Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование моторного планирования в системе автоматизации поставленных звуков
Логопедия
Автор: Журавлева Ольга Петровна Федотова Любовь Васильевна   
17.11.2024 23:00

Использование моторного планирования в системе автоматизации поставленных звуковИспользование моторного планирования в системе автоматизации поставленных звуков

  • Учитель-логопед Журавлева О.П.
  • учитель-логопед Федотова Л.В.

Речь – психический процесс формирования, передачи и понимания сообщений с помощью языка. Речь является средством овладения любой психической операцией.

Речь помогает ребенку высказать свои мысли, рассказать о событиях, происходящих в его жизни, найти общий язык со сверстниками и взрослыми. Четкая, выразительная, правильная речь является показателем развития ребенка.

Для правильного развития речи должны быть выполнены следующие условия: обогащенный сенсорный опыт ребенка, достаточно развита общая и мелкая моторика, координация и переключаемость движений, сформированы пространственные представления, развито чувство ритма, постоянное коммуникативное взаимодействие с ребенком.

 

Дети с нарушением речи испытывают трудности в освоении основных речевых навыков (словоизменение, словообразование, звукопроизношение, построение фразы), понимания речи окружающих, умения отвечать на вопросы и задавать их и как следствие нарушение коммуникации со сверстниками и взрослыми. Всё это вызвано нарушением моторного планирования. Моторное планирование это способность понять, спланировать и реализовать новое двигательное действие или последовательность этих действий. Нарушение моторного планирования может выглядеть как неловкость, как нарушение последовательности движений или их координации. Навык моторного планирования нужен не только при развитии общей или мелкой моторики. Развитие артикуляционной моторики по средством артикуляционных упражнений тоже тесно связано с моторным планированием.

Автоматизация звука – это сложный процесс, который требует от ребенка моторного планирования. Ребенок должен запомнить новый артикуляционный уклад при произнесении звука, контролировать силу и направление воздушной струи, четкость произносимого звука на слух. Данный контроль осуществляется до тех пор, пока выполнение этих движений не перейдет в навык, другими словами, пока не станет автоматизированным.

Проходя каждый этап автоматизации звука (изолированно, в слогах, в разных позициях слова, в словосочетаниях, в предложениях в связной речи), порой у ребенка бывают сложности в употреблении звука в своей собственной речи. Причиной тому служит нарушение моторного планирования – у ребенка не получается параллельно выполнять какие-то действия и контролировать правильное произношение звука, который автоматизирован.

Именно поэтому возникает необходимость использования на своих занятиях специальных игр и упражнений для развития моторного планирования. Основными принципами при работе над моторным планированием являются принцип от простого к сложному и принцип системности. Сначала автоматизированный звук произносится в сочетании с упражнениями на крупную моторику, затем происходит усложнение и крупномоторные движения заменяются на мелкомоторные. Рассмотрим примеры таких упражнений.

1. Моторные дорожки. Моторные дорожки помогают развить координацию, равновесие, моторное планирование и автоматизировать звуки на всех стадиях, от слогов до предложений. Для таких упражнений можно использовать ортопедические коврики, балансиры, координационную лестницу, островки, координационные дорожки.

- «Прыгни, хлопни, назови». Ребенок встает около дорожки, а педагог дает задание- пригни на двух ногах, хлопни в ладоши и назови звук.

- «Танцор» — ребенок стоя на балансире имитирует танцы в положении стоя, и «пропевает» слоги (ла-ло-лу). Сначала ребенок делает задания с помощью взрослого, пока сам не научится уверенно стоять на доске.

- «Поймай мяч» — ребенок продвигается по координационной лестнице и ловит мяч, при этом ритмично повторяет слоги.

2. Перекрестные движения. Это различные взаимные упражнения, где правая и левая сторона тела, в основном руки, поочерёдно выполняют разнонаправленные движения. Одновременно ставится и выполняется задача по автоматизации звука. Эти задания могут быть различными:

- «Ухо-нос» — указательный палец правой руки прикасается к левому уху, палец левой руки прикасается к носу, затем движения повторяются и руки меняются. Далее ускоряется темп выполнения движений.

- «Ходьба на четвереньках» — левая нога+правая рука, левая рука + правая нога; ходьба передом и задом

  • «Носик- художник» — ребенок воздухе рисует горизонтальные, вертикальные и диагональные восьмерки

- «Клешня краба» — средний палец накладывается на указательный, безымянный на кладется на средний, мизинец- на безымянный. Правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно, по 10-20 с.

