Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр»
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Кравцова Наташа Сергеевна   
22.10.2025 15:02

«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр»«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» дошкольная ступень Петропавловска камчатского городского округа

Подготовила воспитатель: Кравцова Наташа Сергеевна Петропавловск Камчатский

Аннотация. В статье рассматриваются главные особенности влияния дидактических игр на развитие мелкой моторики. Раскрыто понятие моторики с авторской позиции. Описана взаимосвязь понятий мелкая моторика и дидактическая игра. Приводятся примеры эффективности использования дидактических игр для развития мелкой моторики.. Рассматриваются важные аспекты дидактической игры как ведущего вида деятельности ребёнка.

 

Ключевые слова: психологические особенности дошкольного возраста 3-4 лет, мелкая моторика, игровая деятельность, ведущий вид деятельности дошкольника, связь дидактической игры и психических процессов.

Современное образование в настоящее время развивается гораздо стремительно, осваивая новые формы и методы работы с детьми. Одной из наиболее распространенных проблем дошкольного образования на сегодняшний день остается проблема развития малкой моторики детей дошкольного возраста. Особый акцент сделаем на возраст 3-4 года, так как именно в этом возрасте ребёнок с удовольствием поддаётся развитию всех психических процессов.

Актуальность данной темы заключается в том, возникают трудности в развитии мелкой моторики детей 3-4 лет посредством игровой деятельности, а именно в процессе дидактической игры. Чаще всего развитие мелкой моторики происходит в традиционной форме, а сейчас это уже не эффективно потому, что личность в данной системе формируется только как объект воздействия, по определённому образцу, большее внимание уделяется процессу обучения, упуская при этом игровую деятельность дошкольника. Тем более для ребёнка 3-4 лет ведущим видом деятельности остаётся игра, в процессе которой лучше усваиваются и практические и теоретические навыки.

Стремление современной системы дошкольного образования помочь детям развиваться реализуется на самом деле не в полной мере, над этим вопросом нужно работать. Возникает вопрос как развивать мелкую моторику ребёнка 3-4 лет, не навредив психоэмоциональному состоянию ребёнка. но при этом у ребёнка должен возникнуть интерес в процессе развития. Итак давайте с вами разберёмся, что же такое мелкая моторика?

Проанализировав достаточное количество методической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, я выбрала наиболее точное определение, которое описывает всю сущность данного процесса.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук [1].

Развитие мелкой моторики тесно связано с нервной системой ребёнка, а также с многими психическими процессами: зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Не маловажную роль играет связь речи и мелкой моторики дошкольника, потому что в головном мозге ребёнка есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев.

Развитие мелкой моторики рук является важным психологическим процессом, потому что отделы мозга ребёнка, которые отвечают за речь и управление пальцами, расположены очень близко друг к другу, следовательно они могут взаимно активизироваться.

Развитие мелкой моторики включает в себя:

  1. развитие хватательных движений, которая подразумевает работу с разными свойствами предметов (захват предметов разных разметов)
  2. работа над хватательными движениями тремя, которая подразумевает работу с разными веществами.
  3. развитие умения комбинировать несколько вещей

Лучше всего развитие мелкой моторики детей 3-4 лет происходит посредством игровой деятельности, а именно с помощью специально подобранных дидактических игр.

Исходя из психологической составляющей ребёнка, мы с вами знаем, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста является -игра. Именно в процессе игры ребёнок интереснее проходит развитие мелкой моторики.

Посредством дидактической игры дети не только развивают мелкую моторику, но и учатся взаимодействовать друг с другом, приобретают необходимые коммуникативные навыки, учатся правилам поведения, принятым в обществе, взаимодействует, пытаются создать коллективные отношения.

Приведем примеры дидактических игр, которые будут способствовать развитию мелкой моторики детей 3-4 лет. С данными играми необходимо ознакомить родителей и дать соответствующие рекомендации. Игры могут быть разного характера и содержания. Например: пазлы, работа с крупой, песком, комбинирование разных предметов, игры с природным материалом.

1. Игра "Повторяй за мной "

Цель: развитие мелкой моторики детей 3-4 лет

Правила игры: Воспитатель с помощью пальцев изображает любую придуманную им фигуру. Ребёнок должен отгадать что это, а затем повторить движения за воспитателем. Роли могут меняться.

2. Игра"Волшебная крупа"

Цель: развитие мелкой моторики детей 3-4 лет

Правила проведения игры: Данная дидактическая игра способствует эффективному развитию тонкой моторики. Ребёнку предлагается два мешочка с разной волшебной крупой. Нужно смешать крупу на любойровной поверхности, а затем разделить крупу по разновидностям в разные кучки. Лучше всего данную игру проводить в виде соревновательных состязаний.

Рекомендуемая крупа: горох и чечевица.

Таким образом, грамотно подобранная дидактическая игра способствует развитию мелкой моторики ребёнка. Играя в дидактические игры, ребенок получает и обобщает знания об окружающем мире, игра развивает у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим, интеллектуальные качества и физические способности. Следовательно, игровая деятельность оказывает существенное положительное влияние на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Список использованных источников:

  1. Запорожец А.В. Большой психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. -М.: 2003. с. 624
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2016
  3. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 2013- N1.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год