Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс для педагогов «Методы профориентационной работы учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР для успешной социализации в обществе: практические подходы и эффективные стратегии»
Логопедия
Автор: Кошелева Тамара Николаевна   
21.02.2025 11:57

Мастер-класс для педагогов «Методы профориентационной работы учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР для успешной социализации в обществе: практические подходы и эффективные стратегии»Мастер-класс для педагогов «Методы профориентационной работы учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР для успешной социализации в обществе: практические подходы и эффективные стратегии»

Кошелева Тамара Николаевна, старший воспитательМБДОУ Дс № 7 г. Камышин Волгоградская область

Цель: повышение компетентности учителей-логопедов в вопросах профориентации детей с ТНР для успешной социализации в обществе.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о возможностях профориентационной работы с детьми с ТНР.
  2. Познакомить с практическими методами и эффективными стратегиями профориентационной работы.
  3. Развить навыки применения полученных знаний в работе с детьми.

Содержание мероприятия:

 

Скачать конспект

I. Теоретическая часть.

Разминка для мозга и души (5 минут)

- Доброе день, коллеги! Рада видеть вас на нашем мастер-классе. Тема мастер- класса «Методы профориентационной работы учителя- логопеда детского сада с детьми с ТНР для успешной социализации в обществе: практические подходы и эффективные стратегии».

Но, сначала мне хотелось бы узнать с какими ожиданиями вы сегодня пришли? Что бы вы хотели узнать? Или чему бы вы хотели научиться на мастер- классе?

Ответы участников мастер – класса.

- Давайте начнем с небольшой разминки, чтобы настроиться на творческую и позитивную работу. Предлагаю сегодня посмотреть на профориентацию детей с ОВЗ под другим углом.

Игра «Перевернутая реальность»

- Сейчас мы поиграем в необычную игру. Часто, когда мы говорим о детях с ОВЗ, мы фокусируемся на ограничениях.

- Но что, если мы посмотрим на это с другой стороны?

- Вместо обсуждения ограничений, давайте устроим «Мозговой штурм».

Задача: Какие суперспособности могут развиться у ребенка с ТНР?

Например: у детей с ТНР развита наблюдательность, так как они внимательно слушают, чтобы лучше понять речь?

-Кто добавит, какие ещё суперсилы могут быть у ребят с ТНР?"

Участники предлагают варианты суперспособностей:

  • у детей с ТНР развита память на визуальные образы, развитое чувство ритма, умение нестандартно решать задачи, повышенная эмпатия, умение находить общий язык с разными людьми
  • у детей с ТНР развита память на детали, потому что им нужно запоминать информацию более внимательно
  • иногда дети с ТНР могут быть очень креативными, они могут придумывать нестандартные решения для решения задач
  • у детей с дислексией развито нестандартное мышление, креативность.
  • Какие суперспособности могут развиться у детей с РАС? Или с синдромом Дауна?

Участники предлагают варианты суперспособностей:

  • Повышенная эмпатия (особенно при синдроме Дауна)
  • Усидчивость и способность к монотонной работе (аутизм)
  • Повышенное внимание к деталям (ребенок с РАС)
  • Прекрасно! Мы видим, как много сильных сторон мы можем найти у детей с ОВЗ. Это важно для успешной социализации и для профориентации, чтобы развивать их потенциал.

II. Практическая часть.

Супергеройские инструменты педагогов (25 минут)

-Итак, мы размялись, посмотрели на потенциал наших детей. Теперь перейдем к конкретным инструментам, которые помогут нам в профориентации детей дошкольного возраста. Представьте, что мы – супергерои, а у нас есть свои суперспособности и гаджеты.

Инструмент №1: «Супер-Слух»

- Первый инструмент – это наш «Супер-Слух». Это умение использовать аудио- и видео-материалы, чтобы расширить кругозор ребенка о мире профессий. Особенно это важно для детей с ОВЗ, которым нужна визуальная поддержка и простые объяснения.

- Сейчас я покажу вам несколько картинок, какие вопросы мы можем задать ребенку о пекаре? Как помочь ему рассказать о профессии?

Картинки: Повар, режет овощи. Ребёнок-врач слушает сердцебиение игрушечного мишкиПекарь замешивает тесто.

Участники предлагают вопросы:

- Что делает пекарь?

- Какие инструменты ему нужны?

- Что он печёт?

- Тебе нравится запах свежего хлеба?

- Что ты больше любишь мягких хлеб или ароматные, румяные булочки?

- Хочешь попробовать себя в роли пекаря?

- Теперь давайте обсудим, как мы, можем помочь ребенку понять терминологию и составить рассказ о профессии.

Участники предлагают варианты:

-Можно показать картинки с разными этапами работы пекаря, использовать опорные слова, задавать наводящие вопросы.

-Можно спросить: что делает пекарь? Какими инструментами он пользуется в работе? Нравится ли ему его работа?

- Можно использовать картинки с изображением разных этапов приготовления хлеба и попросить ребенка рассказать, что происходит на каждой картинке.

- Можно составить вместе с ребенком простую схему или интеллект-карту о профессии.

- Кроме картинок, мы можем использовать видеоролики о разных профессиях, аудиосказки и песенки о профессиях. Это помогает развивать слуховое восприятие и обогащать словарный запас. Главное – выбрать материалы с четкой дикцией и понятным сюжетом. После прослушивания или просмотра можно попросить ребенка нарисовать то, что он услышал, или разыграть сценку.

- Отлично! Именно так, мы можем использовать «Супер-Слух», чтобы открывать для детей мир профессий, делая информацию доступной и понятной.

