Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития 4-5 лет
Логопедия
Автор: Цветкова Полина Алексеевна   
07.03.2025 06:40

Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития 4-5 летФормирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития 4-5 лет

Методическая разработка

учитель-логопед МБДОУ «Орешек» г. Шлиссельбурга Цветкова П. А.

Для детей с общим недоразвитием речихарактерны нарушения произносительной стороны речи. Это проявляется и в употреблении диффузных звуков неустойчивой артикуляции, в искажениях звуков, даже правильно произносимых в изолированном положении, а также различные замены и смешения. Такие особенности отмечаются и у детей с относительно благополучным состоянием строения и функционирования артикуляционного аппаратапри нормальной остроте физического слуха. Еще более выраженную симптоматику можно наблюдать в речи детей с нарушениями, вызванными недостаточностью иннервации речевого аппарата, с нарушениями мозговых механизмов, обеспечивающих отбор и различение артикуляционных поз (кинестетическая апраксия) и обеспечивающих переключение от одной артикулемы к другой (кинетическая апраксия).

 

Скачать конспект

В первом случае недостатки фонематического восприятияпервичны и составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

Возникают они вследствие специфических нарушений дифференциальных признаков фонем.

Во втором же случае гностическая функция фонемообразования у детей развивается в патологичных условиях. Это затрудняет становление произносительной стороны речи.

Неполноценность фонематических процессов затрудняет процесс автоматизации поставленных звуков у детей. Особенно явно это проявляется при воспроизведении детьми со вторым уровнем речевого развития звукового состава слова, имеющих в своем составе обратный и прямой слог, последовательность звуков в слове также нарушена.

Фонематическое восприятие, наряду с артикуляционными возможностями, и другими неречевыми процессами (пространственными функциями, ритмической организацией движений и действий) влияет на формирование произносительной стороны речи.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходят одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи (Г. А. Каше).

Овладение навыками звукового состава слова помогает дошкольникам в овладении грамотой, формирует любовь к родному языку, в дальнейшем дети приобретают высокий уровень читательской компетентности, а это является предпосылкой успешного школьного обучения.

Эффективными в этом отношении являются упражнения, направленные на формирование перечисленных выше процессов.

Система преодоления фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:

  • коррекцию произношения, т. е. постановку и уточнение артикуляции звуков
  • последовательное планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов (А. В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова).

Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука способствует формированию фонематического представления о нем и является необходимым условием преодоления фонематического недоразвития. Одновременно с постановкой звуков следует начинать работу по их различению (Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

В упражнениях уделяется внимание проговариванию слогов, слов с целью выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для формирования фонематического восприятия важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков.

Следует учитывать, что развитие лексики в онтогенезе протекает в тесной связи с развитием всех компонентов: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Коррекционное обучение детей ориентированное, в первую очередь, на формирование словарного запаса, усвоение грамматических форм словоизменения и словообразование готовит базу для формирования фонематической стороны (Р. И. Лалаева, Н.В. Серебрякова).

Упражнения направлены на развитие слухового внимания, слухо-речевой памяти, семантических представлений, слоговой структуры слова, грамматических форм, фонематических процессов.

Упражнение 1

Задачи: формировать у детей представления по сходствах и отличиях предметов; формировать лексические парадигмы (учить подбирать антонимы к словам).

Материал: мягкие игрушки, кукла, машинка, пирамидка, стакан или изображения предметов, относящихся различным семантическим полям; парные картинки, обозначающие слова-антонимы.

Речевой материал: мальчик молодой, а дедушка старенький,

шарик легкий, а гиря тяжелая,

девочка плачет, а теперь смеется,

зима холодная, а лето жаркое;

дедушка, бабушка, малыш;

скакалка, самокат, футбольный мяч, скамья;

машина, поезд, теплоход, ромашка;

Содержание: логопед представляет вниманию детей куклу, машинку, пирамидку и стакан. Подводит детей к осознанию того, что связывает предметы – игрушки, почему стакан – лишний предмет.

Далее с опорой на наглядность предлагает называть действия, признаки (с противоположным значением), обращая внимание детей на значение произносимых слов. Далее аналогичная работа проводится в устном плане без зрительной опоры называемых слов.

Упражнение 2

Задачи: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, автоматизация звуков в произношении, развитие слоговой структуры слова.

Речевой материал: слоги и фразы (чистоговорки) подбираются в соответствии с отрабатываемыми звуками и доступностью воспроизведения слов с определенной слоговой структурой слова.

Материал: массажный резиновый мячик.

Речевой материал: чу-чу-чу, очень пить хочу

Но-но-но, мы идем в кино

му-му-му, я рисую маму

та-та-та, мы купили кота

ом-ом-ом мы катает ком

ом-ом-ом папа строит дом

Содержание: логопед произносит трижды определенный слог и фразу, обращая внимание ребенка на одинаково звучащие слоги. Просит ребенка ее повторить, на повторяющиеся слоги (в начале фразы) необходимо одновременно с произнесением слога перекладывать мячик из руки в руку, в конце фразы на момент произнесения такого же слога

(части слова) мячик сжать ладошками.

