Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Элементы сенсорной интеграции в работе учителя — логопеда с детьми с ТНР
Логопедия
Автор: Левицкис Марина Григорьевна , Хаменок Ольга Анатольевна   
13.04.2023 21:10

Элементы сенсорной интеграции в работе учителя — логопеда с детьми с ТНРЭлементы сенсорной интеграции в работе учителя — логопеда с детьми с ТНР

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Создателем метода сенсорной интеграции является Джин Айрес, логопед, психолог, трудотерапевт, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Движения в жизни ребенка играют большую роль, как в физическом развитии, так и психологическом. Как только малыш начинает двигаться: ползать, сидеть, стоять — начинают развиваться моторные функции, а затем речь. Именно функции психики: моторные и сенсорные, а также возможность уметь этим управлять, являются базовыми. Если нарушено их формирование, то в дальнейшем развитии появятся проблемы с памятью, мышлением, вниманием и речью.

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция — это взаимодействие всех органов чувств. Обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг.

Иными словами всё то, что мы получаем от органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше и достовернее информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

 

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

Известно, что взаимосвязь умственного и физического воспитания, овладение речью в полной мере зависит от уровня сенсорного развития детей, насколько точно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи.

Процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность дошкольника выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы.

К сожалению, с каждым годом количество воспитанников с ТНР увеличивается. У них наблюдается нарушение сенсомоторных, высших психических функций, затрудняющих социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.

На сегодняшний день, по статистике, каждый 5 ребенок страдает сенсорным нарушением, а именно:

- нарушение восприятия слуховой информации: ребенок боится громких звуков, не переносит определенную музыку, определенный тембр голоса, шума, часто закрывают уши руками.

- нарушение зрительного восприятия: ребенок часто отводит взгляд, не любит яркого освещения, не любит подниматься и спускаться по лестнице, а также ходьбу через препятствия.

- нарушения тактильного восприятия: такой ребенок не любит играть с пластилином, песком; боится испачкаться красками, клеем, грязью; не терпит ходить босиком, прикосновений к себе. У таких детей часто отмечается снижение болевого порога и температурной чувствительности.

- нарушение моторной и вестибюлярной дисфункции: такие дети часто неуклюжие, не ловкие, не устойчивые. Очень трудно происходит усвоение новых движений, катание на велосипеде, попеременное ползанье по лестнице или по-пластунски. А основное отличие такого нарушения, это неустойчивость внимания при большом количестве раздражителей. Такие дети могут очень быстро менять разные виды деятельности, и в тоже время отличаются чрезмерными эмоциональными проявлениями (истерики, агрессия, резкие капризы)

В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Педагогам нужно суметь заинтересовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.

Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь.

У детей с ТНР отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.

Метод сенсорной интеграции в работе учителя- логопеда, предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.

Для преодоления сенсорной интеграции в работе можно использовать разнообразные игры, задания, упражнения:

  • при развитии тактильных ощущений подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.

Необходимо развивать мелкую моторику, использовать материалы разной фактуры и плотности, можно использовать игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом; игры с песком, природным материалом; игры с тканями и бумагой; игры с массажерами для рук.

При развитии вестибулярной системы следует использовать задания с балансиром, мячом, прыжки, перешагивание через предметы, выполнение движений со словами скороговорок, стишков.

Так же развиваем зрительные и слуховые процессы. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию основных органов чувств — это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.

Игры на сенсорную интеграцию могут использоваться при дифферециации звуков, формировании лексико – грамматического строя речи, развитие слухового восприятия.

Сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности эффективен, так как каждый фактор развития психических процессов влияет на развития речи, игру, движение, мотивацию, воображение.

Сенсорная интеграция – комплексный метод, который стимулирует детей на вербальную и невербальную коммуникацию, способствует развитию обучения в целом.

Таким образом, занятия с использованием сенсорных пособий помогают заинтересовать и расслабить ребёнка, обеспечить успешное выполнение заданий; развивают психические и речевые процессы и, конечно, способствует всестороннему, гармоничному развитию детей с ТНР. Данная практика может быть легко применима учителями — логопедами как в условиях работы логопедического пункта в ДОУ, так и в условиях работы логопедической группы ДОУ.

Литература

  1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – М.: Детство-Пресс, 2011.
  2. Крсинова Е. А. Уроки для развития речи. – М.: Эксмо, 2007.
  3. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год