Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект консультации-практикума для родителей «Как заучить стихи с ребёнком»
Логопедия
Автор: Момот Виктория Владимировна   
24.09.2024 03:00

Конспект консультации-практикума для родителей «Как заучить стихи с ребёнком»Конспект консультации-практикума для родителей «Как заучить стихи с ребёнком»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»

Выразительность речи

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ №1 Момот В.В. Ноябрь 2023г.

Скоро Новый год. Как мы к нему всегда готовимся? Ставим елку, украшаем дом, готовим подарки. А наши дети? Загадывают желания, пишут письма Деду Морозу, ждут его с подарками и готовятся прочитать для него стихотворение. Мы все в детстве учили стихи Деду Морозу.

Большинство родителей хотят выучить со своим ребенком стихотворение и услышать его на утреннике.

Но не все дети легко, с удовольствием учат стихи, а выучив, готовы на утреннике прочитать стихотворение уверенно, выразительно.

 

(Обращаю ваше внимание, что стихи именно читают, а не рассказывают, как сказку или историю).

Почему?

- Кому-то трудно запомнить стихотворение из-за непонимания отдельных слов и содержания стихотворения в целом.

- Некоторые дети не чувствуют рифмы и ритма, которые всегда есть в стихотворении.

- Выразительность чтения строится на эмоциях и умении пользоваться средствами интонационной выразительности.

Всему этому ребенка надо научить и сделать процесс заучивания стихов интересным, увлекательным для ребенка занятием, превратить это занятие в игру.

На новогоднем утреннике нет возможности слушать много стихов. Но это можно сделать на отдельном празднике-конкурсе чтецов «У новогодней елки». (Объявление о конкурсе). Сегодня мы с вами начнем подготовку к этому конкурсу: раскроем секреты легкого, увлекательного заучивания стихов и выразительного их прочтения.

1. Начнем с выбора стихотворения.

Стихотворение должно быть понятно, интересно ребенку.

Кроме того, надо учитывать произносительные возможности ребенка. Трудных пока для произношения звуков в стихотворении должно быть немного. А все поставленные логопедом звуки должны прозвучать правильно. В конкурсе это будет учитываться.

2. Итак, у вас есть стихотворение, которое вы хотите выучить с ребенком. Как это сделать правильно?

- Прочтите ребенку стихотворение выразительно: эмоционально, красиво, не торопясь. (Можно использовать интернет ресурсы и послушать стихотворение в исполнении профессиональных чтецов).

-Побеседуйте о том, какие чувства вызывает стихотворение, почему, зачем поэт написал его.

- Выясните, все ли слова понятны ребенку, объясните значение малознакомых слов и выражений.

- Задайте ребенку вопросы по содержанию текста, которые помогут ему лучше понять текст, а вам – выяснить понимание.

- Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда употребляет правильно. Нужно сразу выделить такие слова и попросить ребенка произнести их правильно, потому что после заучивания сделать это будет трудно.

- Обратите внимание на интонацию каждой строчки, силу голоса при чтении стихотворения, паузы и логическое ударение.

3. Заучивание.

- Есть хороший метод заучивания: превратить это в игру. Таким способом даже дети полутора лет способны заучивать легкие стихотворные тексты. С малышами хорош метод добавления ребенком последнего слова каждой строчки.

-Хороший способ заучивания – рисование стихотворения. Если рисовать на бумаге сложно, можно «рисовать» в воздухе. Этот метод развивает воображение.

- Если что-то не складывается с рисованием, можно использовать ритм. При перекидывании мяча повторять строчку за строчкой. Можно добавить марширование или танцы. Главное, не забывать про основную цель и постоянно проговаривать строчку за строчкой.

- Есть проверенный способ привития любви к стихотворениям – инсценировать его и сопровождать определенными описывающими движениями.

- Можно предложить ребенку побывать в роли известного актера.

- Можно подобрать какие-то элементы костюма, атрибуты по содержанию текста (наличие костюма или его элементов приветствуется и на конкурсах чтецов).

- Чтобы не было каши в голове, не надо заучивать сразу все стихотворение, даже если все пошло хорошо. «Учить стихотворение понемногу» простой и эффективный способ (у малышей это 1-2 строчки, дети постарше учат стихи четверостишьями).

