Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Практикум для педагогов «Игровые упражнения для развития грамматического строя речи и активизации словаря детей»
Логопедия
Автор: Момот Виктория Владимировна   
24.09.2024 02:53

Практикум для педагогов «Игровые упражнения для развития грамматического строя речи и активизации словаря детей»Практикум для педагогов «Игровые упражнения для развития грамматического строя речи и активизации словаря детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1»

Подготовила и провела: учитель-логопед Момот В.В. Октябрь 2022 г.

«Речевые игры. Что это такое и как в них играть?»

Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра — не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Именно в игре, как ведущей деятельности дошкольников создаются наиболее благоприятные предпосылки для развития разнообразных психических свойств и процессов. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.

 

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия. У большинства из них нарушены память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную речь, не делают выводов. Нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль. Из выше сказанного мы видим, что необходимость проведения речевой коррекции с дошкольниками через игру очевидна.

Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей и опирающийся на особенности их речевых расстройств.

Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с дру-гом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

Используя с детьми речевые игры на занятиях, нужно помнить, что игра дол-жна увеличивать мотивацию ребенка к речевому высказыванию, стимулировать накопление и развитие у него речевых навыков. Каждое такое занятие должно носить характер учебно – игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть ярким, запоминающимся, привлекать ребенка, вызывая у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий. Работа должна идти последовательно и постепенно, от простого к сложному. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушением речи, необходимо в течение занятий менять вид деятельности, используя игры с мячом, игры с движением, игры – сказки и др.

В своей работе мне часто приходится использовать речевые игры, которые так же могут применять на занятиях воспитатели детских садов и других детских учреждений.

Все речевые игры условно делятся на игры:

  • по формированию правильного звукопроизношения;
  • по развитию фразовой речи;
  • по формированию навыков словообразования;
  • по формированию грамматического строя речи;
  • по формированию связной речи.

1. Развитие словаря:

  • активизация и обогащение словаря по теме;
  • описание предметов, особенностей строения;
  • называние действий с данными по теме предметами;
  • называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

  • упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
  • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
  • употребление предлогов;
  • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

  • настольно-печатные
  • дидактические
  • подвижные игры
  • сюжетно – ролевые
  • компьютерные игры.

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

«Из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники — это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина — это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича — это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла — это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё?»

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает?»

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко?», дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок?»«Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба… Конь… Мальчик…

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

- Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой);

Стучать…, строгать…, сверлить…, резать…, копать…, подметать…,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

-Дополните предложение и повторите его полностью.

-Знайка рисует (что? чем)

-Пончик намазывает (что? чем)

-Винтик грозит (кому чем)

-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

-Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

Игра «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Весёлый счёт»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал:

Один город —.

Одна улица —.

Одна страна —.

Одна река —.

Одно поле —.

Одна гора —.

Игра «Один – много»

Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры: предложите назвать существительные, употребляя слово «много».

Лексический материал:

казак

урожай

колосок

река

порт

парк

вокзал

дом

магазин

житель

горожанин

Игра «Кто больше!»

Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры: назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Лексический материал:

плывет. (корабль, лодка, пароход, катер);

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.);

едет. (поезд, автомобиль, пассажир);

волнуется (море, река, мама, папа);

собирает (урожай, гостей).

к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни).

Игра «Отгадай»

Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания:

Лексический материал:

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите:

Красивый, красивое, красивая, красивые…

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите:

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).

Игра «Какой, какая, какие»

Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал:

шум города – шум (какой)(городской);

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

гости города – гости (какие) – …;

знак у дороги – знак (какой) — …

Игра «Подбери признак, действие»

Цель: развивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.

Лексический материал:

Россия (какая) —. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)

Дом (какой) —.

Край (какой) – …

Город (какой) — …

Парк (какой) —.

Памятник (какой) —.

Горожане (что делают) — …

Игра «Назови ласково»

Цель: закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.

Ход: попросить назвать ласково.

Лексический материал:

город – городок

улица –

мост — …

дом — …

магазин — …

Игра «Есть – нет»

Цель: образовывать существительные в родительном падеже.

Ход: предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал:

город – нет города аптека — …

вокзал — … дом — …

магазин — … парк — …

улица – … житель — …

горожанин –

Игра «Образуй новое слово»

Цель: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал:

Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак – (казачий).

горный – (гора, речной – (река, морской – (море). Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – пловец.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.

Лексический материал:

Красивая город.

Большие сквер.

Старое памятник.

Новая район.

Привокзальные площадь.

Игра «Подбери родственников»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: предложить придумать как можно больше родственных слов.

Лексический материал:

Река — речка — реченька — речушка — заречный — речной — речонка; Капля — … Трава – …

Игра «Скажи наоборот»

Цель: сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы.

Ход игры: Назвать слова, противоположные по смыслу.

Лексический материал:

Богатый край -

Мелкое море -

Темная улица -

Широкая аллея -

Дождливая погода -

Светлое небо -

Яркая зелень -

Холодный дождь -

Прохладный фонтан -

Шумный город -

Многоэтажный дом -

Новый сквер –

Игра «Назови слова-приятели»

Цель: подбирать синонимы.

Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

Красивый –. (прекрасный).

Большой –. (огромный).

Трудный –. (тяжелый).

Бежать –. (мчаться, нестись).

Предложите ребенку составить предложения с этими словами по теме.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год