Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Использование бытовых предметов в работе логопеда с детьми
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Кизимова Е.А.,Максимова Ю. В.,   
05.12.2025 08:35

Использование бытовых предметов в работе логопеда с детьмиИспользование бытовых предметов в работе логопеда с детьми

  • Кизимова Е.А., логопед, БУЗ ВО «Череповецкая городская поликлиника №7» им. П.Я. Дмитриева
  • Максимова Ю. В., учитель-логопед МАДОУ "Детский сад № 98", г. Череповец

Речевое развитие детей с раннего возраста имеет огромное значение, поскольку оно напрямую связано с развитием мышления, социализацией и формированием личности. Своевременное развитие речи способствует лучшей адаптации в обществе, улучшает когнитивные функции и закладывает основу для будущей успешности ребенка в учебе и жизни.

Бытовые предметы и нестандартное оборудование широко используются в работе логопеда, поскольку они доступны, вариативны и помогают решать множество коррекционных задач, таких как развитие мелкой моторики, расширение словарного запаса, автоматизация звуков и формирование связной речи.

 

Систематические игры и упражнения с мелкими предметами способствуют: активизации речевых зон, побуждению речевых центров к активной работе; подготовке артикуляционного аппарата, так как тренировка тонких движений рук оказывает положительное влияние на подвижность артикуляционного аппарата (языка, губ, щек), что важно для четкого произношения звуков; улучшению внимания и мышления, ускорению формирования связной речи.

Для развития мелкой моторики логопеды активно используют крупы, смена, пуговицы, прищепки, бигуди, губки для мытья посуды и т.п. С их помощью можно создавать «сенсорные коробки», развивать щипковый захват, координацию, что стимулирует нервные окончания, активизирует мозговую деятельность и способствует речевому развитию детей. Так же для артикуляционной и дыхательной гимнастики логопеды используют ватные палочки, ватные шарики, стаканчики, перышки, мыльные пузыри и т.п Все это предназначено для развития артикуляционной моторики, для тренировки силы и направленности воздушной струи в дыхательных упражнениях.

В своей работе мы часто используем ватные палочки. Ватные палочки – это универсальный, бюджетный, безопасный инструмент для работы, и логопедической в том числе. Предлагаем разные варианты работы с ватными палочками:

1. Развитие мелкой моторики

  • Выкладывание различных фигур из палочек по образцу, например стол, лодочка, елочка, дерево, снежинка…
  • Перекладывание ватных палочек по образцу, выкладывание различных логических дорожек.
  • Растирание в ладошке ватной палочки.
  • Точечное рисование – это не только увлекательная игра, но и мощный инструмент для комплексного развития детей. Оно эффективно стимулирует мелкую моторику, улучшает координацию «глаз-рука» и развивает концентрацию внимания. Это занятие прекрасно подготавливает детскую руку к письму, формируя усидчивость и аккуратность.

Предлагаем малышу выбрать картинку, затем обмакивая ватную палочку в краску, ставить точки по контуру. При этом обязательно нужно обсудить какой цвет он выбрал, почему именно этот, можно проговаривать разные звуки, при каждом нажатии палочкой.

2. Развитие артикуляции. С помощью ватных палочек можно показать ребенку правильное положение языка при выполнении того или иного упражнения, помочь поднять или, наоборот, опустить язычок, добиться вибрации кончика языка при постановке звука «Р», выполнить элементы расслабляющего или стимулирующего логомассажа и т.д. Ватные палочки- незаменимые помощники логопеда!

Упражнения:

  • «Подержи палочку на язычке – лопатке»
  • «Покачай палочку на языке вверх – вниз»
  • «Удержи палочку у верхней губы»
  • «Удержи палочку на язычке трубочке»
  • «Удержи палочку на язычке – горке»
  • Игровые упражнения для массажа языка ватными палочками
  • «Рисуем» на язычке ватной палочкой линии в разном направлении

Рисуем на языке точки (при этом рассказываем, что вышли погулять курочки и клюют зернышки), кружочки (малыш решил нарисовать колеса у машинки), клеточки (рисуем окошечки у домика».

«Барабаним» по язычку палочкой (вышел зайка погулять и прыгает по полянке)

«Рисуем» волны на языке (рассказывает, что это речка или море)

3. Постановка звуков. Ватные палочки – замечательный вспомогательный инструмент для постановки звуков.

- Для звуков Ш и Ж нужно держать ватную палочку под язычком дугой, тем самым не давая опуститься ему вниз, просить ребенка дуть на язык и произносить ТШ, ДЖ.

- Для звука Р – держать ватную палочку под языком, просить ребенка многократно произносить звук Д, в это время логопед выполняет вибрирующие движения палочки.

- Для звуков С З удерживать кончик языка ватной палочкой за зубами внизу и просить малыша произносить ТС, ДЗ.

- Для звука Л поднять язык за верхние зубы, придерживать его там ватной палочкой и произносить Ы или И

4. Автоматизация звуков.

«Шагай» по лесенке из ватных палочек пальчиками и проговаривай слоги (ЛА- ЛА), чередование слогов (ЛО – ЛЫ)

«Рисуй» линию ватной палочкой и тяни звук Ш (рисуем дорожку для машинки) или С (рисуем волну и помогаем кораблику плыть).

Выкладывай, чередуя палочки двух цветов и произноси чередование слогов (СА-ЗА).

Выложи из ватных палочек лопатку (рыбку, шоколадку, самолет..), назови, что выложил и составь предложение с этим словом.

Таким образом мы показали, что ватные палочки можно использовать для развития мелкой моторики и речи через артикуляционную гимнастику, а также для создания узоров и букв, что тренирует точность движений пальцев. Для постановки звуков палочкой можно поддерживать положение языка, а игры с выкладыванием букв и цифр помогают готовить ребенка к обучению грамоте. Эти игры и упражнения очень нравятся детям, развивают гибкость и точность движений пальцев, что напрямую связано с развитием речи, поскольку речевые и моторные центры мозга расположены близко

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год