Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ПЕРВЫЙ ПЕРИОД»
Логопедия
Автор: Енокян Марине Альбертовна   
17.12.2018 14:44

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ПЕРВЫЙ ПЕРИОД»МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ПЕРВЫЙ ПЕРИОД»

Цель: сформировать у родителей элементарные представления об основных этапах логопедической работы для закрепления в домашних условиях.

Задачи:

  • объяснить значение фонематического слуха для формирования правильного звукопроизношения;
  • уточить знания родителей об артикуляционной гимнастике и ее значении при постановке звукопроизношения;
  • научить родителей различать физиологический и речевой типы дыхания, закрепить знания об их правильном осуществлении.

Скачать конспект

Скачать презентацию

Оборудование:

  • Компьютерная презентация (Приложение 1);
  • Раздаточный материал (нитки, карандаши, коробка с заданиями);

Автор: учитель-логопед первой квалификационной категории Енокян М.А.

I. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

1. Теоретическая часть

Грамотная, четкая, правильная и лексически богатая речь очень важна для человека. Ее развитие должно начинаться еще с детсадовской скамьи, где логопед совместно с родителями обязаны дать ребенку хорошую основу обучения грамоте. Развитие речи должно основываться на фонематическом восприятии.

Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы. Первая форма – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. При этом происхождение услышанных слов неважно – они могут быть взяты из родного языка или иностранного. Речевой слух может нарушиться вследствие травмы височной области с левой стороны головы. Неречевой же нарушается при травмировании правой височной области.

Речевой слух делят на:

  • фонематический – различие, узнавание фонем в речи;
  • физический – умение воспринимать звуки разного звучания, высоты и громкости;
  • звуковысотный – умение улавливать мелодику речи;
  • тональный – умение слышать и повторять изменения тембра голоса;
  • ритмический – ощущение внутреннего темпа речи и умение воспроизводить его.

Как говорилось ранее, фонематическим слухом называют умение человека анализировать и синтезировать речевые звуки, которые обеспечивают восприятие фонем иностранного или родного языка. Фонемами называют минимальные единицы звукового строения языка, за счет которых осуществляется построение и различение морфем, слов и целых предложений.

В фонематическом слухе включены 3 речевые операции:

  • Умение распознавать наличие конкретного звука в слове.
  • Умение различать слова, где есть одинаковые фонемы, что расположены в разном порядке.
  • Умение различать слова, разные по значению, но с одинаковым или близким звучанием.

Каждый известный нам язык имеет собственный набор фонематических признаков, что создает их звуковую структуру.

2. Практическая часть.

1) Дидактическая игра «Поймай звук».

Цель: формирование умения выделять заданный звук из потока звуков; из слов.

Логопед произносит звуки, слова, родители хлопают один раз, если услышат заданный звук.

2) Дидактическое упражнение «Придумай слово».

Цель: формирование умения составлять слова с заданным звуком в различных позициях (начало, середина, конец).

Логопед предлагает выбрать родителям задание и выполнить его (Рис. 1).

II. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1. Теоретическая часть.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

2. Практическая часть.

Логопед предлагает родителям выполнить артикуляционные упражнения с опорой на зеркало. (Упражнения сопровождаются специальными стихотворениями).

III. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

1. Теоретическая часть

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох.

Самым оптимальным видом дыхания является диафрагмальное.

Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).

В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают:

  • объем и глубина дыхания
  • сила и выносливость дыхательных мышц

- координация и ритм общих и дыхательных движений.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течении 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как часть логопедического занятия, направленную на развитие речевого дыхания.

2. Практическая часть

1) Логопед предлагает родителям выполнить следующие упражнения:

  • «Сдуть ватку»
  • «Фокусник»

2) Логопед предлагает сделать игру для развития воздушной струи «Варежка со снежинкой», используя раздаточный материал (вырезанные из картона «Варежки», нитки, мишура либо вата.) (Рис. 2)

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В конце мероприятия родителям выдаются памятки с артикуляционной гимнастикой.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год