Коррекционная работа с гиперактивным ребёнком на логопедических занятиях |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
Автор: Ожогина Ирина Владимировна | |||
08.10.2025 11:51 | |||
Пояснительная записка к презентации Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире, сотрудничать с ним, оказывать максимально эффективную логопедическую помощь вполне посильная задача. Часто ли нам встречаются дети, способные усидеть спокойно на месте, не задавая тысячи вопросов и, не откручивая параллельно очередную деталь от машинки. Непоседливость, любознательность, подвижность — нормальная черта поведения ребенка, особенно младшего возраста. Однако любой непоседа способен сосредоточиться и, хотя бы на полчаса заняться кропотливой работой, требующей концентрации внимания и сосредоточенности, например конструктором или раскрашиванием по образцу. В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в воспитании и обучении, речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность — признаками, по определению Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), характеризующими Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). По данным специалистов Центральной городской больницы (ЦГБ): на пятнадцать — двадцать малышей дошкольного возраста обязательно придется один ребенок с признаками СДВГ. Все основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объём — у таких детей развиты ниже условно возрастной нормы. Также у детей с синдромом гиперактивности, отмечают нарушения восприятия и памяти. Речевое развитие гиперактивных детей зачастую не соответствует возрасту. Могут быть различные нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематических процессов, об недоразвитие речи, тахилалия, заикание. Дети с нарушениями речи, отягощенными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания. Логопед работает над звуковой стороной, общим развитием речи, обязательно учитывая также нарушение координации движений, недостаточное развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, чем у детей того же возраста с нарушениями в развитии речи без гипердинамичности. Речевые расстройства у детей с СДВГ требуют более тщательного подбора методов коррекционной работы. Логопедическая работа в своей основе предусматривает использование большого количества повторяющихся упражнений, требующих от ребенка сосредоточенности и усидчивости. А гиперактивные дети неохотно выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями. При работе с детьми с СДВГ, ничего, кроме вреда, не могут принести призывы к ребенку «сосредоточиться», «взять себя в руки», «не отвлекаться», бесполезной тратой времени будут и попытки уговорить или заставить такого ребенка «сидеть спокойно» и «не вертеться», когда ему что-то читают, рассказывают или иным образом занимаются с ним. Вся беда в том, что как раз сосредоточиться гипердинамический ребенок категорически не может. Усаженный на занятия, он уже через пять минут рисует в тетрадке, катает по столу машинку или просто смотрит в окно. Еще десять минут спустя ему очень захочется пить, есть и так далее. Он бесконечно вертится на месте, отвлекается и болтает. Как же помочь такому ребенку и сделать логопедическую работу максимально эффективной? Логопед проводит как групповые, так и индивидуальные занятия с данной категорией детей, но все же предпочтительнее индивидуальная форма проведения занятий. Ребенку индивидуальные занятия помогают максимально раскрыться, а логопеду — подобрать наиболее эффективный способ индивидуальной коррекции. Логопед должен почувствовать ребёнка, «поймать общение на одной волне», чтобы в дальнейшей работе исходить из его потребностей и возможностей. Педагогу важно и нужно выявить интересы ребёнка: например, одному ребёнку нравятся игры соревновательного характера, другому игры с таймером, третьему настольные игры и, исходя из выявленных интересов, планировать занятия, тем самым, вызывая у ребёнка позитивную мотивацию в занятиях. Это самый главный, основополагающий принцип, который должен использоваться при проведении логопедических занятий с дошкольниками с СДВГ. Положительная мотивация к занятиям достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к процессу деятельности, к педагогу, с которым ребенок имеет дело. Это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к их совместной деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. Не менее важный аспект — сформировать ритуал занятия. Этапы занятия должны быть чётко обозначены, понятны, интересны для ребенка, повторяться на каждом занятии. Меняются только задания. Необходимо также отработать правильную последовательность выполнения заданий. Педагоги часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким. Но для данных детей это недопустимо. Столкнувшись сразу в начале работы с трудностями, ребенок, образно говоря, «опустит руки» и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе. Помните: гиперактивные дети любят делать то, что у них получается. Трудности их вовсе не стимулируют и не воодушевляют! Поэтому начинать нужно с самого легкого задания, с того, которое у ребёнка обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. Заканчивать нужно опять же чем-нибудь легким. А под конец можно повторить что-нибудь из уже известного. При такой расстановке сил у ребенка останется ощущение успешности занятия в целом. При проведении занятий с данной категорией детей необходимопредлагать ребёнку больше игр на развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса, давать ребёнку выплеснуть свою энергию с помощью различных шуршащих, гремящих пособий. Не «ломайте» ребенка, а исходите из его особенностей! И еще несколько необходимых правил, которые могут использовать родители и педагоги для того, чтобы занятия с гиперактивными детьми были наиболее эффективными: Не ожидайте всего и сразу. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время занятий.
|