Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие словаря у алаликов в режимных моментах
Логопедия
Автор: Супрун Надежда Николаевна   
21.10.2018 10:33

Развитие словаря у алаликов в режимных моментахРазвитие словаря у алаликов в режимных моментах

Словарь детей в режимных моментах

Прежде всего необходимо комплексно решить следующие задачи:

  • побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
  • научить слушать воспитателя;
  • выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • вызывать речевое подражание (связанное с практической деятельностью детей, наглядной ситуацией при обязательном контакте);
  • накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Важно правильно организовать игровую и предметную ситуации. Воспитатель должен использовать ситуативные моменты режимных процессов. Следует обращаться к ребенку короткими предложениями, производить действия несколько раз подряд, повторением закрепляя сказанное. Для развития словаря требуется:

 

Скачать презентацию

уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать

достаточный запас словарных образов;

обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

расширить объем правильно произносимых существительных — названия предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам;

глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами, а также действий, выраженных личными и возвратными глаголами;

понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи;

учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые сообщающие понятия;

различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь прилагательными;

сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи синонимов и антонимов;

закреплять понятие «слово» и умение оперировать им.

1. Словарь режимных моментов. ДеятельностЬ воспитателя в рамках РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ.

Прием детей, осмотр, утренняя гимнастика

Что будем делать? Будем делать зарядку. Что ты сделал (а)? Я сделал (а) зарядку.

Словарь: Шагом марш. На месте стой. Ходьба, бег, прыжки, приседания, поворот, наклон, ходить, бегать, прыгать, отжиматься.

Развитие глагольного словаря

Задание: Научить различать, к кому обращена команда-просьба. «Вова, сядь. — Дети – сядьте.» «Таня, прыгай. — Дети, прыгайте» «Вова, встань «Таня, подними руки. —Дети поднимите руки»

Задание: Научить детей различать утвердительные и отрицательные команды, отличающиеся друг от друга частицей не. неси — не неси обруч спрячь — не прячь мяч подними — не поднимай мяч убери — не убирай кубики

2. Подготовка к завтраку, завтрак.

Что ты сделал (а)? Я вымыл (а) руки с мылом. Что будем делать? Будем обедать (завтракать, полдничать, ужинать). Что это? Это тарелка, кружка. (Чем едят? Что едят? Из чего едят? Кто моет? Зачем моют руки? и т. д.) Покажи, что ты будешь кушать?

Задание: Научить детей узнавать предметы по их назначению. Образец. «Покажи то, чем ты будешь кушать», «Покажи, как ты будешь мыть руки», «Покажи, чем ты будешь вытирать руки?» и т.д.

словарь: Дай, возьми, принеси, иди, положи, покажи, кружка, вилка,

полотенце и т.д.

Глаголы в побудительном наклонении + существительные

Задание: Научить выполнять действия с предметами, дети оречевляют их: пью молоко, наливаю молоко в кружку, дую на молоко

3. Игры и детские виды деятельности

Анализаторы задействованные в игре

Слуховой,

Зрительный,

Тактильный.

Задание: игра в «поручения», во время которой выясняется, понимают ли дети предлоги, знают ли названия цветов: «Принеси красный кубик», «Положи зеленый кубик в ящик стола», «Положи резинку на коробку» и т.д.

Прилагательные + существительные + предлоги.

Задание: Научить детей узнавать демонстрируемые игрушки (предметы или животных) по их описанию. На столе стоят игрушки: шарик, кошка, птичка. Дети угадывают, о ком это он сейчас говорит: «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы», или: «Он круглый, красный, деревянный» и т. д.

Задание: Картинное лото + индивидуальные словарики-альбомы. Изображающими значение вновь приобретенных слов.

4. Непосредственная образовательная деятельность

Приемы словарной работы:

Натуральные (демонстрация предметов, картинок, ситуации)

Словесные (соотнесение слова с известными словами по сходству, противоположности)

Задания – игра: «Выбери игрушку». Дети становятся в круг. В середине круга стоит стол, на котором разложены игрушки (шар, кубики, лопата, кукла). Один из детей, бросая мяч другому, просит: «Вова, дай шар (кубик)», «Таня, дай куклу (лопатку)» и т.д. Ребенок, поймавший мяч, должен выполнить эту просьбу: положить мяч на стол, взять со стола названную игрушку, сказать: «Оля, на (возьми) шар».

глаголы, наречий, местоимения, предлоги. Задание: Научить детей соотносить слова большой — маленький с величиной предлагаемых предметов

Задание: Научить детей соотносить слова один — мало — много с соответствующим количеством предметов, но у детей должны быть сформированы эти понятия о кол-ве предметов.

5. Подготовка к прогулке, прогулка

Что будем делать? Пойдём гулять. Одевайтесь. Что ты надел? Я надел… Что это? Это кофта, куртка, шапка, ботинки и т.д. Будем играть с..?

Задание: Научить детей различать названия действий, противоположных по значению:

словарь: застегни пальто — расстегни пальто, сними шапку — надень шапку; отнеси — принеси, намочи—отожми, завяжи — развяжи, открой — закрой

найди — спрячь, войди — выйди. Глаголы, существительные.

Задание: Научить узнавать предметы по их назачению.

6. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

Что будешь делать? Буду заправлять постель. Что ты сделал? Я заправил постель. Это что? Это простыня, подушка, одеяло, пододеяльник, наволочка, покрывало, накидка. Где твоя наволочка? Вот моя наволочка. Дайте мне, пожалуйста, пододеяльник. Поправь, пожалуйста, покрывало и подушку.

Словарь: поворот, наклон, присесть, прыгать, бегать, надо, пастель, подушка,

Одеяло и т.д.

употребляя наречия модальности можно (надо, не надо) + инфинитив глаголов (спать) + существительные.

коррекционная работа вторая половина дня

Воспитание речевой активности;

Формирование фразовой речи;

Формирование связной речи.

Прогулка. Уход детей домой.

Спасибо за внимание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (147) выйдет
12 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год