Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР Дифференциация звуков: С – Ш
Логопедия
Автор: Аренкина Анна Анатольевна Кузнецова Елена Викторовна Пилипенко Ольга Сергеевна Шихова Ирина Викторовна   
10.04.2019 19:49

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР Дифференциация звуков: С – Ш. Тема: Дифференциация звуков: С – Ш.Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР Дифференциация звуков: С – Ш

  • Аренкина Анна Анатольевна-учитель-логопед
  • Кузнецова Елена Викторовна учитель-логопед
  • Пилипенко Ольга Сергеевна учитель-логопед
  • Шихова Ирина Викторовна учитель-логопед

МБ ДОУ «Детский сад 244» г. Новокузнецк 2019г

Цель. Упражнять в сравнении, различении и нормативном произношении звуков «с – ш».

Задачи: 1. Коррекционно- образовательные:

1. 1. расширять кругозор детей и создавать социально-психологические основы

 

Скачать конспект

всестороннего и целостного развития личности;

  1. 2. продолжать формировать знания и представления о речевых единицах;
  2. Коррекционно-развивающие:
  3. 1- уточнить артикуляцию каждого из смешиваемых звуков с опорой на зрительное,

слуховое, тактильное восприятие; кинестетические ощущения;

2. 2- продолжать развивать фонематический слух, фонематическое восприятие и

формировать фонематические представления: гласные – согласные, твердые –

мягкие, глухие — звонкие; устанавливать наличие или отсутствие звука в слове;

закреплять навыки определения позиции звука в слове: формировать навыки

фонематического анализа и синтеза;

2. 3 — дифференцировать смешиваемые звуки: изолированные, в слогах, словах,

предложениях (в словах — на фоне уточнения звуковой и лексической

изолированные стороны слова);

3. Коррекционно- воспитательные:

3. 1. формировать положительную мотивацию к произвольной познавательной

деятельности;

Материал для занятия.

Для орг. момента: письмо-приглашение;

Для драматизации: — шапочка медведя и кошечки; игрушки: кукла Саша и сушки; белочка и орешки; медвежонок и бочонок; петушок и проса мешок; зайчик и морковка;

три мышки; штанишки и сапожки;

Для коррекционно – образовательного процесса: (лексика в картинках — раздаточный и демонстративный на дифференциацию звуков):

- 8 ромашек с лепестками:

- предметные картинки на синтез звуков:

  • символы: слова, слога, звуков
  • зеркала индивидуальные

- пружинки для самомассажа:

- Для оформления зала:

  • малосюжетные картинки с изображением признаков весны

- лесная полянка: ели, подснежники, снег, лужи, проталины:

1. Орг. момент:

  • Кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Ребята, от кого пришло письмо,

Вам хочется узнать?

Тогда надо постараться

Загадку отгадать: «Мягкие лапки, а на лапках царапки».

- Правильно. Отгадали. Письмо пришло от кошечки Смешинки. Вот что она пишет:

(логопед читает письмо) «Здравствуйте дети! Пишет вам кошечка Смешинка. Приглашаю вас на свой день рождения. Все мои друзья придут меня поздравить! А кто они вы скоро сами узнает».

День рождения – это праздник. А к празднику надо подготовиться. И самое главное, чтобы у каждого из вас было хорошее настроение.

  • Психотренинг.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и умны, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и хорошее настроение. Выдохните через рот все огорчения и обиды. Только с таким настроением мы получим удовольствие от подготовки к празднику и от самого дня рождения.

2. Этапы работы по дифференциации звуков «с» и «ш».

Звук «с».

Весной там и тут,

Быстро ручейки бегут,

Тихо песенку поют: с — с — с-…

- Закрепление артикуляционного уклада.

- Нормативное произношение изолированного звука «с», (воздушная струя холодная).

- Характеристика звука «с» — согласный, твердый, глухой.

(дети находят символ соответствующий звуку «с»)

Звук «ш».

- Дети, а кто знает, почему наступает весна?

В слове «солнышко» есть звук — с?

Но в этом слове есть звук, который многие из вас путают со звуком «с».

Я сейчас проговорю слово, а вы послушайте, какой звук я выделяю голосом?

(солныш- ш –ш –ко) Правильно, звук «ш».

Весна теплым ветерочком дышит,

Ветерок листву колышет: ш- ш- ш…

- Закрепление артикуляционного уклада.

  • Нормативное произношение изолированного звука «ш» (воздушная струя теплая)

- Характеристика звука «ш» — согласный, твердый, глухой.

(дети находят символ соответствующий звуку «ш»)

Сравнение изолированных звуков «с» и «ш»:

  • на слух
  • по артикуляционному укладу

- воздушной струе.

Игра: «Узнать звук по беззвучной артикуляции».

Игра: «Послушай звуковой ряд и повтори»

3. Динамическая пауза.

В лес весенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Нужно нам в лесу мишутку

Косолапого найти.

Мы шагаем, мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Ноги выше поднимаем,

На цветы не натупаем.

Ой – ой, ой – ой,

Посмотрите, зверь, какой!

(ребенок в шапочке медведя ходит по кругу и рычит)

Логопед: — Мишенька, хватит рычать, иди с нами играть.

