Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Этиология речевых нарушений у неговорящих детей
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Гарифуллина Айсина Рамилевна   
01.10.2025 01:47

Этиология речевых нарушений у неговорящих детейЭтиология речевых нарушений у неговорящих детей

Причины и характер нарушений речи у неговорящих детей.

Презентацию подготовила учитель-логопед 1 квалификационной категории Гарифуллина А. Р.

Этиология алалии

  • Неблагоприятная неврологическая или психопатологическая наследственность;
  • Поздние беременности, которым предшествовали прерывание беременности, мертворождения;
  • Угроза прерывания беременности, патологические роды: гипоксия, асфиксия плода;
  • Возраст родителей от 30 до 40 лет.

У мальчиков алалия встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Моторная Алалия

Скачать конспект

поражение речеслухового анализатора (центра Вернике Афферентная Эфферентная отмечается кинестетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы)

Ребенок затрудняется в нахождении наблюдается кинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). У ребенка страдает переключение от одной артикуляции к другой, ему трудно включиться в движение. В речи детей грубо артикуляционно схожих звуков. искажена слоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения ходят на второй план}, могут наблюдать с персеверации (патологическое непроизвольное повторение Ребенок также не может воспроизвести,

повторить слово, фразу.

Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом у одних и тех же элементов речи}.

Моторная алалия выраженное затруднения синтетической деятельности р речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных более грубыми и простыми. Причина моторной алалии — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей.

Социальные факторы, соматическая ослабленность и билингвизм могут лишь утяжелить течение алалии, но не вызывают ее.

Распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не

формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

моторная афазия

эадержка исихического развития (3) — темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально- волевой сферы у детей, которые

потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. эняержка речевого развития (ЭРР) —монятие, отражающее

более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого

развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературекака нсихоречевого развития (51199). задержка речевого развития является медико- педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мыпщ артикуляционного аппарата.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в

области неврологии и психиатрии.

звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза, развитие лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания Дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастика Физиотерапия Медикаментозное лечение Очаговые симптомы

Дифференциальная диагностика

центрального и периферического параличей

Признак

1. Локализация поражения

  • Центральные двигательные нейроны (моторная зона КТМ, внутренняя капсула, ствол, боковые столбы спинного мозга).
  • Периферические двигательные нейроны (передние рога спинного мозга, корешки, сплетения, нервы к мышцам). Дифференциальная диагностика центрального и периферического параличей

Признак

2. Активные движения:

  • Центральный- ограничены или отсутствуют.
  • Периферический- ограничены или отсутствуют.

3. Сила мыши:

  • Центральный- снижена.
  • Периферический —снижена.

4. Мышечный тонус:

  • Центральный- повышен (спастичность).
  • + Периферический —снижена.

Дифференциальная диагностика центрального и

периферического параличей

Признак:

5. Рефлексы

  • Центральный- повышены.
  • + Периферический- снижены или отсутствуют.

6. Клонусы:

  • Пентральный- выявляются.
  • Периферический- отсутствуют.

7. Патологические рефлексы:

  • Пентральный- выявляются.
  • Периферический —отсутствуют.

Дифференциальная диагностика центрального и

периферического параличей

Признак:

8. Атрофия мышц

  • Центральные- отсутствует или умеренно выражена.

% Периферические- резко выражена, развивается рано.

9. Фасцикуляции

  • Центральные- отсутствуют.
  • Периферические- возможны (особенно при поражении

передних рогов).

10. Синкинезии

  • Центральные- выявляются.
  • Периферические- отсутствуют.

Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4: 1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев

ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью.

Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о

возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении

Ухудшение слуха у детей с каждым годом приобретает глобальный характер. У малышей от 2 до 6 лет на 1000 человек приходится практически 20% детей. Это крайне высокая цифра, которая имеет тенденцию расти, а не уменыпшаться.

Нарушение слуха — это снижение способности человека улавливать звуки окружающей среды в частичном или полном объёме. Некоторое понижение возможности воспринимать и понимать звуки называется тугоухостью, а полная потеря способности слышать — глухотой.

Классификация нарушений слуха у детей выглядит следующим образом:

  • Кондуктивная тугоухость, характеризующаяся поражением звукопроводящего аппарата. Это патологическое состояние объясняется тем, что слуховой аппарат человека не способен воспринимать шепот и низкую речь собеседника.
  • Нейросенсорная тугоухость включает в себя такие нарушения слуха, как сеновральную тугоухость, слуховую нейропатию, а также центральные расстройства слуха. Причины образования этих патологических состояний носят инфекционную природу. К их появлению в основном могут привести такие заболевания малыша в первые годы жизни, как краснуха, менингит.
  • Слуховая нейропатия возникает в результате недоношенности плода, а также под влиянием наследственных факторов. У детей с подобным нарушением слуха полностью нарушено восприятие речи. К центральным расстройствам слуха ведут поражения головного мозга, при этом ребенок может обладать нормальным слухом, но вести себя как слабослышащий. Это объясняется поражением центральной нервной системы у детей.

Глухота — это первичное нарушение,

немота — её результат

Элективный мутизм — психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции — в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других — нет. Трудности дифференциальной диагностики

Трудности в дифференциации моторной и сенсорной алалий.

Возникает ряд трудностей в дифференциации моторной и сенсорной алалий.

