Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль семьи, воспитателя и учителя-логопеда в автоматизации поставленных звуков
Логопедия
Автор: Ноздрина Инна ЕвгеньевнаПолубояринова Александра Вячеславна Чередник Евгения Владимировна   
29.05.2022 20:04

Роль семьи, воспитателя и учителя-логопеда в автоматизации поставленных звуковРоль семьи, воспитателя и учителя-логопеда в автоматизации поставленных звуков

  • Учитель-логопед Ноздрина Инна Евгеньевна
  • Воспитатель Полубояринова Александра Вячеславна
  • Воспитатель Чередник Евгения Владимировна

Аннотация. В статье автор пытается определить, как родители, учитель-логопед, воспитатели могут влиять на уровень развития автоматизации поставленных звуков ребенка в зависимости от окружающей среды, которую сформируют взрослые. Выявить степень воздействия работы родителей, воспитателя и учителя-логопеда на детей и качество коррекции речи ребенка. Рассмотрены методы работы в ходе обучения ребенка, а также применение приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение звуков детьми. Раскрыто значение мнемотехники в коррекционно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: автоматизация поставленный звуков, развитие ребенка, обучение, мнемотехника.

Процесс автоматизации звука, — это один из важных этапов коррекции воспроизведения звука у детей с нарушениями речи.

Наблюдая за детьми с различными нарушениями речи, можно столкнуться с такой проблемой, как очень длительный период автоматизации и дифференциации звуков. Дошкольники с нарушениями речи испытывают трудности с включением в учебную деятельность. Как правило, у таких детей нарушения памяти, снижение внимания, менее подвижные психические процессы, они не проявляют интереса к исследовательской деятельности, не очень успешны. По описанным причинам дети с нарушениями речи не любят заучивать стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами запоминания. [2, c. 3]

 

Автоматизация звука — это разработка нового навыка, который требует длительной систематической подготовки. Основная задача этапа автоматизации звука представлена в постепенном и последовательном введении звука, включенного в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка, и реализуется по принципу от легкого к сложному, от простого к сложному.

Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит из 4 этапов. (Таблица 1)

Таблица 1. Коррекция нарушенного звукопроизношения

Этапы

Цель

Первый

Подготовительный

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Формирование установки на коррекционную работу, рост уверенности, чувства полноценностей.

Второй

Постановка звуков

Стремиться к правильному звучанию изолированного звука.

Третий

Автоматизация звуков

Стремиться к правильному произношению во фразовой речи.

Четвертый

Дифференциация звуков

Научить ребенка различать смешиваемые звуки и верно применять их в своей речи.

Родители не должны думать, что дефекты речи со временем исчезнут сами по себе. Чтобы их преодолеть, нужна систематическая и долгосрочная коррекционная работа, в которой важную роль играют родители, воспитатели и учителя-логопеды, поскольку малыш проводит много времени дома и в ДОУ.

Родители обязаны знать, что работа по автоматизации звука — это необходимый этап в деятельности над звуком и, реализуя ее, нужно помнить, что процесс автоматизации – это сложный процесс для нервной системы малыша, так как связан с применением активного торможения. [3, c. 2]

Автоматизация звука должна выполняться только тогда, когда ребенок произносит ее правильно и четко при длительном или повторном повторении. Запрещается вводить в слоги и слова звук, который произносится недостаточно четко, потому, что это только закрепит негативные навыки и не улучшит произношение.

Часто дефекты воспроизведения звука у детей по разным причинам очень стойкие. Иногда проходят месяцы упорной деятельности, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией.

Ребенок должен исправить неправильное, но привычное для него произношение и говорить правильно, но непривычно.

Чем чаще учитель-логопед проводит занятия с ребенком, тем быстрее исправленный звук будет зафиксирован в речи. Упражнения должны проводиться ежедневно и, следовательно, под наблюдением воспитателей и родителей. Весь речевой материал должен быть проработан, то есть родители и педагога должны стремиться правильно и четко реализовать задание с ребенком, даже запоминая его. Целесообразно зафиксировать поставленный звук и следить за правильным его произношением в самостоятельной речи ребенка. [4, c. 5]

На стадии автоматизации звуков в поэтических текстах у них снижается самоконтроль речи.

Поэтому очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить. Как подтверждает практика, применение педагогом-логопедом мнемонической системы разрешает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, упростить запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованном виде.