Инструмент №2: «Речевая броня» (развитие коммуникативных навыков)

- Продолжаем. Напоминаю, что мы – супергерои, у нас есть свои суперспособности. Следующий наш инструмент – «Речевая броня». Речь- основной инструментарий для развития коммуникативных навыков, которые в дальнейшем помогут ребенку чувствовать себя уверенно в профессиональной среде.

Для развития коммуникативных навыков целесообразно использовать ролевые игры и моделирование ситуаций.

- Сейчас мы проведем ролевую игру «Собеседование» и «Интервью с доктором». Разделитесь в пары..

Для игры участники мастер -класса делятся на пары.

- Те кто выбрал игру «Собеседование», один из участниковHR-менеджер, а другой участник ребенок «соискатель», который «устраивается» на работу. Менеджер задаёт вопросы, соискатель отвечает.

HR-менеджеры могут воспользоваться карточками- подсказками с вопросами:

  • Расскажите о себе и своих увлечениях.
  • Почему вы хотите работать именно у нас?
  • Что вас больше всего нравится в этой работе?
  • Какие задачи вы готовы выполнять на этой должности?
  • Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать хороший сотрудник?
  • Какие у вас есть сильные стороны?
  • Что вы умеете делать хорошо?
  • Что вам нравится делать больше всего?
  • Как вы справляетесь с трудностями?
  • Задайте мне вопрос о работе.

- Те кто выбрал игру «Интервью с доктором», один из участников -ребенок – журналист, другой – доктор. Журналист задает вопросы о работе доктора, а доктор рассказывает о своих обязанностях.

Журналисты, задающий вопросы о работе доктора, также могут воспользоваться карточками- подсказками с вопросами:

  • Доктор, почему вы решили стать врачом?
  • Какая область медицины вас больше всего интересует?
  • Можете ли вы описать свой обычный день в больнице?
  • С какими пациентами вы чаще всего работаете?
  • Бывали ли у вас случаи, когда вам было очень сложно поставить диагноз?
  • Как вы справляетесь с психологическим давлением родных пациента, когда здоровье пациента в ваших руках?
  • Как вы сообщаете плохие новости пациентам и их семьям?
  • Что делать, если пациент отказывается от лечения, которое, по вашему мнению, необходимо?
  • Какие у вас профессиональные цели? Что бы вы посоветовали детям, которые мечтают стать врачами?".

После игры.

- Как вы чувствовали себя в роли соискателя?

- Что было самым сложным?

- Как мы можем помочь ребенку преодолеть страх общения и сформировать уверенность в себе?

Участники- соискатели делятся впечатлениями и предлагают идеи:

- Я очень волновался, но старался отвечать честно.

- Мне было сложно говорить о своих слабостях.

- Я понял, что нужно заранее готовиться к собеседованию и продумывать ответы.

- Нужно больше практиковаться в общении с незнакомыми людьми.

- Важно, чтобы собеседник был доброжелательным и понимающим.

- Как можно чаще использовать в работе видеозапись, чтобы ребенок мог посмотреть на себя со стороны и оценить свою речь и поведение.

Инструмент №3: "Мозго-ускоритель" (использование сенсорной интеграции)

И, наконец, наш "Мозго-ускоритель" – это использование сенсорных упражнений в профориентационной работе. Сенсорные упражнения стимулируют когнитивные процессы и повышают концентрацию внимания.

Участникам мастер- класса предлагаются упражнения с глиной или тестом:

- Сейчас мы немного поработаем руками. Попробуйте что-нибудь слепить. Сосредоточьтесь на своих ощущениях.

Какие у вас ощущения?

Мягко?

Холодно?

Гладко?

После упражнения:

- Теперь давайте обсудим, какие профессии связаны с видом деятельности лепка?

Участники предлагают варианты: гончар, скульптор, пекарь, кондитер.

- Какие сенсорные ощущения важны в этих профессиях?

Участники говорят о сенсорных ощущениях важных для гончара и пекаря:

- Для гончара важны тактильные ощущения, чтобы чувствовать форму и текстуру глины.

- Для пекаря, кроме тактильных ощущений (текстуры теста) важны обоняние и вкус, чтобы контролировать качество теста.

- Представьте, если бы я предложила потрогать шероховатую кору дерева

- Какие профессии связаны с деревом? (плотник, лесник, дизайнер мебели).

- А если бы я предложила потрогать крупы. Какие профессии у вас ассоциируются с крупами? Какие наводящие вопросы вы бы задали детям?

Участники:

- Кто выращивает рис?

- Кто готовит из круп вкусные блюда?

- Представьте, если бы я предложила потрогать ткани разной текстуры, о каких бы профессиях мы с вами могли бы говорить? Какие наводящие вопросы вы бы задали детям?

Участники:

- Можно спросить: Какие профессии у вас ассоциируются с тканью?

- Кто шьет одежду?

- Кто создает красивые интерьеры?

- Представьте, если бы я предложилавам для игры воду с ароматизаторами, о каких бы профессиях мы с вами могли бы говорить? (о химиках, парфюмерах или врачах).

- Сенсорные упражнения позволяют не просто перечислять профессии, а проживать их через ощущения, делая процесс ознакомления с профессиями взрослых более живым и запоминающимся, более увлекательным и эффективным.

Итог:

- Итак, коллеги, я поделилась с вами тремясупергеройскми инструментами. Помните, что наша задача –помочь ребенку раскрыть свой потенциал и найти свое место в мире.

Рефлексивное упражнение

- Скажите, оправдались ли ваши ожидания от увиденного и услышанного?

- Что бы вы хотели ещё узнать по этой теме и могу ли я вам в этом помочь?

- Спасибо за работу! Мне было приятно с вами общаться.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год