Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Создание условий успешной социализации детей с нарушениями речи в рамках реализации ФГОС ДО
Логопедия
Автор: Фастовец Елена Владимировна Лебедева Ирина Александровна   
01.03.2019 08:59

Создание условий успешной социализации детей с нарушениями речи в рамках реализации ФГОС ДОСоздание условий успешной социализации детей с нарушениями речи в рамках реализации ФГОС ДО

МО, г. Ногинск, МБДОУ д/с № 8 «Василек» комбинированного вида, учителя-логопеды:

  • Фастовец Елена Владимировна,
  • Лебедева Ирина Александровна.

На современном этапе развития социума нужны нравственно стойкие, социально адаптированные, инициативные молодые люди, способные найти «себя» и своё место в жизни, способные к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим актуальной становится проблема социализации — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром.

 

Скачать конспект

Мы хотим поделиться опытом работы по организации условий успешной социализации детей с нарушениями речи в рамках реализации ФГОС ДО.

В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими.

Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

Именно поэтому нам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать.

Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

В сложном комплексе нарушений развития при недоразвитии речи отмечаются не только отставание в формировании языковой способности, но и зачастую двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей. В силу специфики речевого нарушения социальное развитие детей должным образом не формируется.

Для детей с нарушениями речи характерно:

  • недостаточная инициативность в общении
  • предпочтение пассивных ролей
  • неумение улаживать конфликты
  • не владение адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния.

Дети с системными нарушениями речи в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными, так как не имеют:

  • достаточного набора адаптируемых способов поведения, запускаемых и регулируемых соответствующими стимулами
  • способность искать компромисс в решении проблемных ситуаций с помощью речевого общения
  • достаточно развитую способность выражения эмоционального состояния, сопереживания другому человеку
  • достаточного уровня самообслуживания.

Задача современного учителя-логопеда помочь логопатам не только преодолеть недостатки речи, но и помочь найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и самореализованным, уверенным в себе человеком, т. е. социализованным в доступном ему социальном окружении, иными словами сформировать социально – коммуникативные компетенции.

Работа логопеда по формированию социально – коммуникативной компетентности дошкольника

Игра — В свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.

Игра — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

В своей повседневной работе мы используем множество игр, способствующих формированию навыков общения, чувство единства, сплоченности, умение действовать согласованно, способствовать повышению уверенности в себе, развивать самостоятельность, формировать позитивное отношение к своему «Я», чувство принадлежности к группе, добиваться общей цели (см. таблицу 1).

1. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации). Например,

  • сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Радио», «Гости» и другие. Принимая на себя различные роли, дети вступают в коммуникативное взаимодействие друг с другом, учатся договариваться, добиваться общей цели;
  • словесные дидактические игры: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем», «Согласен — не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить "да" и "нет"», «Бывает — не бывает»;
  • подвижные игры, содержащие диалоги: «Коршун», «Гуси-гуси», «Краски», «Карусель», «Два Мороза» и др;
  • игры-инсценировки и игры-драматизации: «Путаница» (инсценировка по сказке К. Чуковского), «Смешные диалоги», «Чай вприглядку», «Добрая бабушка».

2. Прием словесных поручений. Например: попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья игрушек и отчитаться о выполненном поручении.

3. Специально организованные речевые ситуации. Примерные темы ситуаций: два мальчика поссорились – помири их; тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы — попроси его; ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его; ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним; ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

4. Чтение литературных произведений. «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Заколдованная буква» В. Драгунского, «Бременские музыканты» (пересказ А. Введенского, под ред. С. Маршака) братьев Гримм и так далее.

5. Совместная деятельность дошкольников: участие детей в инсценировках сказок, коллективная аппликация, украшение групповой комнаты к празднику, совместное конструирование из строительного материала по заданной теме, участие детей в празднике, сбор игрушек после прогулки и так далее.

6. Коллективные разговоры. Примеры тем бесед с детьми: «Как нужно вести себя во время разговора?»; «Как правильно приветствовать друг друга?»; «Наши четвероногие друзья»; «Обитатели городского парка»; беседы о профессиях, беседы о природных явлениях.

Формирование социально-коммуникативной компетентности проходит через проектную деятельность. В нашем ДОУ были реализованы большие проекты «Поклонимся великим тем годам», «В гостях у А.Л. Барто», «Всех дороже мне она – это мамочка моя!», «Огород на подоконнике», «По страницам произведений С.Я. Маршака», «Все профессии важны», «Книжкин дом».

