Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Игры и упражнения для развития словарного запаса и формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Хайхян Виктория Владимировна Булавина Римма Владимировна   
08.09.2025 16:51

Игры и упражнения для развития словарного запаса и формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возрастаИгры и упражнения для развития словарного запаса и формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра – это специально созданная игра, которая помогает решать образовательные задачи в игровой форме. Одновременно в такой игре происходит развитие мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается грамматический строй речи, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать как индивидуально, так и в подгруппе детей.

Скачать конспект

Цель нашей встречи сегодня – показать вам, как можно использовать речевые игры для развития речи вашего ребёнка.

Обращаю ваше внимание на то, что речевые игры имеют следующие достоинства:

  1. они проводятся в паре (вы и ваш ребёнок, а это общение с ребёнком, которое он очень любит и ценит);
  2. в них можно играть когда и где угодно: по дороге в детский сад и из детского сада, на остановке, когда вы ждёте автобус, или когда вы ждёте приёма у врача, в поезде, на отдыхе и т. д.;
  3. они не требуют специальной подготовки и материалов. Нужно только ваше желание поиграть с ребёнком.
  4. Игра «Один – много»

Цель: научить образовывать существительное множественного числа.

Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе, ребёнок – во множественном. Можно использовать в игре в мяч.

2. Игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами.

Ход: Взрослый показывает картинку и предлагает ребёнку назвать предмет ласково. Можно играть с мячом.

3. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закрепить название овощей (фруктов), их цвет, форму, научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по темам «Овощи»,

«Фрукты».

Ход:

  1. Не заглядывая в мешочек, ребёнок определяет фрукт или овощ на ощупь и называет его;
  2. Взрослый, не вынимая предмет из мешочка, описывает его используя прилагательные (круглое, кислое, сочное, сладкое). Ребёнок называет фрукт (овощ) и достаёт его из мешочка. Далее ребенок выступает в роли ведущего.
  3. Игра «Писатель»

Цель: научить детей по плану описывать выбранные ими предметы (овощ, фрукт, ягода, гриб, животное, предмет мебели).

Ход: Ребёнок описывает выбранный им (овощ, фрукт, гриб, животное) по плану схематически нарисованному взрослым.

Можно помочь ребенку наводящими вопросами.

5. Игра «Скажи наоборот»

Цель: подбор слов с противоположным значением, слова-антонимы, развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход: Взрослый кидает ребёнку мяч и начинает предложение, ребёнок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним. Помидор круглый, а огурец… (овальный)

Помидор мягкий, а огурец … (твёрдый) Помидор гладкий, а огурец… (шершавый) Можно использовать картинки.

6. Игра «Приготовим сок, сварим компот» Цель: учить образовывать прилагательные, расширять словарный запас детей Ход: Взрослый достаёт из вазы фрукты и спрашивает:

Какой сок приготовим из яблок? (яблочный) Как назовём сок из апельсинов? (апельсиновый)

7. Игра «Чей лист, чья шишка?»

Цель: расширять словарный запас детей названиями деревьев, учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

Ход: Гуляя в парке или лесу уточнить, знает ли ребёнок названия деревьев, используя вопросы.

Покажи липу.
Подбеги к сосне.
Прислонись к дубу.
Найди дерево, с которого упал этот лист.

Чей это лист? (кленовый, липовый…)
С какого дерева упала шишка? (с сосны)
Какая это шишка? (сосновая)

8. Игра «Чей хвост, чья голова?»

Цель: учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

Ход: Взрослый берёт мягкую игрушку и задаёт вопросы:

Кто это? (кошка)

У кошки чей хвостик? (кошачий)

У кошки чьи лапки? (кошачьи)

У кошки чья голова? (кошачья)

9. Игра «Помоги маме найти детёныша»

Цель: закрепить знание названий детёнышей животных, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксам и согласовывать существительные с числительными.

Ход: Взрослый раскладывает картинки с животными и их детёнышами. Далее задаются вопросы:

Кто это? (собака)

Кто родился у собаки? (щенок)

Назови его ласково. (щеночек)

Посчитай детёнышей. (1 щенок, 2 щенка, …, 5 щенков)

Акцентировать внимание на окончания существительных.

10. Игра «Какую пользу приносит животное»

Цель: закрепить знания детей о том, какую пользу приносят домашние животные.

Ход: Разложить картинки или фигурки домашних животных. Объяснить, что домашние животные приносят человеку пользу. Далее задать вопросы:

Какую пользу приносит человеку корова?

Побуждать ребёнка отвечать полным ответом.

  • Корова даёт молоко.
  • Кошка ловит мышей.
  • Собака охраняет дом.

11. Игра «Подбери подходящее слово»

Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными, учить различать окончания прилагательных в зависимости от рода и числа существительных.

Ход: Положить перед ребёнком несколько цветных карандашей.

Попросить назвать цвета.

Какой это карандаш? (синий)

Подбери предметы к слову синий. (синий шарик, синий платок…)

Подбери предметы к слову синяя, синее…

Аналогично подбираются предметы к словам: жёлтый, жёлтая, жёлтое.

12. Игра «Где спрятался зайка?»

Цель: упражнять в употреблении предлогов.

Ход: Взять любимую игрушку ребёнка и поиграть в прятки, задавая вопросы:

Где спрятался зайка? (за шкафом)

Откуда выглядывает зайка? (из-за шкафа)

Куда залез зайка? (под диван)

Откуда вылезает зайка? (из-под дивана)

И т.д

Каждую минуту общения с ребёнком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но и формированию личности ребёнка, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 34 (396) выйдет
14 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год