двигательные и речевые центры мозга.

И. п. – произвольное.

Взрослый. Представим, что мы превратились в огромный пароход. А как гудят пароходы, когда здороваются друг с другом?

Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды и выполняем длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у…»

Я огромный пароход,

У меня отличный ход.

По волнам вперёд иду,

Прочь с дороги «у-у-у…».

Ощущения. Каким пароходом ты был? Что ты чувствовал, когда был пароходом? Почему?

Упражнение «Колечко»

Упражнение укрепляет мышцы языка и шеи.

И. п. – произвольное

Взрослый. Представим, что у нас во рту находится колечко.

Потрогаем его кончиком языка, а потом прижмем к нёбу и со звуком «л-л-л…» или «ль-ль-ль…» будем задвигать колечко как можно глубже. Теперь двигаем колечко к зубам. Колечко возле зубов? Тогда произнесем звук «о-о-о-о…».

Попробуем задвигать колечко не произнося при этом ни звука, а затем закрыв рот. Положим ладонь на горло и станем продвигать колечко быстро-быстро. Чувствуете, как напряглись мышцы?

Я с кольцом играю:

Я во рту кольцо катаю.

Быстро бегает кольцо

И поет «ль-ль-ль-о-о…».

Ощущения. Какое колечко находилось у тебя во рту? Чувствовал ли ты напряжение? Где? Что ты чувствуешь сейчас?

Упражнение «Зевота»

Упражнение улучшает кровоснабжение сосудов мозга, помогает снять стресс.

И. п. – произвольное

Взрослый. Представим, что день подошел к концу и мы все почувствовали усталость.

Опускаем голову, широко-широко раскрываем рот и, не закрывая его. Вслух или мысленно произносим «о-о-хо-хо-хо…». Вот и пришла к нам сладкая зевота.

Позеваем ещё немного, а теперь поднимем руки вверх и, не отрывая пяток от пола, потянемся высоко-высоко, после чего расслабим все мышцы.

Ночь настала,

Спать пора,

Трет глазенки детвора.

Ротики мы раскрываем:

Сладко перед сном зеваем

Ощущения. Прислушайся к себе: все ли части тела расслаблены? Изменилось ли твое настроение? Как?

Упражнение «Гудок парохода»

Упражнение активизирует двигательные и речевые центры мозга.

И. п. – произвольное.

Взрослый. Представим, что мы превратились в огромный пароход. А как гудят пароходы, когда здороваются друг с другом?

Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды и выполняем длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у…»

Я огромный пароход,

У меня отличный ход.

По волнам вперёд иду,

Прочь с дороги «у-у-у…».

Ощущения. Каким пароходом ты был? Что ты чувствовал, когда был пароходом? Почему?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год