Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда
Логопедия
Автор: Арсеньева Ольга Владимировна   
04.11.2020 23:02

Здоровьесберегающие технологии в работе логопедаЗдоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Арсеньева Ольга Владимировна, Логопед, ГУ ТО СРЦН №1, г. Тула

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда, является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Данные методы относятся к числу эффективных средств коррекции, и все чаще применяются в специальной педагогике, помогая до-стижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых нарушений, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффективность их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» обучающихся в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

 

Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях способствует успешному решению нескольких задач:

  • повышению речевой активности;
  • развитию речевых умений и навыков;
  • снятию напряжения и восстановлению работоспособности;
  • активизации познавательного интереса;
  • улучшению концентрации внимания, снижению трудности в переключении с одного вида деятельности на другой.
  • укреплению здоровья детей, как ведущего фактора позволяющего, полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную деятельность ребенка.

Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, на логопедических занятиях используются следующие оздоровительные приемы:

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, развитие дыхания является важной составляющей в логопедической работе, но не менее важна профилактика простудных заболеваний, две эти задачи можно объединить в одну. Упражнения дыхательной гимнастики должны проводиться ежедневно в течение 5 — 10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, улучшается функциональная деятельность всех систем организма в целом.

Артикуляционная гимнастика — неотъемлемая часть логопедических занятий, ее регулярное выполнение помогает:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Пальчиковая гимнастика. Известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Говоря образно, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, в комплексе со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью на занятиях используются игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе в случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. В результате выполнения несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Для восстановления силы и снятия эмоционального напряжения у детей, проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания, в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 3 (174) выйдет
17 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год