Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
Логопедия
Автор: Маленок Ольга Владимировна   
01.05.2020 16:16

Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)

Воспитатель ГБДОУ №10 Выборгского р-на Маленок Ольга Владимировна Санкт-Петербург, 2020г.

1 Введение

1. 1 Актуальность и значимость темы

«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли»

А.С. Выгодский.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

 

Скачать конспект

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего — огромное расстояние».

Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А.А. Логика)

Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

2 Адресат

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 5-7 лет) с сохранным интеллектом.

2. 1 Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников

Рассмотрим закономерности развития мышления дошкольника на разных возрастных этапах.

«Одно из важнейших положений детской психологии – это решающая роль деятельности в психологическом развитии ребенка. Именно через организацию и руководство различными видами деятельности осуществляется воспитание и обучение.

Характер деятельности, складывающийся на каждой возрастной ступени, определяет весь психологический облик ребенка и те психологические новообразования, которые имеют решающее значение как для возрастной ступени, так и для перехода на следующую ступень». (Л. А. Венгер)

Развитие мышления маленького ребенка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета, анализа частей.

Ребенок в возрасте 1 – 2 лет снимает кольца с башенки, вынимает палочки из коробки, снимает колесики с тачки. Наряду с этим он устанавливает таким же практическим путем и первые связи. Он нанизывает обратно кольца на палочку, складывает картинку из отдельных кусков, красные пуговицы укладывает в одну коробку, синие – в другую. Во всех подобных действиях ребенок обобщает сходные предметы, объединяет их в какие – то группы. Это одна из самых ранних форм синтеза.

С трехлетним ребенком можно рассмотреть куклу. Показывая отдельные части тела и лица, педагог говорит: «Это что? Это ножки. Это ручки. Это голова». Так же идет рассматривание картинки в книжке – ширмочке: «Это – мишка – медведь. Вот какая у него большая голова…, а это лапы». Через некоторое время ребенок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы на картинке и ответить на вопросы взрослого: «Покажи, где тут мишка? А зайчик где? Где у зайчика ушки? А глазки? Да у зайки есть головка, животик, лапки, хвостик…»

Совершается первый шаг в развитии основного мысленного процесса: анализ – синтез. Все дальнейшее развитие умственной деятельности ребенка – усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится более и более дробным, тонким и обобщенным.

Рассматривая с детьми 4 – 5 лет хорошо знакомую им кошку или зайку, педагог своими вопросами побуждает ребят выделять не только голову, лапки и ушки у кошки. Он спрашивает: «Какие ушки у киски, какие ушки у зайки? Где находятся глаза, где хвостик? Все ли лапки у зайки одинаковые?» Здесь мы видим, как к операции «анализ» присоединяется операция «сравнение».

У ребенка создается более подробный образ кошки или зайки. Вместе с тем этот образ становится и более полным, связным и цельным.

Беседа о том же животном с детьми старшего дошкольного возраста ведет к дальнейшему «дроблению цельностей на отдельности» (Сеченов).

«Уши у зайца длинные. Они стоят… Так зайчик лучше слышит всякий шорох в лесу… Задние лапы длиннее передних. Когда зайчик бежит, он сильно отталкивается своими задними ногами…»

Педагог обычно обобщает то, что дети узнали во время рассматривания зверька: «Давайте сейчас вспомним все, что мы узнали о зайце…».

Наиболее сложной формой синтеза является рассказ. Здесь ребенок должен объединить осмысленными связями все сведения о животном, которые он получил.

Операция классификации в дошкольном возрасте так же имеет свои уровни.

По результатам исследований психологов выявлена следующая закономерность:

  • Дети 4х лет лучше классифицируют предметы (чем картинки и слова);
  • Дети 5 лет лучше классифицируют картинки (чем предметы и слова);
  • Дети 6 лет дали наибольший процент классификации слов, нежели предметов и картинок.

В этой особенности мыслительного процесса классификации проявляются особенности мышления детей дошкольного возраста. Мышление младшего дошкольника настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Старший же дошкольник способен мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его.

Поэтому, при обучении дошкольников умению классифицировать, необходимо осуществлять постепенный переход от чувственного материала к словесному.

