| Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «У нас в гостях Матрешка» |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
| Автор: Гайсина Айгуль Фагимовна | |||
| 05.12.2025 08:19 | |||
|
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Раздел «Развитие речи» Возрастная группа: старшая Выполнил: воспитатель Гайсина. А. Ф. стаж в данной должности: 22 лет. Туймазы, 2025г. Цель: развивать и совершенствовать речь у детей дошкольного возраста; расширение словарного запаса. Задачи:
Словарная работа: русская, башкирская, татарская матрёшка, камзол, налобная повязка, калфак, платок, фартук, веселая, нарядная, красивая, роспись. Материалы и оборудование: объемный макет матрешки, набор «Деревянная матрешка», платок, раскраски-матрешка по количеству детей. Музыкальное сопровождение: аудиозапись русских народных наигрышей. Методы и приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, вопросы поискового характера, художественное слово, хоровые и индивидуальные ответы, отгадывание загадок, словесно-дидактическая игра. Предварительная работа: рассматривание матрешек, иллюстраций с их изображениями. Просмотр презентаций, игры с матрешками, дидактические игры. Чтение художественных произведений о матрешках: загадки, стихи. Рисование матрешек, лепка, работа в раскрасках. Ход деятельности: Воспитатель: — Дети, сегодня у нас с вами необычный день, к нам пришли гости. Давайте гостям подарим улыбкуи поздороваемся. (Дети улыбаются). И приветствуют гостей: — Здравствуйте! Звучит фонограмма русской, народной музыки «матрешка» дети рассаживаются. Воспитатель: сегодня к нам пришли еще гости, а чтобы вы догадались кто пришел, вам нужно отгадать загадку: Красные щечки, пестрые платочки, Хлопает в ладошки, веселая. (матрешка). Дети отгадывают загадку и с макета матрешки снимается платок. Воспитатель: правильно, это Матрешки Воспитатель: посмотрите, какие они красивые. Давайте с ними поздороваемся. Дети: — Здравствуйте матрешки. Воспитатель: дети, Матрешка, символ нашей страны, России. Люди дарят матрешку друг другу в качестве сувенира и украшают ими полки. Поэтомуматрешку называют — русский сувенир Воспитатель: посмотрите, какиеони? (яркая и нарядная!) Дети, а вы знаете, откуда пришла к нам эта игрушка? Дети: нет. Воспитатель: хотите узнать? Тогда слушайте внимательно. Первая матрешка России появилась более 100 лет назад в городе Сергиев Посад как забава для детей. Придумал ее русский художник Сергей Васильевич Малютин, а лучший мастер игрушечных дел Василий Звездочкинс большим старанием и вручную изготовил первую матрешкуиз дерева. А художник расписалеё и дал ей имяМатрёна! Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. С тех пор и зовут игрушку матрёшкой. Игрушка сразу понравилась и взрослым, и детям. Но самое интересное было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек поменьше. И начали матрешек вытачивать в разных городах и селеньях. И каждый одевал матрешку по-своему. Воспитатель: но прежде, чем начнем рассматривать наших матрешек нам нужно разбудить язычки. «Повтори — не ошибись». Шли-шли-шли мы к матрешке пришли Ша-ша-ша матрешка хороша Ши-ши-ши все матрешки хороши Шка-шка-шка к нам матрешка пришла - давайте внимательно рассмотрим наших матрешек. Какие они? Предположительные ответы детей: веселые, яркие, нарядные, расписные. Воспитатель: Дети скажите они одинаковые или разные? (разные). Чем они похожи? Формой. на лице у них (показываю, а дети отвечают) глазки –красивые, губки- алые. А на щеке у них румянец. Значит, какиематрешки? – Румяные. Ачемони отличаются? Дети: отличаются внешним видом, на голове у них разный головной убор. Воспитатель: дети наши матрешки разной национальности. Это матрешка русской национальности, заначит она (русская матрешка), а это матрешка башкирской национальности, значит она (башкирская матрешка). Эта матрешка татарской национальности, значит она какая матрешка? (татарская матрешка) Давайте рассмотрим, как одеты наши матрешки. Это Русская матрешка. Что одето у нее на голове? — Платок. Какой платок у матрешки? (предположения детей). У