Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие логопеда с воспитателем: как выстроить сотрудничество?
Логопедия
Автор: Буткова Диана Анатольевна Ходырева Галина Викторовна   
25.10.2022 14:43

Взаимодействие логопеда с воспитателем: как выстроить сотрудничество?Взаимодействие логопеда с воспитателем: как выстроить сотрудничество?

Успех работы с детьми дошкольного возраста в условиях группы для детей во многом зависит от взаимосвязи, взаимодействия, преемственности в работе всех специалистов дошкольных отделений и воспитателей, а так же проведение групповых занятий, совместных вариативных НОД, досугов, праздничных и спортивных мероприятий.

При сотрудничестве воспитателя и логопеда, учитель-логопед занимается коррекцией звукопроизношения, развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. При этом воспитатель активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Поэтому именно постоянное сотрудничество этих специалистов приносит отличный результат — если они действуют по отдельности, воспитателю не хватает специализированных знаний и опыта, а логопеду — возможности проводить с детьми несколько часов каждый день.

 

Совместная деятельность логопеда и воспитателя ведется в разных направлениях:

  1. Своевременная диагностика. Важно вовремя выявлять нарушения речи, особенности мышления, памяти, внимания, воображения у детей.
  2. Индивидуальная работа. Логопед и воспитатель вместе планируют работу с каждым ребенком.
  3. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей.
  4. Развитие познавательной активности дошкольников.
  5. Гибкость в педагогической работе. Возможности детей постепенно растут, в том числе благодаря коррекции нарушений — а значит, нужно вовремя менять формы работы с ними, варианты педагогического воздействия.

Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями подготовительной и старшей группы, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи. В каждой группе есть журнал взаимодействия специалистов с воспитателями в которой все педагоги пишут свои рекомендации для отработки пройденного материала, а так же папка «Советы логопеда», которую логопед пополняет дидактическим речевым материалом, речевыми играми на развитие фонематического слуха и восприятия, чтобы воспитатели и родители по возможности использовали этот материал в своей работе.

Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим по особой системе с учетом лексических тем, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты, контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе они руководствуются общедидактическими принципами: принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов работы воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедической работы. Поэтапно в работе логопеда обусловлена тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязано и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, а следовательно использования этих знаний в своей работе.

Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. В свою очередь, учитель-логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель также включает в свой план работы.

Учитель – логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковых упражнений и включать в работу чтение, запоминание: стихов, чистоговорок, загадок, выделение из текста слов с заданным звуком.

Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда скоординирована следующим образом:

  1. Учитель-логопед логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями;
  2. Воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонетико- фонематической и лексико – грамматической сторон речи, таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.

Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

ГБОУ г. Москвы Школа № 1155

воспитатель: Буткова Диана Анатольевна

Учитель-логопед: Ходырева Галина Викторовна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год