Работа над развитием мышления ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда педагог включит ее в любой вид деятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка и в рисовании с натуры или по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нем все большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Она обнаруживается в любой работе ребенка, в том, как он рассуждает, как работает, как выполняет поручения взрослого.

2. 2 Краткая характеристика мыслительных операций, доступных для детей старшего дошкольного возраста

Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий.

Классификация – более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления.

Классификация включает два логических действия:

  1. выделение общего признака – основание классификации;
  2. деление на классы по основанию классификации.

Логическая связка «не» — очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.

Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки

Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.

3 Концептуальные компоненты структуры

3. 1 Цели и задачи проводимой работы с детьми

Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

1. Обучение детей операциям:

  • анализа – синтеза,
  • сравнения,
  • использованию частицы отрицания «не»,
  • классификации,
  • упорядоченности действий,
  • ориентировке в пространстве.
  • кодирование-декодирование информации.
  • абстрагирование.
  • трансформации.

2. Развитие у детей:

  • речи (умение рассуждать, доказывать),
  • произвольности внимания,
  • познавательных интересов,
  • творческого воображения,

3. Воспитание:

  • коммуникативных и игровых навыков,
  • стремления к преодолению трудностей,
  • уверенности в себе,
  • желание вовремя придти на помощь сверстникам.

4 Содержательная характеристика программы

4. 1 Этапы работы с блоками Дьенеша

Целесообразно в соответствии со степенью усложнения заданий разделить процесс обучения на три этапа.

I этап. Игры и игровые упражнения, направленные на ознакомление детей с фигурами и их свойствами (форма, размер, толщина, цвет). Закрепление у детей знаний сенсорных эталонов.

Игры и игровые упражнения:

  • Чудесный мешочек.
  • Сложи картинку по цветному образцу.
  • Цепочка.
  • Бусы для елки№1.
  • Угощение для медвежат.
  • Раздели фигуры.
  • Домино.
  • Придумай загадку про…
  • Найди пару.
  • Художник.
  • Сложи картинку по силуэту.
  • Запомни и нарисуй.
  • Дорисуй фигуру.
  • Чей след. Следопыт.
  • Второй ряд.

II этап. Введение карточек символов. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развитие творческих способностей детей, тренировка навыков самоконтроля.

Игры и игровые упражнения:

  • Магазин.
  • Мнеморина.
  • Сложи картинку по схеме и символам.
  • Кошки-мышки.
  • Логические кубики.
  • Сказочники.
  • Бусы для елки№2.
  • Загадки-отгадки.
  • Лепим нелепицы.
  • Житейские истории.
  • Транспорт к выезду готов.
  • Восстанавливаем разрушенный город.
  • Угощение для медвежат (вариант №2).
  • Кондитерская фабрика.
  • Шерлок Холмс ищет преступника.
  • Логическое решето.

III Этап. Решение интеллектуальных задач детьми старшего дошкольного возраста с использованием «Логических блоков Дьенеша». Освоение детьми идеи видоизменения, трансформации.

Развитие умения анализировать, систематизировать, кодировать, декодировать, читать схему, умение ориентироваться на плоскости. Развитие творческих способностей и навыков самоконтроля.

Игры и игровые упражнения:

  • Лабиринты.
  • Дружные блоки.
  • Волшебная дверь.
  • Я волшебник.
  • По моему хотению, по моему велению.
  • Волшебное зеркало.
  • Выкладывание дорожек.
  • Фокусы.
  • Разведчики.
  • Остров сокровищ.
  • Коллективные постройки по схемам.
  • Подарки деда Мороза.
  • Логический поезд.
  • Волшебные цветы.
  • Мозаика цифр.
  • Найди ошибки.
  • Угадай логическую закономерность.
  • Я волшебник.
  • Дорисуй картинку.

4. 2 Учебно-тематическое планирование

Работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста элементов логического мышления, планируется в виде проведения групповых занятий один раз в неделю. Всего за учебный год проведено 26 занятий. В сентябре и мае запланирована индивидуальная работа с каждым ребенком (диагностика). На каждый этап работы планируется по 8 занятий, на третий этап отводится 10 занятий, в связи с тем, что он самый сложный. Работа по нему будет продолжаться и в подготовительной группе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (141) выйдет
31 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год