Упражнение 3

Задачи: развитие фонематического восприятия, формирование обобщений.

Материал: изображения (фигурки) детей.

Речевой материал: имена, оканчивающиеся на одинаковый слог.

Маша, Паша, Даша, Алеша, Катюша, Наташа, Миша;

Полина, Элина, Каролина, Дина, Дана;

Соня, Маня, Дуня, Ваня, Тоня;

Толя, Коля, Поля, Оля, Валя, Галя.

Содержание: логопед называет имена детей (по 4-5 слов), контрастных по звучанию и оканчивающиеся одним слогом (например, серия имен Маша, Паша, Соня, Даша), просит назвать имена, которые заканчиваются на конкретный слог.

Упражнение 4

Задачи: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, формирование контекстуального значения слов.

Речевой материал: слова-паронимы различных частей речи.

Танки, повар, санки, день.

Дочь, телефон, кружка, ночь.

Рожки, пилот, ложки, карандаш.

Уточка, брат, удочка, садик.

Сушить, гуляли, тушить.

Материал: картинки, обозначающие слова-паронимыразличных частей речи.

Содержание: логопед произносит 3-4 слова, среди которых есть пара паронимов (например, том, стул, дом, дерево), спрашивает какие слова звучат похоже. После правильно названных паронимов, логопед предлагает картинки, обозначающие эти слова. Обращает внимание, что слова звучат схоже, но имеют разноезначение.

Упражнение 5

Задачи: развитие фонематического восприятия, формирование контекстуального значения слов, развитие оперативной памяти.

Материал: картинки, обозначающие слова-паронимы (Том – дом, бочка-точка, рейка – лейка, мишка – миска, плоты – плоды, тачка – дачка, сук – стук, крыша – крыса, чашка – шашка, кочка – точка, мишка — мышка).

Содержание: перед детьми выкладываются картинки в хаотичном порядке и предлагается найти пары картинок, названия которых звучат похоже (предварительно логопед должен убедиться о наличии таких слов в пассивном словаре детей).

Упражнение 6

Задачи: формирование фонематического восприятия, слухоречевой памяти, дикции.

Материал: карточки-схемы (твердое, мягкое слияние звуков).

Речевой материал: серий прямых открытых слогов, содержащих одинаковый согласный, разные гласные звуки (та – то – ту);

слоги с различными согласными, одинаковым гласным звуком (та – па – ма),

слоги с гласными первого и второго ряда (па – пя, то – тё)

Содержание: логопед произносит серию слогов, просит запомнить и повторить. При необходимости можно выкладывать одновременно с произнесением слога карточку, в дальнейшем с целью дифференциации твердых и мягких согласных звуков, ребенок при произнесении слога выкладывает соответствующую схему.

Упражнение 7

Задачи: развитие фонематического восприятия, слогового синтеза слов.

Речевой материал: группы слов определенной слоговой структуры (в соответствии с этапом логопедической работы).

Логопед: «ВА_ЗА, РО_ ЗА, ШУ_БА, ШИ_НА, БУ_СЫ, МУ_ХА».

Содержание: логопед произносит слова «как робот», по слогам и предлагает детям догадаться, какое слово было произнесено.

Упражнение 8

Задачи: развитие фонематического восприятия, слогового анализа и синтеза слов, развитие слухоречевой памяти.

Речевой материал: группы слов определенной слоговой структуры (в соответствии с этапом логопедической работы).

Материал: предметные картинки, соответствующие речевому материалу.

Содержание: логопед сообщает детям, что слова разделились на кусочки, произносит слова отдельными слогами с нарушенным порядком и предлагает слова «собрать». Первоначально, упражнение выполняется с опорой на наглядность, в последующем без опоры. Предлагается прохлопывать слова.

Логопед: «ЛА_ПИ (пила), БА_РЫ (рыба), БЫ_ЗУ (зубы), БИ_КУ_КИ (кубики)».

Упражнение 9

Задачи: развитие фонематического восприятия, формировать навыки звукового анализа слов (позиция звука – конец слова).

Речевой материал: торт, крот, кот, билет, фрукт, шепот, артист.

Материал: схема слова, карточка для обозначения согласного звука.

Содержание: логопед произносит слова, утрируя конечный согласный звук, спрашивает, какой звук дети услышали в конце слов.

Упражнение 10

Задачи: развитие фонематического восприятия, формировать навыки звукового анализа слов (позиция звука – начало слова).

Материал: предметные картинки (апельсин, молоко, хлеб, чай).

Содержание: логопед выкладывает перед детьми картинки. Далее в соответствии с игровой ситуацией просит указать на картинку (например, «Мама купила в магазине А…, М…»). Логопед протяжно произносит первый звук слова, дети определяют слово.

Литература:

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Москва, 1985

Крупенчук О.И. комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. Санкт-Петербург, 2021

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Санкт-Петербург, 1999

Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей

Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Москва, 1993

// Специальная школа, 1967, вып. 2.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год