- Помогут также игровые приемы: чтение стихотворения по-разному: грустно, весело, скучно, как робот, радостно; заучивание стихотворения в лицах, драматизация.

А теперь поучимся использовать при чтении стихов средства интонационной выразительности. Этих средств несколько. Рассмотрим наиболее понятные и важные.

1. Сила голоса.

Мы постоянно говорим детям: «Говори громко.» учим читать стихи громко. Но использование силы голоса как средства выразительности — это не просто громкое чтение или рассказывание, это умение управлять голосом, переходить от тихого к громкому звучанию и наоборот. И умение выбирать, где над читать громко, а где – потише или совсем тихо.

Давайте выберем, какое стихотворение как читать. Обычно это понятно из текста.

А) эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо.

Жили-были серый еж и его ежиха.

Серый еж был очень тих.

И ежиха тоже.

И ребенок был у них –

Очень милый ежик. (С. Маршак)

Б) Приехали! Приехали!

Родители приехали!

С конфетами, с орехами!

Родители приехали! А.Барто

В) Скажи погромче слово «гром»

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише «шесть мышат» -

И сразу мыши зашуршат. А.Барто.

А теперь давайте потренируемся постепенно изменять силу голоса.

1) Посчитаем от 1 до 10, постепенно увеличивая силу голоса, а потом посчитаем обратно, постепенно понижая громкость.

2)Ударяй тихонечко: стук – стук – стук (тихо),

И тогда услышишь ты нежный звук (тихо).

Ударяй сильнее: стук – стук – стук (громко),

И тогда услышишь громкий звук (громко).

3)А сова – все ближе, ближе (голосом средней силы),

А сова – все ниже, ниже (голосом средней силы)

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо):

Поиграй, дружок, со мной! (громко)

(С. Маршак)

2. Темп – это скорость движения речи. Кто-то привык говорить быстро, кто-то медленно. Но темп выразительного чтения может меняться. Чтобы это нагляднее показать детям, мы двигаемся и говорим с разной скоростью.

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Все быстрей, быстрей, бегом

Карусель кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

3. Логическое ударение — это выделение наиболее важного слова во фразе. Способы выделения:

  • более замедленное произношение
  • усиление голоса
  • изменение высоты голоса

-пауза перед словом, а иногда и после него.

МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ.

Произнесем эту фразу, меняя ударное слово.

При разучивании стихов слова, на которые падает логическое ударение, выделяются.

4. Высота голоса.

Голос, как и взгляд, передает эмоциональное состояние человека. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним называется ГИБКОСТЬЮ голоса.

Назовем дни недели, начав высоким голосом (как птичка) и закончив низким (как медведь).

5. Важно в речи чувствовать эмоциональное состояние героя и передавать его с помощью мимики и жестов.

Тут мы и используем прием драматизации, театр.

Подходят для этого русские народные сказки, например. «Теремок», «Репка», «Колобок».

Давайте и мы с вами немного поиграем в театр, но возьмем для этого новогодний диалог с медведем, который, видимо, решил не спать, а встретить Новый год, как все люди, елкой.

- Ты куда идешь, медведь?

- В город, елку поглядеть.

-А зачем тебе она?

-Новый год встречать пора.

-Где поставишь ты ее?

-В лес возьму, в свое жилье.

-Что ж не вырубишь в лесу?

-Жалко. Лучше принесу.

Кто разговаривает с медведем — непонятно. Допустим, это человек (девочка).

А теперь это будет ЛИСА. (ЗАЙЧИК-ТРУСИШКА, ВОЛК, БЕЛКА, ВОРОНА)

Драматизация стихотворения с родителями.

Вот так мы с вами рассмотрели наиболее яркие приемы работы над выразительностью речи наших детей, да и нашей речи тоже. Ведь мы для детей – образец для подражания. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча, наше занятие поможет вам справиться с проблемой запоминания стихов (если она есть) и выразительностью их исполнения. Желаю успехов в предстоящем конкурсе чтецов и во всех конкурсах выразительного чтения, которые у ваших детей впереди. Спасибо за внимание и за участие в этом практикуме!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год