«Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда с детьми с ТНР» |
Логопедия | |
Автор: Беличева Елена Викторовна | |
04.02.2025 18:22 | |
«Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда с детьми с ТНР» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Подготовила: учитель – логопед Беличева Е.В. г.о. Егорьевск 2024 год Уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить вам нейропсихологический подход в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Этот метод помогает мне не только в коррекции речи, но и в комплексном развитии ребенка.
Статья 23 Конвенции о правах ребёнка подчеркивает важность обеспечения прав детей с ограниченными возможностями. Она провозглашает, что такие дети имеют право на особую заботу, поддержку и полноценное участие в жизни общества. Государства-участники обязаны гарантировать, что дети с инвалидностью получают необходимую медицинскую и социальную помощь, а также образование, адаптированное к их индивидуальным нуждам. Нейропсихология — отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга Задачи нейропсихологии:
Предметом нейропсихологии является изучение динамической локализации психических функций Для успешного обучения критически важными являются внимание и работоспособность. Эффективное внимание позволяет сосредоточиться на учебном материале, исключая отвлекающие факторы. При этом высокая работоспособность обеспечивает устойчивый и продуктивный процесс обучения, позволяя учащимся глубже погружаться в изучаемые темы и сохранять их интерес на протяжении длительного времени. Саморегуляция и контроль собственной деятельности играют немаловажную роль в образовательном процессе. Умение планировать свое время, ставить цели и анализировать результаты своего обучения способствует более осознанному подходу к учебным заданиям. Восприятие информации также требует развитых навыков, так как для полноты понимания необходимо не только слышать и видеть материал, но и уметь его интерпретировать. Речевая сфера, память и мыслительные операции формируют основную базу для обработки и усвоения новых знаний. Четкая артикуляция и богатый словарный запас облегчают коммуникацию, а хорошо развитая память позволяет запоминать информацию на долгосрочный срок. Мыслительные операции, такие как анализ, синтез и сравнение, помогают структурировать содержание и находить связи между различными аспектами изучаемого материала, повышая таким образом качество обучения. Нейропсихологический подход представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на компенсацию (развитие) поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, особенно актуальна при работе с детьми имеющими ТНР. Нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения. Метод нейропсихологического воздействия, разработанный А. Р. Лурией и его командой, основан на понимании взаимосвязи между высшими психическими функциями и структурой мозга. Лурия, будучи одним из основателей нейропсихологии, акцентировал внимание на том, что повреждения различных участков головного мозга могут приводить к специфическим нарушениям поведения и психических функций. Это открытие позволило создать новые подходы к диагностике и реабилитации. Что такое межполушарное взаимодействие? Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации). Межполушарное взаимодействие является ключевым элементом в развитии психических и когнитивных функций ребенка. Если это взаимодействие не сформировано, могут возникать различные отклонения и нарушения. Одной из причин, влияющих на формирование межполушарного взаимодействия, являются болезни матери в период беременности. Инфекции, хронические заболевания или даже эмоциональный стресс, испытываемый женщиной, могут негативно сказаться на развитии мозга плода, особенно в терминах функциональной асимметрии между полушариями. Кроме того, родовые травмы, такие как асфиксия или механическое повреждение, могут приводить к масштабным последствиям для нейробиологического развития. В первые годы жизни ребенка происходит активное закладка и соединение нейронных связей, и любые прерывания этого процесса могут спровоцировать нарушения в дальнейшем. Длительные стрессы и общемедицинские вмешательства, включая наркоз, оказывают значительное влияние на формирование межполушарного взаимодействия. Они могут вызывать сброс в гормональном фоне и нарушать работу нейротрансмиттеров, что вкупе с несбалансированным питанием может привести к нарушениям в психоэмоциональной сфере ребенка, снижая его способности к обучению и социализации. Признаки несформированности межполушарного взаимодействия могут проявляться в различных аспектах развития ребенка. Одним из наиболее явных симптомов является зеркальное написание букв и цифр. Это явление зачастую указывает на сложности в координации работы правого и левого полушарий, что может затруднять не только процесс обучения, но и повседневное взаимодействие с окружающим миром. Логопедические отклонения также являются частым спутником данной проблемы. Дети могут испытывать трудности с произношением звуков, что негативно сказывается на их речевом развитии и самооценке. Неловкость движений, заметная в играх и физической активности, может выражаться в неумении совершать простые действия, такие как спортивные упражнения или даже обыденные манипуляции. Агрессия и плохая память дополняют картину. Дети могут испытывать трудности с контролем своих эмоций и часто реагируют остро на незначительные раздражители. Также отсутствие познавательной мотивации и инфантильность могут указывать на несоответствие в развитии, заставляя родителей и педагогов искать пути коррекции и поддержки, чтобы помочь ребенку достигнуть гармоничного роста. Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь. Логопедические занятия представляют собой комплекс мероприятий, направленных на развитие речевых навыков и коррекцию нарушений речи. Одним из ключевых компонентов являются дыхательные упражнения, которые помогают укрепить дыхательную мускулатуру и научить детей контролировать своё дыхание. Эти упражнения включают различные техники: от простого надувания мячика до глубоких вдохов и выдохов с использованием звуков. Следующим важным элементом являются артикуляционные упражнения. Они направлены на тренировку органов артикуляции, что способствует улучшению произношения. Сначала логопед показывает правильные позиции языка и губ, а затем дети повторяют за ним, формируя привычку правильного произношения звуков. Кроме того, логопедические занятия могут включать самомассаж пальцев и кистей по методике суд-жок, который активизирует нервные окончания и улучшает внимание. Глазодвигательные упражнения тоже играют ключевую роль, помогая развить координацию движений глаз и способствуя улучшению зрительного восприятия. Кинезиологические пальчиковые игры и нейропсихологические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и укреплению связи между речевыми и моторными навыками. В завершение занимаются расслабляющими техниками, такими как релаксация и элементы логоритмики, что помогает детям снять напряжение и способствует более эффективному усвоению материала. Наконец, важно отметить, что логопедические занятия должны быть индивидуализированы в зависимости от потребностей каждого ребенка. Регулярная обратная связь и наблюдение за прогрессом позволяют логопеду корректировать программу занятий. Таким образом, комплексный подход к логопедической работе обеспечивает наиболее полное развитие речевых навыков и способствует успешной коррекции речевых нарушений. Применение интегрированного подхода, основанного на нейропсихологии, способствует более эффективной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и создает условия для всестороннего развития ребенка, улучшая как речевые навыки, так и его общую адаптацию в социальной среде.
|