Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие словаря у алаликов в режимных моментах
Логопедия
Автор: Супрун Надежда Николаевна   
21.10.2018 10:33

Развитие словаря у алаликов в режимных моментахРазвитие словаря у алаликов в режимных моментах

Словарь детей в режимных моментах

Прежде всего необходимо комплексно решить следующие задачи:

  • побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
  • научить слушать воспитателя;
  • выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • вызывать речевое подражание (связанное с практической деятельностью детей, наглядной ситуацией при обязательном контакте);
  • накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Важно правильно организовать игровую и предметную ситуации. Воспитатель должен использовать ситуативные моменты режимных процессов. Следует обращаться к ребенку короткими предложениями, производить действия несколько раз подряд, повторением закрепляя сказанное. Для развития словаря требуется:

 

Скачать презентацию

уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать

достаточный запас словарных образов;

обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

расширить объем правильно произносимых существительных — названия предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам;

глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами, а также действий, выраженных личными и возвратными глаголами;

понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи;

учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые сообщающие понятия;

различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь прилагательными;

сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи синонимов и антонимов;

закреплять понятие «слово» и умение оперировать им.

1. Словарь режимных моментов. ДеятельностЬ воспитателя в рамках РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ.

Прием детей, осмотр, утренняя гимнастика

Что будем делать? Будем делать зарядку. Что ты сделал (а)? Я сделал (а) зарядку.

Словарь: Шагом марш. На месте стой. Ходьба, бег, прыжки, приседания, поворот, наклон, ходить, бегать, прыгать, отжиматься.

Развитие глагольного словаря

Задание: Научить различать, к кому обращена команда-просьба. «Вова, сядь. — Дети – сядьте.» «Таня, прыгай. — Дети, прыгайте» «Вова, встань «Таня, подними руки. —Дети поднимите руки»

Задание: Научить детей различать утвердительные и отрицательные команды, отличающиеся друг от друга частицей не. неси — не неси обруч спрячь — не прячь мяч подними — не поднимай мяч убери — не убирай кубики

2. Подготовка к завтраку, завтрак.

Что ты сделал (а)? Я вымыл (а) руки с мылом. Что будем делать? Будем обедать (завтракать, полдничать, ужинать). Что это? Это тарелка, кружка. (Чем едят? Что едят? Из чего едят? Кто моет? Зачем моют руки? и т. д.) Покажи, что ты будешь кушать?

Задание: Научить детей узнавать предметы по их назначению. Образец. «Покажи то, чем ты будешь кушать», «Покажи, как ты будешь мыть руки», «Покажи, чем ты будешь вытирать руки?» и т.д.

словарь: Дай, возьми, принеси, иди, положи, покажи, кружка, вилка,

полотенце и т.д.

Глаголы в побудительном наклонении + существительные

Задание: Научить выполнять действия с предметами, дети оречевляют их: пью молоко, наливаю молоко в кружку, дую на молоко

3. Игры и детские виды деятельности

Анализаторы задействованные в игре

Слуховой,

Зрительный,

Тактильный.

Задание: игра в «поручения», во время которой выясняется, понимают ли дети предлоги, знают ли названия цветов: «Принеси красный кубик», «Положи зеленый кубик в ящик стола», «Положи резинку на коробку» и т.д.

Прилагательные + существительные + предлоги.

Задание: Научить детей узнавать демонстрируемые игрушки (предметы или животных) по их описанию. На столе стоят игрушки: шарик, кошка, птичка. Дети угадывают, о ком это он сейчас говорит: «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы», или: «Он круглый, красный, деревянный» и т. д.

Задание: Картинное лото + индивидуальные словарики-альбомы. Изображающими значение вновь приобретенных слов.

4. Непосредственная образовательная деятельность

Приемы словарной работы:

Натуральные (демонстрация предметов, картинок, ситуации)

Словесные (соотнесение слова с известными словами по сходству, противоположности)

Задания – игра: «Выбери игрушку». Дети становятся в круг. В середине круга стоит стол, на котором разложены игрушки (шар, кубики, лопата, кукла). Один из детей, бросая мяч другому, просит: «Вова, дай шар (кубик)», «Таня, дай куклу (лопатку)» и т.д. Ребенок, поймавший мяч, должен выполнить эту просьбу: положить мяч на стол, взять со стола названную игрушку, сказать: «Оля, на (возьми) шар».

глаголы, наречий, местоимения, предлоги. Задание: Научить детей соотносить слова большой — маленький с величиной предлагаемых предметов

Задание: Научить детей соотносить слова один — мало — много с соответствующим количеством предметов, но у детей должны быть сформированы эти понятия о кол-ве предметов.

5. Подготовка к прогулке, прогулка

Что будем делать? Пойдём гулять. Одевайтесь. Что ты надел? Я надел… Что это? Это кофта, куртка, шапка, ботинки и т.д. Будем играть с..?

Задание: Научить детей различать названия действий, противоположных по значению:

словарь: застегни пальто — расстегни пальто, сними шапку — надень шапку; отнеси — принеси, намочи—отожми, завяжи — развяжи, открой — закрой

найди — спрячь, войди — выйди. Глаголы, существительные.

Задание: Научить узнавать предметы по их назачению.

6. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

Что будешь делать? Буду заправлять постель. Что ты сделал? Я заправил постель. Это что? Это простыня, подушка, одеяло, пододеяльник, наволочка, покрывало, накидка. Где твоя наволочка? Вот моя наволочка. Дайте мне, пожалуйста, пододеяльник. Поправь, пожалуйста, покрывало и подушку.

Словарь: поворот, наклон, присесть, прыгать, бегать, надо, пастель, подушка,

Одеяло и т.д.

употребляя наречия модальности можно (надо, не надо) + инфинитив глаголов (спать) + существительные.

коррекционная работа вторая половина дня

Воспитание речевой активности;

Формирование фразовой речи;

Формирование связной речи.

Прогулка. Уход детей домой.

Спасибо за внимание.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год