Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дидактическая игра «Кукла Катя в чудесном саду»
Логопедия
Автор: Шамина Любовь Николаевна   
17.06.2018 10:38

Дидактическая игра «Кукла Катя в чудесном саду»Дидактическая игра «Кукла Катя в чудесном саду»

Игра с дидактической куклой на развитие сенсомоторики.

Составитель: Шамина Л.Н., учитель – логопед МДОУ детского сада «Росинка» г. Мышкин 2018г.

Цель: способствовать накоплению сенсомоторного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия в игре.

Задачи:

  • обогащение активного словаря и развитие всех компонентов речи;
  • снятие речевого негативизма у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья);
  • развитие мелкой моторики;
  • практическое закрепление сенсорных эталонов;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и тёплых, доверительных отношений со взрослым и сверстниками.

Скачать конспект

Игра рассчитана на несколько этапов: на 1 этапе предусматривается совместная (обучающая) игра со взрослым; на 2 этапе, когда ребёнок усвоил правила, могут играть несколько детей.

Данное пособие можно использовать как диагностическое, обучающее и игровое:

  • диагностическое – уточнение знаний и навыков;
  • обучающее – формирование, обучение и закрепление полученных навыков и знаний;
  • игровое – закрепление полученных навыков и знаний в самостоятельной игре, фантазия и творчество приветствуются.

Оборудование:

  • Дидактическая сенсорная кукла в платье.

Подол платья выполнен в виде секторов в соответствии со всеми цветами радуги; на одежде есть множество кармашек, дополнительных деталей — фигурок разной фактуры и размера, которые можно расстегнуть — застегнуть разными способами; по краю подола пришита лента, внутри которой есть горошинка, которую можно «прокатить» по длине всего подола; у куклы есть сумочка с мелкими бусинками и одной крупной — для развития тактильных ощущений.

  • Дидактическое панно «Чудо-дерево».

Панно выполнено ярко и привлекательно, дерево и поляна выполнены из флиса, что позволяет хорошо к нему прикрепляться всем фигурам, на обратной стороне которых есть липучка. Играя с этим панно, ребёнок знакомится с пространственными определениями и предложно-падежными категориями (слева, справа, вверху, внизу, между, на, под, у, в, выше, ниже и т.п.).

На панно есть облачко с вшитым бубенчиком; тучка с капельками-бусинками на ниточках, у тучки внутри есть твёрдый целлофан — для развития слухового и тактильного восприятия; солнышко; груши и яблоки объёмные; цветок на стебельке-проволоке, если за него потянуть, то цветок «вырастет»; 2 корзинки — справа и слева от дерева; внизу, под деревом в декоративной жёсткой «траве» спрятались фигурки (птичка, жучок, кошка, грибок); цветы плоские всех цветов радуги. Большинство фигурок прикрепляются на панно с помощью липучки.

  • Дидактическое панно «Маша с воздушными шариками» (оборотная сторона предыдущего панно)

позволит ребёнку закрепить знание основных фигур (треугольник, круг, квадрат), а крылышки бабочки (бисер внутри) – обогатить тактильные ощущения.

  • Наборы шнурков, лент, заколок ( «крабики»), прищепок и других предметов или игрушек (всех цветов радуги) – для развития мелкой моторики и усвоения сенсорных эталонов.

При использовании игрушек (предметов) мелкого размера необходимо соблюдать технику безопасности (взрослый контролирует действия ребёнка).

Игровое правило:

Взрослый предлагает помочь Кате украсить своё платье (подобрать ленточки-шнурки) в соответствии с цветом сектора на подоле; собрать цветы, фрукты или другие предметы в соответствии с предложенным (или выбранным) цветом; найти определённый предмет (в кармашках или в саду — на панно) и т.п.

Если ребёнок выполнит задание верно, то Катя благодарит ребёнка (положительная похвала взрослого).

С помощью куклы можно уточнить или закрепить знания частей тела, ориентировки в собственном и чужом теле (покажи у Кати глазки, ручки…).

Непосредственно перед игрой взрослый предлагает рассмотреть куклу, познакомиться с ней (можно предложить придумать ей имя), назвать основные цвета и оттенки на подоле её платья.