На наш взгляд такая форма работы позволяет развивать коммуникативные отношения, коллективизм, сотрудничество, умение детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи.

Педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего проекта. Для этого дети делятся на подгруппы, деятельность которых осуществляется с помощью взрослых. Дети — активные участники проекта, объединение детей старшего дошкольного возраста в подгруппы для совместного выполнения задания в процессе проектной деятельности открывает широкие возможности для развития сотрудничества, межличностного и делового общения.

Ознакомление детей с трудом взрослых, является одним из средств успешной социализации. Мир профессий в обществе это сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система, поэтому мы ведем профориентационную работу не только в рамках лексической недели «Профессии», но и в течение всего года.

Мир профессий в обществе это сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Выработка системы отношений к профессиям, идентификация себя применительно к разным профессиональным видам деятельности определяет развитие механизма социализации личности, который берет свое начало в дошкольном возрасте. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых.

При обогащении предметно-развивающей среды было сделано:

  • подбор методической литературы, дидактических игр, в которых отрабатываются первичные представления о труде взрослых (профессиях, трудовых инструментах и трудовых действиях)
  • подбор наглядного материала: иллюстрации, плакаты, энциклопедии
  • подбор художественной литературы
  • создание условий для развития сюжетно-ролевой игры
  • создание условий для трудовой деятельности детей.

Основной этап деятельности был ориентирован на организацию работы с детьми, в процессе которой осуществлялось:

  1. Знакомство с профессией по следующему алгоритму: название профессии, место работы, материалы и инструменты, которые используются в процессе труда, трудовые действия, результат труда, значимость и необходимость труда.
  2. Экскурсионная деятельность, где дети могут наглядно наблюдать за трудовым процессом. В процессе дальнейших бесед, сведения, полученные во время экскурсий, уточняются, дополняются и закрепляются.
  3. Встречи с представителями разных профессий, моделирование трудовых операций, которые способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Взрослые вовлекали детей в производимый ими трудовой процесс, давая им посильные поручения. Такие встречи постепенно подводят к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат для общества, труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные им предметы и вещи надо беречь.
  4. Просмотр мультимедийных презентаций: «Все работы хороши», «Мир профессий», «Хлеб – всему голова», «Исследователи космоса», «Слава добрым докторам» и др.
  5. Использование дидактических игр: «Все профессии важны», «Кому это нужно», «Современные профессии», «Выбираем работу», «Что сначала, что потом», «Как труд людей разрушает нашу планету и как её спасает» и др.
  6. Организация совместной деятельности детей и взрослых осуществлялась в процессе бытового труда, труда в природе и труда по обслуживанию игр и занятий. Дети с радостью поддерживали порядок в группе, занимались стиркой мелких вещей, с удовольствием стряпали печенье, пекли хлеб, делали мелкий ремонт игрушек, книг, пособий, занимались посадкой огорода на окне. У детей особенно возрастает интерес к труду, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Такие трудовые поручения как «вытрем пыль с полки», «расчистим дорожки от снега» вызывают у детей положительные эмоции, так как, сразу виден результат труда, дети чувствуют его пользу для себя и окружающих. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны быть взаимосвязаны.
  7. Организация сюжетно-ролевых игр. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Игра является результатом всей проводимой работы.
  8. Чтение художественных произведений усиливает эмоциональное воздействие на детей. Своей образностью детские книги, пословицы и поговорки пробуждают интерес, уважение к труду, желание подражать литературным героям из произведений С. Маршака, С. Михалкова,

В. Маяковского и др.

В качестве завершающего этапа организована работа с семьёй. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятные условия создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о своей работе. Важно, чтобы с раннего возраста дети участвовали в посильном труде дома на приусадебном участке. Взаимодействие с семьями осуществлялось в процессе организации творческих заданий на дом – составление рассказов родителей о своей профессии, оформление семейных альбомов, изготовление книжек-малышек. Вместе с родителями дети учили стихи, повторяли пословицы и поговорки о труде. Родители принимали активное участие в оформлении предметной развивающей среды, изготовлении атрибутов, пошиве необходимых костюмов для игровой и трудовой деятельности. Самыми продуктивными оказались совместные мероприятия с родителями – субботники, мастер-классы и тематические встречи детей с родителями.

Таким образом, деятельность позволила объединить детей, родителей и педагогов, сформировать у детей правильные представления о труде взрослых и выработать у них трудовые умения и привычки, что даёт необходимый воспитательный эффект.

Такая работа способствовала развитию коммуникативных умений, социально-личностному развитию детей.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 7 (116) выйдет 1 июля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год