Признаки экспрессивной алалии: сохранное восприятие речи на перцептивном уровне; соответствующее возрасту понимание речи, причем понимание возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции; хорошее слуховое внимание; отсутствие эхолалии; в некоторых случаях невозможность повторения.

Дети с импрессивной алалией многое повторяют, но не понимают повторенного.

У детей с моторной алалией наблюдается более активное речевое поведение, они широко используют мимико-жестикуляторную речь, мелодику, звукоподражания, «звуковые жесты». У них значительно более выражена, чем у сенсорных алаликов, динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании.

Фонематическая дислалия и моторная алалия Трудности в различении онематической дислалии и моторной алалии иногда возникают на поздних этапах развития алалии,

когда в речи детей выявляются только фонематические нарушения, а нарушения других подсистем языка могут отсутвствовать или быть неярко выраженными.

Решающее значение для дифференциального диагноза в таких случаях имеет анамнез и сравнительный анализ параметров неречевой системы.

Алалия и нарушение слуха

Наиболее существенным будет обследование нарушений слуховой дифференциации звуков речи; необходимо закрыть лицо экраном, чтобы Исключить возможность зрительного

восприятия. Дети с сенсорной алалией со Аудиограмма — М или разноречивые показатели снижения за короткий период. Голос звонкий. Неречевые звуки и шумы различают хорошо. Качество восприятия не зависит от того, насколько близко стоит говорящий, и громкости его голоса. Использование слухового аппарата не улучает

качество восприятия речи. Дети с нарушением слуха

Аудиограмма показывает снижение слуха. Голос приглушённый. Снижено восприятие как речевых, так и неречевых звуков. Чем ближе стоит говорящий и громче его

голос, тем лучше воспринимается речь. Использование слухового аппарата улучшает восприятие речи. Алалия и РДА При полном отсутствии речи решающее значение имеет сохранность постоянных реакций на обращенную речь у детей с алалией и отсутствие у них типических для детей с аутизмом особенностей поведения при общении.

Алалия РДА

Задержа психоречевого развития; прежде всего страдают Могут наблюдаться различные интеллектуальные процессы, > связанные с речевой И ускоренное, резко задержанное деятельностью.

и неравномерное, а так же различные степени олигофрении.

Дифференциальный диагноз облегчается, если дети с алалией обладают экспрессивной речью. В отличие от детей с аутизмом, они в большинстве ситуаций активно используют зачатки речи, как вербальной, так и невербальной. Имеют хорошо развитую мимику и жестикуляторную речь.

Алалия и дизартрия У детей салалией моторный уровень речеобразоания полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляторный акт.

При алалии расстраивается вся система языка, при дизартрии только одна из его подсистем — фонетическая. Расстройства произношения звуков у детей с алалией объясняются нарушением производства фонематических операций — выбора и комбинирования единиц. У детей с дизартрией расстройства произношения звуков вызваны прежде всего нарушениями фонетических операций.

Произношение звуков у детей с алалией.

  • Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма.

22 Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма. 3. Многие звуки,

подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное призношение. Произношение звуков у детей с дизартрией. * Выраженное нарушение артикуляторного механизма. 22 Преимущественно характерны фонетические нарушения. 3. Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. Произношение Произношение звуков у детей с звуков у детеи с алалией. дизартриеи. 4. Однотипные

нарушения произношения звука (только его искажения, 4. Разнотипные нарушения произношения звуков: искажения, замены, пропуски. 5. В нарушениях замена либо ропуск). произношения 5. В нарушениях доминируют замены произношения звуков доминируют искажения звуков. Произношение звуков у детей с алалией. 4. Разнотипные

нарушения произношения звуков: искажения, замены, пропуски. 5. В нарушениях произношения доминируют замены звуков. Произношение звуков у детей с дизартрией. 4. Однотипные нарушения произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск). 5. В нарушениях произношения доминируют искажения звуков. Произношение звуков у детей с алалией. + Искажение небольшого количества звуков. + Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков. › Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции. +.

Произношение звуков у детей с дизартрией. + Искажение большого количества звуков. Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков. «Для всех искажающихся

звуков свойственно постоянное искажение.

Мутизм (немота) — отсутствие речи при сохранности центров речи и речевого аппарата. Этот вид нарушения речи наблюдается при истерии, психических заболеваниях (шизофрения), реактивном неврозе. Мутизм может возникнуть остро после психической травмы.

Сурдомутизм (глухонемота) — отсутствие речи и слуха при сохранности центров слуха и речи, речевого и слухового аппаратов. Подобная глухонемота носит психологический характер.

Заикание — нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной ее функции, обусловленное судорожным состоянием

речевого аппарата. Речь сопровождается запинками, остановками, повторением отдельных звуков, слогов, слов (за счет судорог речевых мышшщ). Заикающиеся во время речи вводят в нее добавочные слова, например «ну», «вот», «значит», а также излишние движения (кивки поддерживания). Иногда они подменяют «трудные» слова «легкими». У многих заикающихся наблюдается страх речи, особенно при необходимости быстрых и точных ответов. Речь заикающихся, особенно в ситуации волнения или ожидания, протекает с изменением ритма дыхания, с учащением сердцебиения, с повышением потоотделения, покраснением или побледнением лица. Среди причин заикания типично отставание общего моторного развития, что проявляется более поздним развитием речи и наличием признаков нарушения психической сферы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 38 (400) выйдет
17 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год