Варианты игры:

1 игровое действие (вариант)«Давай познакомимся» — для установления контакта и доверительного отношения со взрослым, привитие желания общаться, вызова интереса к игре и общению, на уточнение (закрепление) частей тела, ориентировки в собственном и чужом теле.

Посмотри, кто к нам в гости пришёл. Кто это? Это кукла. А как её зовут? Как ты думаешь? –если ребёнок затрудняется в выборе имени для куклы, то взрослый сам называет её имя. Её зовут Катя. Давай с Катей познакомимся. А тебя как зовут? Давай рассмотрим Катю. Где глаза у Кати, а где…? Покажи…

Взрослый предлагает ребёнку показать (назвать) части тела у Кати и у себя.

2 игровое действие (вариант)«Подбери ленточку-шнурок» — на усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики.

У Кати на подоле были ленточки, такого же цвета, что и часть подола (сектор на подоле). Но Ворона унесла их к себе на дерево (показать панно). Где Ворона? (на дереве) Давай поможем Кате опять украсить свою юбочку (платье). Выбирай ленточку (шнурок) и прикрепи (завяжи) к подолу платья.

По подолу пришиты колечки, к которым можно привязать (продеть) ленточку, шнурок определённого цвета.

3 игровое действие (вариант)«Что в кармашках?» — на развитие (совершенствование) мелкой моторики.

У Кати есть кармашки, а что там лежит, она забыла. Давай ей поможем и найдём, что же лежит в кармашках?

Ребёнок расстегает змейку, липучку, пуговку, «затяжку» на кармашках, достаёт лежащие там мелкие предметы (рыбки, машинки, совята и т.п.).

Усложнение (дополнительная игра):

  • «Какого цвета предмет?» — закрепление знания цвета, согласование существительного и прилагательного по родам.
  • «Найди пару» — развитие зрительного восприятия и внимания.
  • «Найди такую же фигурку на платье» — развитие внимания, пространственной ориентировки.

4 игровое действие (вариант)«Соберём букет цветов для Кати» — на усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики.

Катя очень любит цветы, у неё в саду они уже выросли. Давай поможем ей их собрать.

Усложнение (дополнительная игра):

  • Посчитай цветы (усвоение количественных и порядковых числительных).
  • Разложи цветы согласно радужной гамме.
  • Прикрепи цветы к подолу или ленточке (шнурочку) в соответствии с цветом. Прикрепить можно с помощью заколок- «крабиков» или прищепок соответствующего цвета.

5 игровое действие (вариант)«Соберём урожай для Кати» — на усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики; закрепление в речи предложно-падежных конструкций, ориентировки на плоскости; классификации фруктов-овощей.

У Кати в саду есть чудесное дерево. На нём растут фрукты и овощи. Давай в одну корзину соберём фрукты, а в другую овощи.

На 1 этапе (или у детей младшего возраста) можно использовать, например, только яблоки, только груши (один вид фруктов).

На 2 этапе – классификация по цвету (в одну корзину красные яблоки, в другую – жёлтые груши).

На 3 этапе – классификация овощей-фруктов.

Дополнительная игра:

  • «Где фрукт?» или «Положи фрукт…» — ребёнка спрашивают или просят поместить фрукт (по выбору) в определённое место на панно (на дерево, под дерево, в правую корзину и т.п.).
  • «Собери по цвету» — предлагается собрать только красные фрукты-овощи или только жёлтые и т.п.

6 игровое действие (вариант)«Что есть в саду у Кати?» — на ориентировку на плоскости, усвоение (закрепление) цвета и развитие мелкой моторики; закрепление в речи предложно-падежных конструкций.

При рассказывании взрослый прикрепляет (или показывает) все детали в соответствии с текстом.

Вышла Катя погулять в свой сад. Солнышко светит (показ). Где солнышко? (вот солнышко, над деревом, между облаком и тучкой). Но вот подул ветер (ребёнок дует) и солнышко пропало (снять).

1 вариант — На небе появилось белое облачко (показ или прикрепить). Облачку стало грустно и оно «заплакало» — погреметь облачком (ребёнок нащупывает бубенчик внутри облачка или звенит облачком). Стало звать облачко солнышко (погреми, позвени облачком) и солнышко — вернулось (прикрепить).

