Этиология речевых нарушений у неговорящих детей |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
Автор: Гарифуллина Айсина Рамилевна | |||
01.10.2025 01:47 | |||
Причины и характер нарушений речи у неговорящих детей. Презентацию подготовила учитель-логопед 1 квалификационной категории Гарифуллина А. Р. Этиология алалии
У мальчиков алалия встречается в 2 раза чаще, чем у девочек. Моторная Алалия поражение речеслухового анализатора (центра Вернике Афферентная Эфферентная отмечается кинестетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы) Ребенок затрудняется в нахождении наблюдается кинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). У ребенка страдает переключение от одной артикуляции к другой, ему трудно включиться в движение. В речи детей грубо артикуляционно схожих звуков. искажена слоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения ходят на второй план}, могут наблюдать с персеверации (патологическое непроизвольное повторение Ребенок также не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом у одних и тех же элементов речи}. Моторная алалия выраженное затруднения синтетической деятельности р речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных более грубыми и простыми. Причина моторной алалии — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей. Социальные факторы, соматическая ослабленность и билингвизм могут лишь утяжелить течение алалии, но не вызывают ее. Распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). моторная афазия эадержка исихического развития (3) — темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально- волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. эняержка речевого развития (ЭРР) —монятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературекака нсихоречевого развития (51199). задержка речевого развития является медико- педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии. расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мыпщ артикуляционного аппарата. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии. звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза, развитие лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания Дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастика Физиотерапия Медикаментозное лечение Очаговые симптомы Дифференциальная диагностика центрального и периферического параличей Признак 1. Локализация поражения
Признак 2. Активные движения:
3. Сила мыши:
4. Мышечный тонус:
Дифференциальная диагностика центрального и периферического параличей Признак: 5. Рефлексы
6. Клонусы:
7. Патологические рефлексы:
Дифференциальная диагностика центрального и периферического параличей Признак: 8. Атрофия мышц
% Периферические- резко выражена, развивается рано. 9. Фасцикуляции
передних рогов). 10. Синкинезии
Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4: 1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении Ухудшение слуха у детей с каждым годом приобретает глобальный характер. У малышей от 2 до 6 лет на 1000 человек приходится практически 20% детей. Это крайне высокая цифра, которая имеет тенденцию расти, а не уменыпшаться. Нарушение слуха — это снижение способности человека улавливать звуки окружающей среды в частичном или полном объёме. Некоторое понижение возможности воспринимать и понимать звуки называется тугоухостью, а полная потеря способности слышать — глухотой. Классификация нарушений слуха у детей выглядит следующим образом:
Глухота — это первичное нарушение, немота — её результат Элективный мутизм — психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции — в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других — нет. Трудности дифференциальной диагностики Трудности в дифференциации моторной и сенсорной алалий. Возникает ряд трудностей в дифференциации моторной и сенсорной алалий. Признаки экспрессивной алалии: сохранное восприятие речи на перцептивном уровне; соответствующее возрасту понимание речи, причем понимание возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции; хорошее слуховое внимание; отсутствие эхолалии; в некоторых случаях невозможность повторения. Дети с импрессивной алалией многое повторяют, но не понимают повторенного. У детей с моторной алалией наблюдается более активное речевое поведение, они широко используют мимико-жестикуляторную речь, мелодику, звукоподражания, «звуковые жесты». У них значительно более выражена, чем у сенсорных алаликов, динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании. Фонематическая дислалия и моторная алалия Трудности в различении онематической дислалии и моторной алалии иногда возникают на поздних этапах развития алалии, когда в речи детей выявляются только фонематические нарушения, а нарушения других подсистем языка могут отсутвствовать или быть неярко выраженными. Решающее значение для дифференциального диагноза в таких случаях имеет анамнез и сравнительный