- Я буду читать стихотворение, а вы как услышите звук «ш» — хлопните, а звук «с» -

топните.

Шел медведь косматый мех,

Нес в мешке веселый смех.

Зацепил мешком за сук,

Смех и высыпался вдруг.

Раскатились по тропинке,

Тридцать три смешинки.

А за ними из мешка,

Тридцать три смешка.

Логопед: — А что же, Мишенька, у тебя в мешке? (игрушки; медвежонок, пружинки, миска)

картинки: мишка и миска)

4. Самомассаж.. ФОТО

- Когда приходят в гости, то сначала здороваются.

- Покажем, как слоги разговаривают друг с другом (меняют интонацию, меняется мимика лица)

Эй, ребята, не зевать,

Будем слоги повторять.

Здороваются: са-ша, са-ша; (Дети надевают пружинки на каждый пальчик поочередно)

Удивляются: со-шо, со-шо;

Сердятся: су-шу, су-шу;

Мирятся: сы-ши, сы –ши;

Прощаются: сэ – шэ, сэ — шэ;

Вот и первый гость, который торопится на день рождение. Вот тебе бочонок меда – сам поешь и

кошечке оставь.

- На день рождения всегда приходят с цветами. Отгадайте загадку и вы узнаете, какой цветок мы будем делать. Загадка:

5. Игра: «Собери ромашку»

(Дети разделены на 2 команды, перед ними лепестки ромашки, на которых картинки со звуками: «с» и «ш» — в начале, середине и в конце. В названии одной картинки — два одинаковых звука).

Лексика в картинках:

- Дети, одна команда собирает ромашку со звуком «с», а другая со звуком «ш».

- Почему один лепесток остался лишний? (в нем нет звуков «с» и «ш»)

- Поднимите лепесток с картинкой, где звук «с» или «ш» в середине (конце, начале).

- Найдите лепесток с картинкой, где два звука «с» или «ш» и расскажите, где находятся звуки?

Подарок готов.

6. Игра: «Правда или нет, дай правильный ответ».

Лексика: Сладко спит в берлоге миска,

На столе с салатом мишка.

7. Игра: «Найди два слова похожие по звучанию».

- Найди два слова похожие по звучанию, но чтобы в одном слове был звук «с», а в другом «ш».

  • Объясни, чем слова отличаются друг от друга? (звуковая и лексическая стороны слова)

Лексика в картинках: каска – кашка

маска – Машка

уши – усы

мишка – миска

крыса – крыша

8. Игра: «Прочитай слово по первым звукам» (задание на синтез звуков)

- На день рождения с нами еще кто-то пойдет? Здесь написано имя (Саша).

Лексика в картинках: сок, автобус, шуба, аист.

- Да, с нами пойдет кукла Саша.

- Сейчас узнаем, какой подарок она приготовила (сушки).

Лексика в картинках: сапоги, уши, шапка, кепка, ива.

9. Дифференциация звуков в чистоговорке.

- Да, для Смешинки сушки, а для вас частушки:

(каждый ребенок повторяет по одной строчке)

Саша шустро сушит сушки,

Насушила штук по шесть.

И смешно спешат детишки,

Сушки Сашины поесть.

10. Словоизменение.

п.с. — согласование прилагательного с существительным среднего рода ед. ч. в Им. п.

Игровое действие – поздравление с днем рождения.

(Дети встают вокруг кошки, дарят цветы, подарки)

Дети хором: Кошечка Смешиночка! Поздравляем с днем рожденья!

Дети дарят подарки:

- Я дарю тебе — мыло душистое и полотенце пушистое.

- Мне хочется подарить тебе яйцо вкусное, белоснежное.

- Я подарю тебе — платье роскошное, шерстяное с застежкой и брошкой.

- Я выбрал в подарок — одеяло пушистое, теплое и смешное. На нем портреты твоих

друзей.

- Хочу, чтобы дома у тебя было кресло мягкое и теплое как солнышко.

11. Драматизация стихотворения: «День рождения у кошки – Смешинки». ФОТО

(на основе адаптированного стихотворения С.В. Ефимовой)

Логопед: — Еще ждет гостей сегодня кошка

И волнуется немножко:

Кошка: — Что ж так долго не идут?

Логопед: — Ну а гости тут как тут.

Друг за дружкой по дорожке

Все спешат поздравить кошку

Белочка: — Белочка в тележке

Везет кошечке орешки.

Зайчик: — В корзинке у зайки –

Морковь для хозяйки.

Медвежонок: — Дарит медвежонок

Тебе меду бочонок.

Петушок: — Дарит петушок

Смешинке — проса мешок.

Кукла Саша: — Для своей подружки,

Принесла я сушки.

Собачка: — Я купила кошке

К празднику сапожки.

Кот: — Я — кот Тимофей

Принес трех мышей.

Логопед: Всем подаркам кошка рада,

С одного ж не сводит взгляда

Догадайтесь поскорей:

Чей подарок ей милей?

Кошка: — Раз, два, три, четыре, пять!

Надо подарки сосчитать,

Потихоньку, помаленьку

Прибавляю к мышкам кошку,

Получается ответ:

- Кошка есть, а мышек — нет!

Спасибо за угощенье,

Какой вкусный день рождения! Мяу!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год