| Использование бытовых предметов в работе логопеда с детьми |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |
| Автор: Кизимова Е.А.,Максимова Ю. В., | |
| 05.12.2025 08:35 | |
|
Речевое развитие детей с раннего возраста имеет огромное значение, поскольку оно напрямую связано с развитием мышления, социализацией и формированием личности. Своевременное развитие речи способствует лучшей адаптации в обществе, улучшает когнитивные функции и закладывает основу для будущей успешности ребенка в учебе и жизни. Бытовые предметы и нестандартное оборудование широко используются в работе логопеда, поскольку они доступны, вариативны и помогают решать множество коррекционных задач, таких как развитие мелкой моторики, расширение словарного запаса, автоматизация звуков и формирование связной речи.
Систематические игры и упражнения с мелкими предметами способствуют: активизации речевых зон, побуждению речевых центров к активной работе; подготовке артикуляционного аппарата, так как тренировка тонких движений рук оказывает положительное влияние на подвижность артикуляционного аппарата (языка, губ, щек), что важно для четкого произношения звуков; улучшению внимания и мышления, ускорению формирования связной речи. Для развития мелкой моторики логопеды активно используют крупы, смена, пуговицы, прищепки, бигуди, губки для мытья посуды и т.п. С их помощью можно создавать «сенсорные коробки», развивать щипковый захват, координацию, что стимулирует нервные окончания, активизирует мозговую деятельность и способствует речевому развитию детей. Так же для артикуляционной и дыхательной гимнастики логопеды используют ватные палочки, ватные шарики, стаканчики, перышки, мыльные пузыри и т.п Все это предназначено для развития артикуляционной моторики, для тренировки силы и направленности воздушной струи в дыхательных упражнениях. В своей работе мы часто используем ватные палочки. Ватные палочки – это универсальный, бюджетный, безопасный инструмент для работы, и логопедической в том числе. Предлагаем разные варианты работы с ватными палочками: 1. Развитие мелкой моторики
Предлагаем малышу выбрать картинку, затем обмакивая ватную палочку в краску, ставить точки по контуру. При этом обязательно нужно обсудить какой цвет он выбрал, почему именно этот, можно проговаривать разные звуки, при каждом нажатии палочкой. 2. Развитие артикуляции. С помощью ватных палочек можно показать ребенку правильное положение языка при выполнении того или иного упражнения, помочь поднять или, наоборот, опустить язычок, добиться вибрации кончика языка при постановке звука «Р», выполнить элементы расслабляющего или стимулирующего логомассажа и т.д. Ватные палочки- незаменимые помощники логопеда! Упражнения:
Рисуем на языке точки (при этом рассказываем, что вышли погулять курочки и клюют зернышки), кружочки (малыш решил нарисовать колеса у машинки), клеточки (рисуем окошечки у домика». «Барабаним» по язычку палочкой (вышел зайка погулять и прыгает по полянке) «Рисуем» волны на языке (рассказывает, что это речка или море) 3. Постановка звуков. Ватные палочки – замечательный вспомогательный инструмент для постановки звуков. - Для звуков Ш и Ж нужно держать ватную палочку под язычком дугой, тем самым не давая опуститься ему вниз, просить ребенка дуть на язык и произносить ТШ, ДЖ. - Для звука Р – держать ватную палочку под языком, просить ребенка многократно произносить звук Д, в это время логопед выполняет вибрирующие движения палочки. - Для звуков С З удерживать кончик языка ватной палочкой за зубами внизу и просить малыша произносить ТС, ДЗ. - Для звука Л поднять язык за верхние зубы, придерживать его там ватной палочкой и произносить Ы или И 4. Автоматизация звуков. «Шагай» по лесенке из ватных палочек пальчиками и проговаривай слоги (ЛА- ЛА), чередование слогов (ЛО – ЛЫ) «Рисуй» линию ватной палочкой и тяни звук Ш (рисуем дорожку для машинки) или С (рисуем волну и помогаем кораблику плыть). Выкладывай, чередуя палочки двух цветов и произноси чередование слогов (СА-ЗА). Выложи из ватных палочек лопатку (рыбку, шоколадку, самолет..), назови, что выложил и составь предложение с этим словом. Таким образом мы показали, что ватные палочки можно использовать для развития мелкой моторики и речи через артикуляционную гимнастику, а также для создания узоров и букв, что тренирует точность движений пальцев. Для постановки звуков палочкой можно поддерживать положение языка, а игры с выкладыванием букв и цифр помогают готовить ребенка к обучению грамоте. Эти игры и упражнения очень нравятся детям, развивают гибкость и точность движений пальцев, что напрямую связано с развитием речи, поскольку речевые и моторные центры мозга расположены близко
|



Использование бытовых предметов в работе логопеда с детьми