анализ параметров неречевой системы. Алалия и нарушение слуха Наиболее существенным будет обследование нарушений слуховой дифференциации звуков речи; необходимо закрыть лицо экраном, чтобы Исключить возможность зрительного восприятия. Дети с сенсорной алалией со Аудиограмма — М или разноречивые показатели снижения за короткий период. Голос звонкий. Неречевые звуки и шумы различают хорошо. Качество восприятия не зависит от того, насколько близко стоит говорящий, и громкости его голоса. Использование слухового аппарата не улучает качество восприятия речи. Дети с нарушением слуха Аудиограмма показывает снижение слуха. Голос приглушённый. Снижено восприятие как речевых, так и неречевых звуков. Чем ближе стоит говорящий и громче его голос, тем лучше воспринимается речь. Использование слухового аппарата улучшает восприятие речи. Алалия и РДА При полном отсутствии речи решающее значение имеет сохранность постоянных реакций на обращенную речь у детей с алалией и отсутствие у них типических для детей с аутизмом особенностей поведения при общении. Алалия РДА Задержа психоречевого развития; прежде всего страдают Могут наблюдаться различные интеллектуальные процессы, > связанные с речевой И ускоренное, резко задержанное деятельностью. и неравномерное, а так же различные степени олигофрении. Дифференциальный диагноз облегчается, если дети с алалией обладают экспрессивной речью. В отличие от детей с аутизмом, они в большинстве ситуаций активно используют зачатки речи, как вербальной, так и невербальной. Имеют хорошо развитую мимику и жестикуляторную речь. Алалия и дизартрия У детей салалией моторный уровень речеобразоания полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляторный акт. При алалии расстраивается вся система языка, при дизартрии только одна из его подсистем — фонетическая. Расстройства произношения звуков у детей с алалией объясняются нарушением производства фонематических операций — выбора и комбинирования единиц. У детей с дизартрией расстройства произношения звуков вызваны прежде всего нарушениями фонетических операций. Произношение звуков у детей с алалией.
22 Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма. 3. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное призношение. Произношение звуков у детей с дизартрией. * Выраженное нарушение артикуляторного механизма. 22 Преимущественно характерны фонетические нарушения. 3. Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. Произношение Произношение звуков у детей с звуков у детеи с алалией. дизартриеи. 4. Однотипные нарушения произношения звука (только его искажения, 4. Разнотипные нарушения произношения звуков: искажения, замены, пропуски. 5. В нарушениях замена либо ропуск). произношения 5. В нарушениях доминируют замены произношения звуков доминируют искажения звуков. Произношение звуков у детей с алалией. 4. Разнотипные нарушения произношения звуков: искажения, замены, пропуски. 5. В нарушениях произношения доминируют замены звуков. Произношение звуков у детей с дизартрией. 4. Однотипные нарушения произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск). 5. В нарушениях произношения доминируют искажения звуков. Произношение звуков у детей с алалией. + Искажение небольшого количества звуков. + Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков. › Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции. +. Произношение звуков у детей с дизартрией. + Искажение большого количества звуков. Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков. «Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение. Мутизм (немота) — отсутствие речи при сохранности центров речи и речевого аппарата. Этот вид нарушения речи наблюдается при истерии, психических заболеваниях (шизофрения), реактивном неврозе. Мутизм может возникнуть остро после психической травмы. Сурдомутизм (глухонемота) — отсутствие речи и слуха при сохранности центров слуха и речи, речевого и слухового аппаратов. Подобная глухонемота носит психологический характер. Заикание — нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной ее функции, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата. Речь сопровождается запинками, остановками, повторением отдельных звуков, слогов, слов (за счет судорог речевых мышшщ). Заикающиеся во время речи вводят в нее добавочные слова, например «ну», «вот», «значит», а также излишние движения (кивки поддерживания). Иногда они подменяют «трудные» слова «легкими». У многих заикающихся наблюдается страх речи, особенно при необходимости быстрых и точных ответов. Речь заикающихся, особенно в ситуации волнения или ожидания, протекает с изменением ритма дыхания, с учащением сердцебиения, с повышением потоотделения, покраснением или побледнением лица. Среди причин заикания типично отставание общего моторного развития, что проявляется более поздним развитием речи и наличием признаков нарушения психической сферы.
|