Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект консультации-практикума для родителей «Как заучить стихи с ребёнком»
Логопедия
Автор: Момот Виктория Владимировна   
24.09.2024 03:00

Конспект консультации-практикума для родителей «Как заучить стихи с ребёнком»Конспект консультации-практикума для родителей «Как заучить стихи с ребёнком»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»

Выразительность речи

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ №1 Момот В.В. Ноябрь 2023г.

Скоро Новый год. Как мы к нему всегда готовимся? Ставим елку, украшаем дом, готовим подарки. А наши дети? Загадывают желания, пишут письма Деду Морозу, ждут его с подарками и готовятся прочитать для него стихотворение. Мы все в детстве учили стихи Деду Морозу.

Большинство родителей хотят выучить со своим ребенком стихотворение и услышать его на утреннике.

Но не все дети легко, с удовольствием учат стихи, а выучив, готовы на утреннике прочитать стихотворение уверенно, выразительно.

 

(Обращаю ваше внимание, что стихи именно читают, а не рассказывают, как сказку или историю).

Почему?

- Кому-то трудно запомнить стихотворение из-за непонимания отдельных слов и содержания стихотворения в целом.

- Некоторые дети не чувствуют рифмы и ритма, которые всегда есть в стихотворении.

- Выразительность чтения строится на эмоциях и умении пользоваться средствами интонационной выразительности.

Всему этому ребенка надо научить и сделать процесс заучивания стихов интересным, увлекательным для ребенка занятием, превратить это занятие в игру.

На новогоднем утреннике нет возможности слушать много стихов. Но это можно сделать на отдельном празднике-конкурсе чтецов «У новогодней елки». (Объявление о конкурсе). Сегодня мы с вами начнем подготовку к этому конкурсу: раскроем секреты легкого, увлекательного заучивания стихов и выразительного их прочтения.

1. Начнем с выбора стихотворения.

Стихотворение должно быть понятно, интересно ребенку.

Кроме того, надо учитывать произносительные возможности ребенка. Трудных пока для произношения звуков в стихотворении должно быть немного. А все поставленные логопедом звуки должны прозвучать правильно. В конкурсе это будет учитываться.

2. Итак, у вас есть стихотворение, которое вы хотите выучить с ребенком. Как это сделать правильно?

- Прочтите ребенку стихотворение выразительно: эмоционально, красиво, не торопясь. (Можно использовать интернет ресурсы и послушать стихотворение в исполнении профессиональных чтецов).

-Побеседуйте о том, какие чувства вызывает стихотворение, почему, зачем поэт написал его.

- Выясните, все ли слова понятны ребенку, объясните значение малознакомых слов и выражений.

- Задайте ребенку вопросы по содержанию текста, которые помогут ему лучше понять текст, а вам – выяснить понимание.

- Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда употребляет правильно. Нужно сразу выделить такие слова и попросить ребенка произнести их правильно, потому что после заучивания сделать это будет трудно.

- Обратите внимание на интонацию каждой строчки, силу голоса при чтении стихотворения, паузы и логическое ударение.

3. Заучивание.

- Есть хороший метод заучивания: превратить это в игру. Таким способом даже дети полутора лет способны заучивать легкие стихотворные тексты. С малышами хорош метод добавления ребенком последнего слова каждой строчки.

-Хороший способ заучивания – рисование стихотворения. Если рисовать на бумаге сложно, можно «рисовать» в воздухе. Этот метод развивает воображение.

- Если что-то не складывается с рисованием, можно использовать ритм. При перекидывании мяча повторять строчку за строчкой. Можно добавить марширование или танцы. Главное, не забывать про основную цель и постоянно проговаривать строчку за строчкой.

- Есть проверенный способ привития любви к стихотворениям – инсценировать его и сопровождать определенными описывающими движениями.

- Можно предложить ребенку побывать в роли известного актера.

- Можно подобрать какие-то элементы костюма, атрибуты по содержанию текста (наличие костюма или его элементов приветствуется и на конкурсах чтецов).

- Чтобы не было каши в голове, не надо заучивать сразу все стихотворение, даже если все пошло хорошо. «Учить стихотворение понемногу» простой и эффективный способ (у малышей это 1-2 строчки, дети постарше учат стихи четверостишьями).

