Логопедический тренинг для родителей «Звуковой анализ и синтез». |
Логопедия | |||
Автор: Гусева Альбина Тафкиловна | |||
16.11.2024 23:43 | |||
Логопедический тренинг для родителей «Звуковой анализ и синтез». Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» им. И.А. Кулькова с. Дубовый Умёт муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Колосок»» Подготовила учитель-логопед: Гусева А.Т. 2024 г. с. Дубовый умёт Цель: привлечь внимание родителей к проблемам формирования навыков звукового анализа и синтеза. Задачи:
Оборудование:
Демонстрационные картинки, раздаточный материал (фишки трёх цветов (красный, синий, зелёный), памятки «звуковой анализ слова», паровозики), ноутбук, проектор. 1. Вводная часть Родители сидят на стульях. Логопед: — Здравствуйте, дорогие родители! Мне очень приятно всех вас здесь видеть. Логопед: Для начала хочу вам предложить провести небольшую викторину. Викторина «Звуки и буквы русского языка»
Спасибо. А теперь начинаем. 2. Основная часть Сегодня мы собрались здесь, чтобы я рассказала и показала ряд игровых заданий наформирование звукового анализа и синтеза. - Анализ и синтез звуков русского языка необходим нам дляуспешного овладения чтением и письмом. Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звук, из которых оно состоит. Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения. Логопед рассказывает, чем отличается звуки от букв. Звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем. Логопед рассказывает, что гласные звуки изучаются первыми. Показывает артикуляцию и знакомит с схемами гласных звуков. А О Э У И Ы ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В русском языке 6 основных гласных: А, У, О, И, Ы, Э. -Почему их так назвали (гласные звуки?) -Потому, что у них есть голос, они легко поются. Выдыхаемому воздуху ничего не мешает (ни губы, ни зубы, ни язычок). Гласные звуки обозначаются красным цветом. Логопед предлагает пропеть песенки звуков, опираясь на схемы. (например: — получается АЭИ. Далее про согласные: согласные бывают звонкими и глухими, твёрдыми (обозначаются синим цветом) и мягкими (обозначаются зелёным цветом). СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ -Почему их так назвали (согласные звуки)? -Потому, что сами эти звуки петь не умеют (они или «пыхтят» -п-п-п, или «мычат» — м-м-м, или «шипят» — ш-ш-ш, или «свистят» — с-с-с и т. д.), но соглашаются петь вместе с гласными. Выдыхаемому воздуху при произнесении согласных звуков, мешают = или губы, или зубы, или язычок. Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Логопед: Начальным этапом освоения языкового анализа и синтеза является поиск места звука в слове. Упражнение «Где звук?» Цель: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Родители для выполнения этого упражнения берут паровозики (или карточки, разделённые на три части) и карточки с обозначениями звуков. Звук может быть в начале, в середине и в конце. Сейчас, мы с вами, будем находит место звука О, М. Будьте внимательны, часть слов будет с подвохом (ослик, ведро, колесо, малина, лимоны, гном). Обращаем внимание, на то, как мы произносим слово КАЛЕСО. Родители выполняют задания. Подведение итогов: Были ли у вас трудности? Упражнение 2. «Звуковой домик» Цель: совершенствование навыков звуко — слогового анализа и синтеза. - На доске перед вами картинка (ДЫМ), нам нужно определить сколько звуков в слове, а также надо определить сколько слогов. (Правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). - Назовите, пожалуйста. - Отлично! Теперь переходим к слову ДОМИНО. И делаем это самостоятельно. Подведение итогов. Упражнение 3. «Звуковой анализ слова» Цель: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Логопед: — Вот и подошли мы к самому сложному — составлению звуковой схемы слова. Давайте сначала ознакомимся с нашими памятками. Звуковой анализ слова. Памятка для родителей Звуки делятся на гласные и согласные. Согласные делятся на твёрдые и мягкие. На схеме обозначаются следующим образом: Гласный звук — красным цветом Согласный звук твёрдый — синим цветом Согласный звук мягкий — зелёным цветом А О У Ы Э –указывают на то, что впереди стоит ТВЁРДЫЙ согласный звук. Я Ё Ю И Е – указывает на то, что впереди стоит МЯГКИЙ согласный звук. Всегда твёрдые согласные звуки – [Ж] [Ш] [Ц] Всегда мягкие согласные звуки — [Ч] [Щ] [Й] - Как правильно составить звуковую схему: Например, слово «ЛИСА». Вопросы:
обозначаем? 5. Какой звук второй? [И] Гласный или согласный? Каким цветом обозначаем? 6. Какой звук третий [С]? Гласный или согласный? Какой согласный твёрдый или мягкий? Каким цветом обозначим? 7. Какой четвёртый звук [А]? Гласный или согласный? И обозначается каким цветом? / Логопед: - У каждого из вас на столе лежат демонстративные картинки и фишки. Теперь самостоятельно каждый из вас выполнит звуковой анализ слова. Можно приступать. После того как все выполнили задание проверяют вместе с логопедом. Итог: - С какими трудностями при выполнении этогоупражнения вы столкнулись? Упражнение 4. «Составь слова из первых букв» Цель: совершенствовать навыки анализа и синтеза. Логопед предлагает родителям составить слово из первых звуков. Логопед показывает картинку. получается слово КИНО. КОФТА. Следующее задание. Я вам назову звуки, а вы назовёте слово, которое вы услышали. 3. Заключительная часть. Логопед предлагает провести «Эксперимент». Я вас попрошу, не задумываясь (быстро) поднять вверх указательный палец (при этом сам логопед показывает большой палец). Посмотрите! Я вас просила поднять указательный палец, а вы подняли большой палец. Вы сделали, не то что я сказала, а то, что увидели. Так вот запомните! Наши дети делают то, что мы с вами делаем. У участников естьвремя задать интересующие вопросы. Уважаемые родители! Спасибо вам за ваши улыбки, за то, что вы пришли сегодня. Ведь без вас ничего бы не получилось. Как это не просто быть родителем и какое это счастье! Список использованной литературы Интернет-ресурсы: nsportal. ru, maam. ru, шкатулка_логопеда @ логопедические игры и другие.
|