Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Готовность педагога к использованию и разработке цифрового образовательного контента для развития речи детей дошкольного возраста
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Болтовская Наталия Александровна   
21.11.2025 14:55

Готовность педагога к использованию и разработке цифрового образовательного контента для развития речи детей дошкольного возрастаГотовность педагога к использованию и разработке цифрового образовательного контента для развития речи детей дошкольного возраста

Наталия Александровна Болтовская Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – Академия Крохи» Томского района п. Зональная Станция

В настоящее время в обществе происходят существенные изменения, связанные с внедрением инноваций во всевозможные виды деятельности людей. Данная тенденция, безусловно, затронула и сферу образования.

Между тем, дискуссии относительно электронного обучения и информатизации образования ведутся уже достаточно продолжительное время. Исследователи данной области отмечают, что использование информационных технологий в образовательных учреждениях даст возможность расширить компетенции воспитанников, сформировать умения и навыки, которые необходимы в современной жизни.

 

Под информатизацией образования следует понимать процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, которые ориентированы на осуществление целей обучения и воспитания.

Для информатизации образования характерна следующая система мероприятий:

  • Оснащение дошкольных образовательных учреждений техническими средствами и программными продуктами;
  • Подключение образовательных учреждений к глобальной сети Интернет;
  • Подключение к национальным и международным компьютерным сетям;
  • Создание и размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения, объединение всевозможных баз данных на региональном и государственном уровне;
  • Формирование у участников образовательного процесса информационной культуры: повышение квалификации педагогов, приобщение воспитанников и их родителей к системе информационных технологий, проведение в режиме онлайн-тренингов, курсов, конкурсов, олимпиад, семинаров и конференций [2, с. 9].

Информатизация образования предполагает не только использование в образовательных учреждениях новых информационных технологий, но и изменение в самом процессе образовательной деятельности, ее совершенствование, за счет внедрения новых методов и приемов работы, которые повысят интерес и мотивацию у детей.

Так, в первую очередь необходимо создать информационно-технологическую среду, которая предполагает применение в процессе обучения проекторов, экранов, компьютеров и иной техники, дающей возможность передать информацию посредствам мультимедийной презентации, видеозанятия, онлайн-конференции или семинара.

Безусловно, в настоящее время информационные технологии интересны воспитанникам, а особенно в дошкольном возрасте. Однако данный вопрос заключается не в получении новых знаний, которые можно получить посредством инновационных технологий, а различными играми, сайтами, не относящимися к сфере образования. Для устранения данной ситуации необходим грамотный педагогический подход, способный привлечь внимание детей к игровой и одновременно обучающей деятельности.

В данном случае можно говорить о выстраивании образовательного процесса таким образом, чтобы были напрямую задействованы средства информационных технологий, а главное возможности, которые они предоставляют.

Информатизация образования не возможна без участия квалифицированного специалиста, который не просто хорошо знаком с данной сферой, но и сам является ее постоянным участником и совершенствует свои умения и навыки.

Можно сказать, что информатизация становится необходимой частью образовательного процесса в дошкольном образовании.

Между тем, у нее имеется ряд противоречий:

  1. Многим педагогам сложно найти качественное программное обеспечение, которое было бы интересно детям. Также, у педагогов возникают технические сложности относительно организации процесса обучения. Все это приводит к тому, что педагоги отказываются от использования компьютерных технологий на своих занятиях.
  2. Информационные технологии, имеющиеся, у образовательных учреждений не обеспечены, необходимыми программными продуктами, что затрудняет их эффективное использование.
  3. Использование информационных технологий предполагает построение необходимой образовательной среды, но во многих учреждениях отсутствуют квалифицированные технические специалисты и не разработан единый стандарт программного обеспечения.
  4. В учреждениях в недостаточной степени сформированная информационная культура у участников образовательного процесса.
  5. Во многих отдаленных районах, селах отсутствуют необходимые технические средства для использования информационных технологий [1, с. 42].

Таким образом, процесс информатизации образования имеет ряд не решенных вопросов, которые затрудняют его полноценное использование в процессе образовательной деятельности.

Помимо указанных противоречий можно выделить и ряд актуальных на сегодняйший день проблем:

  • Проблемы, которые связаны с консервативностью изданий на CD-дисках и применение при их проектировании устаревших представлений об архитектуре программного обеспечения. Как следствие, обучающий курс достаточно быстро устаревает и отсутствует возможность внести в него изменения или дополнения;
  • Проблемы, которые связаны с вопросами создания спецификаций для разрабатываемых объектов и дальнейшей стандартизации технологий информатизации образования, что приводит к сложностям в их управлении и доступности для воспитанников.
  • Проблемы, связанные с практическим внедрением информационных технологий в процесс обучения. В данном случае речь идет о подготовке кадров проработанности программных продуктов и методической поддержки [4, с. 9].

Безусловно, на сегодняшний день, электронное обучение является необходимым элементом в развитии образования. Однако, его включение в обучающий процесс с детьми должно основываться на законах педагогики и требованиях образовательных учреждений и Закона Российской Федерации «Об образовании».

Многие исследователи отмечают, что электронное обучение имеет неоспоримые преимущества перед традиционным процессом образования. Однако отмечают, что наиболее эффективно комбинировать две формы обучения между собой. Другими словами, применять смешанную модель обучения, которая даст возможность совместить обучающую деятельность с проведением практических занятий в электронном виде. Благодаря такой модели, педагог сможет сконцентрировать внимание детей на более интересных и сложных темах.

В свою очередь, реализация данных образовательных технологий может быть осуществлена в несколько этапов:

  1. Концептуальный этап, на котором определяется цель с ориентацией на достижение результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний, формирование умений, контроль усвоения.
  2. Технологический этап, который предполагает проведение многофакторного анализа и отбор образовательных электронных ресурсов.
  3. Операционный этап, предполагающий проведение детализаций функций, которые можно возложить на электронные средства обучения, и способов их реализации, а также выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом [3, с. 12].

Кроме того, во время организации занятия важно принимать во внимание уровень подготовки детей, цель занятия, тип занятия, готовность детей к восприятию информации при помощи новых технологий.

В целом применение электронных технологий обучения в образовании полезно, если та или иная образовательная электронная технология позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. Электронное обучение позволяет повысить восприятие информации и качество обучения путем внедрения в учебный процесс различных активных и интерактивных форм.

Таким образом, в настоящее время информатизации образования отводится достаточно важная роль, т.к. именно данный вопрос является двигателем будущего и от него зависит успех качество образования в стране, ее технический потенциал. В свою очередь, успех данного процесса напрямую зависит от наличия квалифицированных специалистов, способных устранить имеющиеся проблемы информационного мира и продвинуть его на новый, более высокий уровень.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Джабаров А.А. Моделирование социально-экономических аспектов предоставления образовательных услуг на основе информационно-коммуникативных технологий: Дисс. канд. эконом. наук. – М., 2019. — 157 с.
  2. Кортукова А.А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога. -2019. -С. 8-10.
  3. Сэкулич Н.Б. Интерактивная электронная информационно-образовательная среда университета как средство формирования ИКТ – компетенций студентов: Автореф. дисс.,,, канд. пед. наук. – Улан-Удэ, 2018. – 26 с.
  4. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2018. — №1. — С. 3-12.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 43 (405) выйдет
22 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год