матрешки на туловище одета что? Шубка. Какаяшубка? (длинная, красная). и впереди у неё что? рукавичка и коса. Коса какая? (длинная). Этобашкирская матрешка. Что одето у нее на голове? Как называется предмет, который украшает лоб? Это налобная повязка. (индивидуальный опрос) У матрешки на туловище одета что? (Платье.) Какое оно, какого цвета, чем украшено? (Дети называют цвет, элементы украшения.) Поверх платья матрешка одела что? (Камзол). Камзол — это национальная одежда башкир. Она украшена чем? (узором, башкирским орнаментом. А это татарская матрешка. Что она одела на голову? (калфак) У матрешки на туловище одета что? (Платье.) А что есть у платья? (Воротник, рукава длинные, оборки.) А впереди матрешка на платье подвязала что? (Фартук). Какой фартук у матрешки? (красивый, расписной фартук). Чем украшен фартук, что нарисовано на фартуке? (цветы, узоры). А в руках у матрешки что это? Дети — это блюдо. Национальное блюдо-очпочмак- треугольники. (хоровой и индивидуальный ответ) Воспитатель: Давайте мы с матрешками поиграем Физкультминутка «Дружные матрёшки» Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на поясе, выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами) Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо) Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши) Воспитатель: Матрешки пришли не с пустыми руками. У каждой Матрёшки есть своя игра. Воспитатель: Наша русская Матрёшка любит всем загадывать загадки. Давайте её послушаем и попробуем отгадать. 1. Берегись болезнь любая: Грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает Славный доктор … (Айболит) 2. На тарелочке лежал, Как остыл — и убежал. Встретил он зверей в лесу, На беду свою — лису. Ей попался на зубок Круглый, вкусный … (Колобок) 3. Долго-долго терпела посуда И решила: «Уходим отсюда!» Даже ложки ушли и стаканы, И остались одни тараканы. Все ушли от неё, без разбора. Имя этой неряхи — … (Федора) 4. Отвечайте на вопрос: Кто в корзине Машу нёс, Кто садился на пенёк И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? (Медведь) Воспитатель: — Хорошо, все загадки отгадали! Воспитатель: а татарская матрешка хочет поиграть с вами в игру «Угадай» На столе у вас пазлы. Нужно вам собрать и угадать какая матрешка у вас спряталась. Прежде чем начнем собирать давайте разбудим наши пальчики. Пальчиковая гимнастика: Шли матрешки по дорожке Было их немножечко Две Матрёны Три матрешки И одна матрешечка Кулачки разжали – сжали. Вот и пальчики размяли. А сейчас мастера За работу всем пора. Молодцы вы справились с заданием. дети посмотрите внимательно, скажите у кого какая матрешка? Дети рассматривают и отвечают. Работы детей рассматриваются, оцениваются положительно. Рефлексия. Молодцы ребята. Молодцы! Какие замечательные матрешки у вас получились. Воспитатель: абашкирская Матрёшка любит играть в игру «Один — много» и предлагает вам в нее поиграть. Я назову слово, а вы скажете, как будет много. Например: Одна матрешка, а много кого? Матрешек Один платочек, а много чего? Платочков Один камзол – много чего? камзолов Один фартук, много чего? — фартуков У матрешки на блюдечке одинтреугольник–а если много, то на блюдечке многочего? — треугольников Воспитатель: молодцы вы справились с этим заданием. Воспитатель: -Дети матрешки пришли к нам не с пустыми руками, а принесли подарки. Это раскраски. Эти раскраски с загадками. Когда, выраскрасите, узнаетееще какие матрешки бывают. Но об этом мы поговорим в другой раз. Детям раздают раскраски Воспитатель: А сейчас давайте вспомним. Кто приходил к нам в гости? - какие матрешки были у нас в гостях? -Дети, а кто придумал матрешку. (художникСергей Малютин иВасилий Звездочкин) -узнали от какого имени произошло имя матрешка (Матрёна) Дети, а матрешка что это? – (матрешка — русский сувенир) - Из какого материала изготавливают матрешек? (дерева) В какие игры играли с матрешками? (загадки, один-много, «угадай») Ребята, вы были на занятии дружными, внимательными молодцы.
|



Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «У нас в гостях Матрешка»