- Помогут также игровые приемы: чтение стихотворения по-разному: грустно, весело, скучно, как робот, радостно; заучивание стихотворения в лицах, драматизация.

А теперь поучимся использовать при чтении стихов средства интонационной выразительности. Этих средств несколько. Рассмотрим наиболее понятные и важные.

1. Сила голоса.

Мы постоянно говорим детям: «Говори громко.» учим читать стихи громко. Но использование силы голоса как средства выразительности — это не просто громкое чтение или рассказывание, это умение управлять голосом, переходить от тихого к громкому звучанию и наоборот. И умение выбирать, где над читать громко, а где – потише или совсем тихо.

Давайте выберем, какое стихотворение как читать. Обычно это понятно из текста.

А) эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо.

Жили-были серый еж и его ежиха.

Серый еж был очень тих.

И ежиха тоже.

И ребенок был у них –

Очень милый ежик. (С. Маршак)

Б) Приехали! Приехали!

Родители приехали!

С конфетами, с орехами!

Родители приехали! А.Барто

В) Скажи погромче слово «гром»

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише «шесть мышат» -

И сразу мыши зашуршат. А.Барто.

А теперь давайте потренируемся постепенно изменять силу голоса.

1) Посчитаем от 1 до 10, постепенно увеличивая силу голоса, а потом посчитаем обратно, постепенно понижая громкость.

2)Ударяй тихонечко: стук – стук – стук (тихо),

И тогда услышишь ты нежный звук (тихо).

Ударяй сильнее: стук – стук – стук (громко),

И тогда услышишь громкий звук (громко).

3)А сова – все ближе, ближе (голосом средней силы),

А сова – все ниже, ниже (голосом средней силы)

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо):

Поиграй, дружок, со мной! (громко)

(С. Маршак)

2. Темп – это скорость движения речи. Кто-то привык говорить быстро, кто-то медленно. Но темп выразительного чтения может меняться. Чтобы это нагляднее показать детям, мы двигаемся и говорим с разной скоростью.

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Все быстрей, быстрей, бегом

Карусель кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

3. Логическое ударение — это выделение наиболее важного слова во фразе. Способы выделения:

  • более замедленное произношение
  • усиление голоса
  • изменение высоты голоса

-пауза перед словом, а иногда и после него.

МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ.

Произнесем эту фразу, меняя ударное слово.

При разучивании стихов слова, на которые падает логическое ударение, выделяются.

4. Высота голоса.

Голос, как и взгляд, передает эмоциональное состояние человека. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним называется ГИБКОСТЬЮ голоса.

Назовем дни недели, начав высоким голосом (как птичка) и закончив низким (как медведь).

5. Важно в речи чувствовать эмоциональное состояние героя и передавать его с помощью мимики и жестов.

Тут мы и используем прием драматизации, театр.

Подходят для этого русские народные сказки, например. «Теремок», «Репка», «Колобок».

Давайте и мы с вами немного поиграем в театр, но возьмем для этого новогодний диалог с медведем, который, видимо, решил не спать, а встретить Новый год, как все люди, елкой.

- Ты куда идешь, медведь?

- В город, елку поглядеть.

-А зачем тебе она?

-Новый год встречать пора.

-Где поставишь ты ее?

-В лес возьму, в свое жилье.

-Что ж не вырубишь в лесу?

-Жалко. Лучше принесу.

Кто разговаривает с медведем — непонятно. Допустим, это человек (девочка).

А теперь это будет ЛИСА. (ЗАЙЧИК-ТРУСИШКА, ВОЛК, БЕЛКА, ВОРОНА)

Драматизация стихотворения с родителями.

Вот так мы с вами рассмотрели наиболее яркие приемы работы над выразительностью речи наших детей, да и нашей речи тоже. Ведь мы для детей – образец для подражания. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча, наше занятие поможет вам справиться с проблемой запоминания стихов (если она есть) и выразительностью их исполнения. Желаю успехов в предстоящем конкурсе чтецов и во всех конкурсах выразительного чтения, которые у ваших детей впереди. Спасибо за внимание и за участие в этом практикуме!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год