Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рабочая программа учителя-логопеда Гильмановой Натальи Павловны
Логопедия
Автор: Гильманова Наталья Павловна   
05.10.2021 23:26

Рабочая программа учителя-логопеда Гильмановой Натальи ПавловныРабочая программа учителя-логопеда Гильмановой Натальи Павловны

на 2021-2022 учебный год

Целевой раздел.

1. Пояснительная записка

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

1. 1. Нормативно-правовые документы.

 

Скачать программу

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ
  • Конвенции о правах ребенка;
  • Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. №28 «Об утверждении Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 01. 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. N1014);
  • Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида Детский сад № 16 «Ромашка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2018-2019 уч. год.
  • Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебного методического объединения по общему образованию, протокол от 07. 12. 2017 №6/17).

1. 2. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы:

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса для выравнивания стартовых возможностей детей с речевыми проблемами.

Основные задачи реализации Программы:

Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Программой предусмотрено:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к овладению элементами грамоты;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • развитие связной речи старших дошкольников.
  • развитие коммуникативности, успешности в общении.
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений.
  • развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая задача программы).

1. 3.Принципы и подходы к формированию программы

Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьями;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Таким образом, разработанная в соответствии с ФГОС ДО Программа направлена на:

  • — охрану и укрепление здоровья воспитанников, коррекцию нарушений речевого развития;
  • — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
  • — раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
  • — использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития;
  • — реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.

1. 4. Характеристики особенностей развития оюучающихся значимые для разработки и реализации Программы.

Рабочая программа предназначена для организации коррекционной логопедической работы с детьми 4-6 лет с нарушением речи. Все дети имеют нарушения зрения, 26 детей обучаются по АООП ДОО для детей с нарушением зрения, 1 ребенок обучается по программе АООП ДОО для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, учитывая психофизические особенности, индивидуальные возможности ребенка с нарушением зрения, 1 ребенок — АООП ДОО для детей с ТНР, учитывая психофизические особенности, индивидуальные возможности ребенка с нарушением зрения.

В 2018-2019 согласно результатам обследования ПМПК на коррекционные занятия зачислены дети со следующими речевыми нарушениями:

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным иинтеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фенетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.)

Характеристика детей с общим недоразвитие речи (II уровень речевого развития).

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Характеристика речи детей с нарушением зрения.

Особенностями речевого развития дошкольников с нарушением зрения выступают: своеобразие развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов; трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях; речи ребенка с нарушением зрения присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития.

Особенности речи детей ЗПР.

Речь детей с ЗПР соответствует общему недоразвитию речи I и II уровня.

На них составлены АОП для детей с ЗПР.

2. Планируемые результаты освоения программы.

По уровням в соответствии с программой

Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ФФН

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
  • отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
  • выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.

Целевые ориентиры по речевому развитию детей II уровня речевого развития

  • Ребенок соотносит предметы с их качественными признаками и функциональным назначением.
  • Узнает по словесному описанию знакомые предметы.
  • Сравнивает знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам.
  • Понимает простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов.
  • Фонетически правильно оформляет согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]).
  • Воспроизводит отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков.
  • Правильно употребляет в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций.
  • Общается, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения ( «Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
  • В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

Целевые ориентиры по речевому развитию детей III уровня речевого развития

  • Понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
  • Фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи.
  • Правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
  • Пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
  • Владеет элементарными навыками пересказа.
  • Владеет навыками диалогической речи.
  • Владеет навыками словообразования: продуцирует названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч..
  • Грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов проговаривает четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно.
  • Использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).
  • Владеет элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
  • В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

3. Способы определения результативности реализации Программы.

Необходимым условием реализации Программы является проведение комплексного психолого-педагогического обследования.

Содержание обследования непосредственно связано с содержанием логопедической работы, что позволяет видеть уровень актуального развития и прогнозировать расширение «зоны ближайшего развития» каждого ребенка, более точно составлять коррекционную программу.

Комплексное психолого-педагогическое обследование каждого ребенка с речевой патологией является основным средством осуществления мониторинга его достижений и необходимым условием успешности логопедической и общеразвивающей работы.

В первые три недели сентября проводится срез, который позволяет разработать оптимальную для каждого ребенка программу коррекционной работы.

Если необходимо выяснить, какие трудности испытывает ребенок с нарушением речи при освоении данной Программы, в середине учебного года проводится промежуточный срез для оценки образовательных достижений и корректировки коррекционно-образовательных маршрутов.

Обследование проводится по методике разработанной и принятой методическим объединением учителей-логопедов города Бирска и Бирского района.

В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести речевого нарушения, а также наметить пути коррекции дефекта.

По результатам обследования в начале учебного года заполняются речевые карты и индивидуальные планы на каждого ребенка.

Результатом реализации данной Программы является качество речи детей, которое определяется ПМПК в конце учебного года. По результатам обследования в конце учебного года составляется отчет учителя-логопеда.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год