Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
Логопедия
Автор: Якимович Оксана Александровна   
24.10.2022 10:07

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно остро. Ребенок приходит на логопедические занятия и для нас, логопедов, встает вопрос: как повысить мотивацию, активизировать деятельность дошкольника на логопедических занятиях, создать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе образовательной деятельности.

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду. Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать «чашечку», и мама обрадуется). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду делать «моторчик», то родители меня накажут).

 

Формированию мотивации у дошкольника способствует ряд условий:

  1. создание эмоционального комфорта для дошкольника;
  2. создание на логопедическом занятии ситуации успеха, учитывая особенности и темп развития каждого ребенка;
  3. формирование определенных способов и приемов познавательной деятельности (работа в группах, парах, использование совместных заданий ребенка и логопеда);
  4. помощь учителя-логопеда не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих дошкольника на правильное решение;
  5. привлечение детей к оценочной деятельности и формирование у них позитивной самооценки.

Чтобы заинтересовать дошкольников, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, различные игровые моменты, сюрпризы, поощрения, новые современные технологии. Стараюсь, чтобы каждое предлагаемое мной задание таило в себе какую-то “хитрость”, “фокус”, требовало от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение и усталость.

На моих занятиях дети часто выступают в позиции педагога. Ребенок самостоятельно предлагает задание по аналогии с ранее выполняемым, выбирает отвечающего и оценивает правильность ответа. Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность для самореализации.

Оптимальному повышению мотивации дошкольника способствует учебная игра, которая в логопедической работе выполняет коррекционную и развивающую функции. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны логопеда оказывают на детей положительное воздействие, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.

Очень нравятся детям занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае я продуманно отношусь к распределению детей в команды или подборе детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Создаю доброжелательную атмосферу в группе, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые направлены на формирование определенных качеств ребенка. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Смена типов заданий в рамках одного занятия позволяет мне удерживать внимание детей, создавать у них положительный настрой. Интерес к занятию является одним из эффективных способов развить мотивацию, желание работать и добиваться успеха.

В моей работе одной из важнейших составляющих стало мотивационное направление. В отсутствии желания заниматься, практически невозможно добиться значимых результатов. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет выявить его сильные и слабые стороны, повысить самооценку и тем самым стимулировать его интерес к занятиям.

На логопедических занятиях мотивация ребенка к деятельности по коррекции собственных речевых нарушений играет важную роль как в процессе, так и в результате коррекционной работы. Формирование у ребенка потребности к правильной речи, как составной части мотивации, осуществляется через:

  1. формирование у ребенка положительного настроя на деятельность на логопедических занятиях;
  2. формирование у ребенка потребности к преодолению трудностей на логопедических занятиях;
  3. формирование у дошкольника потребности к самоконтролю над правильным звукопроизношением.

В качестве поощрения мною используются наклейки, стикеры, смайлики, солнышки, звездочки и т.п. Такой вид поощрения более желателен для использования на логопедических занятиях в связи с тем, что возможно его отсроченное применение: например, в конце занятия или после получения определенного количества жетонов (фишек). Также, в качестве поощрению предоставляю ребенку какую-либо любимую игру или деятельность в конце занятия. Деятельность или игра, которая используется именно для поощрения, должна быть, в первую очередь, интересна ребенку. На индивидуальных занятиях подбираю поощрения строго индивидуально, тогда оно обладает максимальной эффективностью и способствует формированию мотивации к коррекционной работе. Поэтому, в начале коррекционного процесса я узнаю у родителей интересы, увлечения детей

Похвала, одобрение, как социальное поощрение ребенка взрослым, постоянно используется на логопедических занятиях. Часто использую похвалу всей группы после выполнения задания или в конце занятия, после чего отмечаю каждого ребенка на занятии. Такое использование этого вида поощрения хорошо способствует формированию у детей положительного настроя на деятельность на логопедических занятиях.

Таким образом, можно сказать, что правильный выбор поощрения способствует формированию устойчивой мотивации к автоматизации поставленных звуков, сформированных на логопедических занятиях, усвоению и закреплению пройденного материала.

Литература

  1. Безруких М.М. Чему и как учить ребёнка до школы. — М.: Вентана-Граф, 2004.
  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. — М.: Дрофа, 2001.
  3. Борисова Е.А. Занятия – это скучно? … Нет, интересно! // Логопед. -2008. №2.
  4. Инновации- в логопедическую практику. Составитель Громова О.Е. –М.: Линка- Пресс, 2008.
  5. Нижегородцева Н.. В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе. — М. Туманит, Центр ВЛАДОС, 2001.
  6. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия, 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (358) выйдет
18 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год