Мнемотехника — это система методов и средств, позволяющих эффективно запоминать, сохранять и воспроизводить данные. Этот метод разрешает значительно сократить время обучения за счет оптимизации и рационализации базовых операций умственной деятельности. Применение игровых моментов позволяет усваивать даже сложные предметы без умственного и нервного напряжения. Упражнения, соединяющие вербальный и зрительный ряды (анализаторы), способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Использование мнемонической речевой коррекции для дошкольников становится все более актуальным, поскольку в современном мире многие данные кодируются в виде символов, схем, и важно, чтобы ребенок научился перекодировать данные из символов в изображения.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать визуальное и образное мышление, применяя символы, заменители, графические аналогии, схемы, лежащие в базе формирования искусственных ассоциаций, облегчают запоминание и увеличивает объем памяти, в чем и суть мнемоники. [5, c. 3]

При структурировании правильного звукопроизношения мнемоника действительно используется учителем-логопедом в группах с дошкольниками на всех этапах коррекционной работы, поскольку она многофункциональна. На этапе вызова и постановки изолированного звука это может быть нарисованное или схематически графическое изображение звука, помогающее ребенку запомнить правильный стиль артикуляции и акустический звук.

По мере усложнения работы (автоматизации звука) усложняется изображение звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Число символов зависит от индивидуальных способностей малыша и стадии процесса коррекции.

Работы по структурированию правильного произношения звуков с помощью мнемоники включают в себя следующее:

  1. блок. (фаза вызова и постановки звука) — придумать звуковое изображение, которое будет соотноситься с графической моделью;
  2. блок (автоматизация звука) — правильное произношение звука с применением нескольких графических шаблонов звуков и слов;
  3. блок (введение звука в речь) — формирование графических шаблонов предложений, рассказов, стихов.

В корректирующей деятельности по автоматизации звука выбираются небольшие поэтические тексты или головоломки, чтобы автоматизировать определенный звук или различать звуки. Затем с помощью простых символов, доступных для восприятия ребенка, рисуются мнемотаблицы.

В случае плохого воспроизведения звука не рекомендуется прерывать ребенка, а продолжать работу. Это время, когда у детей улучшается самоконтроль к речевой деятельности.

Родителям рекомендуется сформировать собственное правильное отношение к нарушениям речи у детей:

  • не ругать ребенка за речь
  • осторожно исправлять неправильное произношение

- формирование позитивного отношения ребенка к занятиям с учителем — логопедом.

Родители с пониманием должны относится к тому что, занятия с ребенком по коррекции речи длительный процесс, и им нужно быть готовыми к этому психологически и как подготовить к этому своего ребенка, та же функция относится и к воспитателю в ДОУ.

Необходимо учитывать важность речевой среды ребенка. Родители и педагоги, обязаны следить за правильностью собственной речи. Речь взрослых в присутствии ребенка обязательно должна быть четкой, грамотной, выразительной. [1]

Кроме того, родители и сами воспитатели обязаны научиться выполнять и демонстрировать ребенку простые упражнения на артикуляцию, чтобы подготовить речевой аппарат к качественному воспроизведению звука. Взрослым и педагогу ребенка следует понимать, что детский лепет может привести к устойчивости плохого навыка произношения.

Родители и педагоги должны уделять особое внимание занятиям с детьми. Материал, используемый в занятиях учителем-логопедом в течение недели с ребенком, предоставляется дома и группе ДОУ для закрепления в виде различных упражнений.

Литература:

  1. Байгунова В.А. Роль семьи в автоматизации поставленных звуков. Молодой ученый. 2021. № 31 (373). С. 137-139.
  2. Коньшина Н.В. Коррекция звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта посредством мнемотаблиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //logoped18. ru/logopedist/korrektsiya-zvukoproiznosheniya-u-detey-snarusheniem-intellekta-posredstvom-mnemotablits. php (дата обращения: 24. 07. 2021).
  3. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 191 с.
  4. Тимофеева Ю.А. Проблема автоматизации звуков речи. В сборнике: Образование в изменяющемся обществе: новый взгляд на теорию и практику (Девятые Лозинские чтения). Материалы Международной научно-методической конференции. Псков, 2021. С. 95-98..
  5. Щендрыгина О.Е., Ткаченко Н.В., Труфанова И.А., Бочарова Н.Ю. Автоматизация звуков с использованием мнемотехники. В сборнике: Образовательная среда сегодня: теория и практика. сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. 2020. С. 86-89.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год