Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда
Логопедия
Автор: Арсеньева Ольга Владимировна   
04.11.2020 23:02

Здоровьесберегающие технологии в работе логопедаЗдоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Арсеньева Ольга Владимировна, Логопед, ГУ ТО СРЦН №1, г. Тула

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда, является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Данные методы относятся к числу эффективных средств коррекции, и все чаще применяются в специальной педагогике, помогая до-стижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых нарушений, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффективность их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» обучающихся в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

 

Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях способствует успешному решению нескольких задач:

  • повышению речевой активности;
  • развитию речевых умений и навыков;
  • снятию напряжения и восстановлению работоспособности;
  • активизации познавательного интереса;
  • улучшению концентрации внимания, снижению трудности в переключении с одного вида деятельности на другой.
  • укреплению здоровья детей, как ведущего фактора позволяющего, полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную деятельность ребенка.

Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, на логопедических занятиях используются следующие оздоровительные приемы:

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, развитие дыхания является важной составляющей в логопедической работе, но не менее важна профилактика простудных заболеваний, две эти задачи можно объединить в одну. Упражнения дыхательной гимнастики должны проводиться ежедневно в течение 5 — 10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, улучшается функциональная деятельность всех систем организма в целом.

Артикуляционная гимнастика — неотъемлемая часть логопедических занятий, ее регулярное выполнение помогает:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Пальчиковая гимнастика. Известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Говоря образно, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, в комплексе со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью на занятиях используются игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе в случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. В результате выполнения несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Для восстановления силы и снятия эмоционального напряжения у детей, проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания, в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год