Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логопедический массаж в коррекционной работе с дошкольниками.
Логопедия
Автор: Юрченко Анастасия Владимировна   
09.11.2022 20:54

Логопедический массаж в коррекционной работе с дошкольниками.Логопедический массаж в коррекционной работе с дошкольниками.

В настоящее время все чаще встречаются сочетанные нарушения речи, осложняющие процесс коррекции, поэтому многие учителя-логопеды встают перед необходимостью применения массажа языка.

Логопедический массаж – метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Под воздействием логопедического массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

 

Основные задачи логопедического массажа:

  • коррекция звукопроизношения;
  • нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);
  • уменьшение проявления мышечных синдромов;
  • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);
  • подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;
  • улучшение кровообращения, обменных процессов и нервной проводимости, стимуляция кинетических и кинестетических ощущений;
  • уменьшение гиперсаливации;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи)
  • нормализация речевого дыхания;
  • создание предпосылок для произвольных координированных движений органов артикуляции.

Показания к проведению логопедического массажа.

Назначению массажа предшествует медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики.

Показания:

  • дизартрия;
  • дислалия;
  • ринолалия;
  • заикание
  • нарушение голоса;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • нарушение тонуса мышц;
  • задержка речевого развития (если уходит в дизартрию);
  • моторная алалия;
  • плохая автоматизация звука;
  • инфантильный тип глотания.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. Письменное разрешение родителей на проведение логопедического массажа.

Противопоказания к проведению логопедического массажа:

  • соматическое или инфекционное заболевание;
  • лихорадочное состояние;
  • острые воспалительные процессы;
  • носовые кровотечения и склонность к ним;
  • конъюнктивиты;
  • острые и хронические заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, шрибковые и невыясненненной этиологии);
  • стоматиты;
  • кариес;
  • наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта (заеды);
  • наличие увеличенных лимфатических желёз;
  • резко выраженная пульсация сонных артерий;
  • аллергия;
  • отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов);
  • чрезмерная физическая или психическая усталость.

В ряде случаев противопоказания к назначению логопедического массажа носят временный характер.

Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия

Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями.

Логопедический массаж может осуществлять только специалист, который прошел специальную подготовку и владеет техникой логопедического маcсажа, знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этио-патогенез речевых нарушений.

Общие рекомендации к проведению логопедического массажа.

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении.

Логопедический массаж – это курсовое лечение.

10-15 сеансов минимум.

Каждый день / через день / 2 дня на 3-й (3 раза в неделю)

Перерыв минимум 10 дней. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более.

Начальная длительность процедуры обычно составляет 5 – 7 мин, а конечная – 20 – 25 мин.

Перед тем как начать курс массажа, учитель – логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, является решающим фактором при установлении контакта с ребенком.

Факторы продолжительности массажа:

  • возраст ребенка (дошкольники – максимум 30 минут);
  • тяжесть нарушения;
  • этап логопедической работы;
  • психологические особенности ребенка;
  • регламент рабочего места.

Оборудование, рекомендованное для проведения массажа:

  • кран с водой;
  • кушетка;
  • подушка (валик) не обязательно;
  • резиновые перчатки;
  • салфетки стерильные;
  • нашатырный спирт;
  • перекись водорода;
  • детская присыпка (для успокаивающего массажа);
  • детское масло (для активизирующего массажа);
  • музыка для релаксации;
  • одноразовые шпатели;
  • логопедические зонды различной конфигурации;
  • электрический вибромассажер;
  • медицинский спирт для дезинфекции;
  • грелка для прогревания мышц;
  • несколько полотенец или влажные одноразовые салфетки.

Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления.

Виды массажа:

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

Точечный массаж – (описаны в работах К.А. Семеновой, Е.Ф. Архиповой) разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Сегментарно-рефлекторный массаж (методика массажа языка Ю.В. Микляевой) Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;

Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов – зондов.

Самомассаж.

Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

Методические указания к проведению расслабляющего массажа

  1. Массаж проводится в медленном темпе.
  2. Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.
  3. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные

ощущения тепла и покоя.

4. Руки логопеда должны быть обязательно теплыми.

5. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом, проводящим массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки. Например:

Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ощущение спокойствия и расслабления. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы. Не хочется двигаться. Мне хорошо и спокойно...

Кроме этого целесообразно использовать формулы, направленные на локальное расслабление мышц речевого аппарата. Например:

Грудь и плечи расслаблены. Мышцы шеи расслаблены. Нижняя челюсть вяло отвисает. Губы расслабленные, вялые, едва соприкасаются. Зубы разомкнуты. Язык расслабленный и тяжелый. Все мышцы лица расслаблены...

Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до массажа на лицо подростка или взрослого можно положить согревающий компресс. Это может быть махровое полотенце, намоченное в теплой воде (40 – 45°С) и хорошо отжатое. Компресс кладется на 3 – 5 мин.

Последовательность воздействия на массируемые области в процессе

одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:

  1. мышцы шеи и плечевого пояса,
  2. мимическая мускулатура,
  3. мышцы губ,
  4. мышцы языка.

Методические указания к проведению активизирующего массажа

  1. Этот вид массажа используется при пониженном мышечном тонусе.
  2. Движения логопеда должны быть достаточно ритмичными.
  3. Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с

растиранием, разминанием, сильной вибрацией.

4. Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно.

5. На передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказаны, так как в этой области находится щитовидная железа.

6. При правильном выполнении массажа дыхание ребенка равномерно.

7. Массаж не должен вызывать выраженных болезненных ощущений у

массируемого.

8. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего массажа может быть следующая:

  • мимическая мускулатура
  • мышцы губ
  • мышцы языка
  • мышцы шеи и плечевого пояса.

Учитель-логопед Юрченко Анастасия Владимировна

ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (358) выйдет
18 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год