2вариант – Облачко заплакало и превратилось в тучку (прикрепить). В тучке жил маленький гром (пошуршать) и капельки (можно их посчитать и переместить по ниточкам). Но вот выглянуло солнышко и тучка опять превратилась в облачко.

3 вариант – На небе появилось белое, доброе, мягкое и весёлое облачко (на ощупь мягкое, внутри — бубенчик, поэтому звонко звенит). Сильнее подул ветер (подуть) и на небе появилась синяя туча, она была немного сердита и не такая мягкая, как облачко (на ощупь — грубее, шуршит за счёт вшитого твёрдого целлофана). Они стали спорить… Но вот появилось между ними солнышко и всех помирило.

В саду у Кати росло Чудо-дерево. Что на нём росло? (ребёнок перечисляет, при желании снимает предметы с него). Справа и слева от дерева стояли корзины. (Можно предложить положить в корзины то, что снял с дерева). А под деревом росла травка. Кто же там спрятался? (ребёнок ищет в травке предметы и называет их, можно предложить «озвучить» их). А ещё в саду у Кати рос волшебный цветок. Пока он ещё маленький, но если закапает дождик (пошуршать тучкой, позвенеть облачком, повторить «кап-кап-кап»), то цветок начнёт расти (потянуть за цветок вверх) и будет вот такой высокий.

Ещё в саду у Кати росли цветы разного цвета. Где они? (можно попросить их собрать или наоборот — посадить, прикрепить).

В сад к Кате прилетала (-и) птичка (-и) и садилась везде, где хотела. Где птичка? Посади птичку на дерево, под дерево и т.д.

Ну вот теперь ты знаешь, что есть в саду у Кати.

Усложнение – «Создай свой сад для Кати» — на развитие фантазии и самостоятельности в игре.

Ребёнку предлагается самостоятельно разместить (и назвать местоположение) все предметы на панно по своему усмотрению.

7 игровое действие – «Поиграем с Машей» — на закрепление геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), развитию мелкой моторики, внимания, сравнению объектов по размеру, цвету и фактуре (мягкие, твёрдые).

К Кате в сад пришла Маша (перевернуть панно). У Маши есть воздушные шарики (рассмотреть форму и цвет). Но ниточки от шариков перепутались. Давай поможем Маше (ребёнок должен снять «шарики», распутать нитки и прикрепить шарики на место согласно контурам фигур и цвету липучек на панно).

Кате тоже понравились эти воздушные шарики. А есть ли у Кати на платье такие же фигуры, как шарики у Маши (ребёнок ищет их на подоле у Кати, сравнивает по размеру, цвету и фактуре: «У Маши шарик треугольный красный большой, мягкий, а у Кати маленький жёлтый твёрдый»).

8 игровое действие — «Найди бусину в сумочке у Кати» — на развитие тактильных ощущений.

У Кати в сумочке спрятана крупная бусинка. Нащупай её. Одновременно можно проговаривать любую слоговую цепочку или чистоговорку, как только нащупает — замолчать (или наоборот, как найдёт, нащупает — произнести определённый звук).

9 игровое действие – «Собери бусы» — развитие мелкой моторики, глазомера, точных движений рук, фантазии и творчества.

У Кати в сумочке (мешочке, кармашке) есть бусинки (размер в диаметре не меньше 1 см). Давай для Кати соберём бусы. Ребёнок (под присмотром взрослого) собирает бусы на шнурок. Можно предложить (или по выбору самого ребёнка) использовать шнурок определённого цвета. Можно подобрать бусины в соответствии с цветом шнурков.

10 игровое действие — «Протяни (прокати) горошинку по краю подола платья Кати» — на развитие тактильных ощущений, силы выдоха, умения длительно «пропеть» звук.

Взрослый предлагает ребёнку, прокатывая горошинку по всей длине, проговаривать на одном выдохе 1 звук (гласный, С, З, Ш, Ж).

Усложнение – проговорить слог, слово, небольшую фразу.

Используя данное игровое пособие и дидактическую куклу, можно придумать множество игр (игровых действий). Фантазия, творчество и самостоятельность ребёнка приветствуется.

Желаем удачи!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 2 (123) выйдет
16 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год