«Взаимодействие учителя – логопеда, педагога – психолога и воспитателя в коррекционно — развивающей работе по формированию общих речевых навыков в ДОУ» (из опыта работы) |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
Автор: Ахунова Диляра Эркиновна Сакаева Екатерина Владимировн Шарапова Сария Хадиевна | |||
12.10.2025 15:51 | |||
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Специалисты нашего ДОУ постоянно находятся в поиске новых идей для оптимизации процесса воспитания и обучения детей, так как время диктует новые правила. Одной из главных задач педагогов и узких специалистов ДОУ комбинированной направленности, согласно ФОП дошкольного образования, является воспитание и развитие детей с ОВЗ. Здесь особое значение придаётся формированию социально – коммуникативных навыков таких детей, которые необходимы для общения ребёнка в социуме, с близкими ему людьми и сверстниками, а также повышение качества знаний и мотивации обучения. Если мы поможем ребёнку в дошкольном возрасте сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то мы непременно сформируем способности к регуляции поведения и собственной деятельности, к познанию окружающего мира. Роль педагога в формировании личности дошкольника заключается в создании условий для личностного развития, в передаче знаний и формировании личностных качеств. Одной из главных ролей педагога является создание атмосферы доверия и открытости. Когда ребёнок чувствует, что его слышат, понимают и уважают, он становится более уверенным в себе, менее скованным и более склонным к самовыражению, к общению со взрослыми и сверстниками. Также поддержка педагогом индивидуальности каждого ребёнка раскрывает способности ребёнка и помогает их развить. Педагог создаёт условия, чтобы ребенок мог быть собой, высказывать своё мнение, задавать вопросы и экспериментировать. Взрослый оказывает большое влияние для формирования здоровой самооценки. Педагог, замечающий успехи ребёнка, хвалит его за старания и содействует в преодолении трудностей, учит ребёнка верить в свои силы и не бояться ошибок. Решением данных задач является использование метапредметных связей в процессе обучения развитию речи. Для этого необходим интегрированный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников. Интегрированное обучение является новой моделью, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей с ОВЗ, с учетом их склонностей и способностей. Не секрет, что у детей с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи, как правило, причиной возникновения нарушений является поражение центральной нервной системы. У таких детей наблюдается либо тотальная недостаточность, либо асинхрония в развитии высших психических функций. Мелкая моторика, внимание, память, мышление, восприятие составляют так называемую психологическую базу речи, без которой невозможно проводить полноценную логопедическую работу. Учитель-логопед является организатором учебного процесса в логопедической группе, однако, дети с ТНР особенно нуждаются в специфической помощи педагога-психолога. Таким образом, совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога, а также воспитателя являются еще и насущной необходимостью. Интеграция деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога распространяется не только на процесс диагностики, обмена данными, анализа компенсаторных возможностей каждого ребенка и разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка-логопата. Сама по себе образовательная деятельность значительно выигрывает, если во время неё происходит взаимодействие педагогов – участников коррекционно-образовательного процесса, которые органично дополняют и расширяют возможности друг друга. Кроме того, смена действующих лиц придает всему процессу динамику и повышает интерес и удерживает внимание детей. В нашем ДОУ используются интегрированная образовательная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда и воспитателя в форме занятий, развлечений, досугов, викторин и т.д. Совместная работа учителя — логопеда и педагога – психолога заключается в следующем:
Совместно с педагогом — психологом в начале учебного года проводится обследование, диагностика, выявляются компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности. Не менее важной составляющей работой учителя – логопеда является взаимодействие с воспитателем в группедля успешной коррекции и развития речевых навыков у детей. Основную работу по формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков:
Взаимосвязь в работе между учителем-логопедом и воспитателем в дошкольном образовательном учреждении является важным аспектом формирования речевых навыков у детей, в том числе с детьми с ОВЗ. Таким образом, система непрерывной работы- взаимодействия учителя – логопеда, воспитателей, педагога – психолога и других специалистов детского сада, способствует гармоничному психическому развитию каждого ребёнка, сохранению его индивидуальности и развитию социально – коммуникативных навыков. Список использованной литературы
|