3. Переключение. Это основа работы над слоговой структурой слова и автоматизации звуков. Для этих заданий можно использовать

- «Найди домик» — в сортёры с 4, 6 и 8 ячейками ребенок сортирует предметы при этом ритмично называет звуки, слоги или слова.

- «Волшебный круг» — в виизуально-ритмический логопедический круг ребенок выкладывает ряды (из шишек и ракушек, шишка- «КИ», ракушка- «СА») в определенной последовательности с переключением на звук.

- «Заборчик» — ребенок из цветных счетныхпалочек выкладывает забор и называет звук или слог (желтые палочки-звук «С», зеленые «З»).

4. Сенсорная интеграция. Насыщаем ребёнка тактильными ощущениями и закрепляем звук. Попутно отрабатываем пространство, слухоречевую память, зрительное восприятие, синхронизируем работу обоих полушарий с помощью двуручной деятельности.

- «Нарисуй и назови звук». Игры с сыпучими и пластичными массами. (Сыпучий- песок, галька, крупы; пластичными- пластилин, тесто, глина). Ребенок лепит или рисует и при этом называет звук, слог, слово.

- «Угадай, чем пахнет?» — ребенок угадывает запахи предметов обычного мира (резинового мяча, металлической ложки, деревянной доски и пр.) и называет их по слогам (сколько слогов в слове).

- «Сенсорные альбомы». В альбом вклеиваются кусочки различных материалов: вата, мех, шелк, шерсть, наждачная бумага, фольга. Обращаем внимание на их качества: пушистый, мягкий, шершавый, скользкий, колючий, гладкий. Некоторые материалы, название которых имеет простую слоговую структуру, можно назвать: мех, пух, вата, фольга.

5. Нейромоторные тренажеры. В основе нейромоторных трафаретов положены графические упражнения для детей, разработанные с позиции нейропсихологии и направленные на развитие структур головного мозга, отвечающих за пространственное мышление, концентрацию внимания, восприятие, память. В процессе выполнения нейромоторных упражнений у ребёнка развиваются: зрительно-пространственная координация и пространственно-графическая ориентация, синхронизируется работа глаз и рук; закрепляются навыки зрительного восприятия при дифференциации различных элементов; активизируется деятельность головного мозга, ускоряется развитие нейронных связей, взаимодействие обоих полушарий головного мозга.

- «Умная восьмёрка» (деревянное пособие в виде цифры «восемь» с углублениями для выполнения заданий – катания стеклянного шарика). Ребенок катает шарики по «восьмерке» и называет звуки, слоги или слова.

- «Межполушарные доски» (деревянные доски с двумя ячейками и бегунками или стилусами). Сначала упражнение выполняется одной рукой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Далее упражнение выполняется другой рукой по такой же схеме – сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно упражнение усложняется, в работу включаются уже обе руки и ребенок пробует синхронно обеими руками пройти лабиринт сначала по часовой стрелке, затем против. Так же можно проходить лабиринт синхронно двумя руками, но в разном направлении. И, самое сложное, это использование разных лабиринтов на разные руки, т.е. одна рука проходит один лабиринт, а другая рука – другой. Таким образом, происходит не только развитие межполушарного взаимодействия, но и влияние на синхронизацию работы рук и глаз. При выполнении упражнений автоматизируем звуки.

- «Баланс борд с лабиринтами». Задания можно выполнять как стоя на доске, так и держа вкладыш – лабиринт в руках. Вкладыши можно легко менять один на другой. Есть как простые, так и сложные рисунки. Выполняя задание ребенок автоматизирует звуки в слогах и словах.

6. Звучащие предметы. С помощью этих игр и упражнений мы работаем над моторными программами, двуручной деятельностью, слухоречевой памятью, пальцевым праксисом и всё это решаем в процессе автоматизации звуков.

- «Отгадай, что звучит». Показываем ребенку, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

- "Шумящие мешочки". Вместе с ребенком насыпаем в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

- «Поймай нужный звук хлопком». Ребенку дается инструкция: если услышишь звук [К] слове — хлопни в ладоши. (Слова: [К]ран, мор[К]овь, шалаш, ботино[К]..).

- Игры с палочками (клавесами). Решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Ребенок держит одну клавесу горизонтально перед собой, второй-стучит попеременно то по одному, то по другому концу, при этом разучивает стишки, прибаутки.

7. Графомоторные дорожки. Это игры и упражнения, которые направлены на развитие внимания, двигательных навыков, хорошо координируют систему «глаз-рука» и также в процессе выполнения задания автоматизируются звуки. Для детей старшего дошкольного возраста графомоторные дорожки используем также для подготовки руки к письму. Для заданий подойдут готовые дорожки, планшет, доска или обычный лист бумаги.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год