Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дифференцированный подход к профилактике заикания
Логопедия
Автор: Булатова Эльвира Юрьевна   
01.12.2017 04:15

Дифференцированный подход к профилактике заиканияДифференцированный подход к профилактике заикания

О необходимости профилактики заикания говорят все авторы которые занимались вопросами изучения его этиологии, патогенеза и коррекции.

Необходимость профилактики заикания обусловлена тем, что это одно из наиболее часто наблюдающихся расстройств речи.

С возрастом это нарушение в большинстве случаев закрепляется и резко утяжеляется, обрастает психогенными наслоениями, сопровождается трудовой и социальной декомпенсацией, приводит к значительным трудопотерям.

Существующие системы преодоления заикания не во всех случаях дают желаемые результаты.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что профилактика заикания и по сей день является задачей, имеющей социальное и экономическое значение. Обзор литературных источников показывает, что рекомендации профилактической работы сводятся в основном к перечислению ряда мероприятий без должного учета причинных и возрастных факторов, т.е. игнорируется дифференцированный подход.

 

Скачать конспект

Этими исследованиями была охвачена большая грушш детей, страдающих заиканием, состоящих на учете в медицинских учреждениях. Основными методами исследования явились:

  • анализ медико-педагогической документации заикающихся;
  • опрос родителей, позволяющий выявить особенности развития ребенка, бытовые условия, взаимоотношения в семье,уровень сформированности речевой деятельности у ребенка к моменту возникновения заикания.

Был осуществлен сопоставительный анализ причинных, возрастных факторов возникновения заикания и периодов формирования высказывания у ребенка в онтогенезе. А также, обнаружен наиболее опасный возрастной период возникновения заикания под воздействием неблагоприятных факторов (Вересова (Булатова) Э.ЮМ Ермилова К.Г. Связь возникновения заикания с овладением ребенком синтаксическими (Сб. Психолого-педагогического изучение детей с нарушениями умственного и физического развития. — М., 1985).

Данные исследования и мой опыт работы с детьми, речь которых отягощена логоневрозом, позволяют сделать вывод что дифференцированный подход.

В целом задачи профилактики заикания сводятся к созданию условий, способствующих:

  • нормальному физическому развитию;
  • нормальному речевому и психическому развитию;
  • формированию положительных эмоционально-волевых качеств.

Учитывая такие причины заикания, как генетическая обусловленность, резус-конфликт, родовая травма, асфиксия, полагаю, что его профилактика в данном случае должна начинаться еще в консультации для будущих матерей Она должна состоять в том, что логопед проводит беседу о формированию речевой и психической деятельности в онтогенезе и выдаст на руки памятку для молодой матери по профилактике заикания.

Дети,перенесшие резус-конфликт в сочетании с асфиксией,нуждаются в очень раннем осуществлении медикаментозного лечения по устранению отрицательного невропатического фона, т.е. еще до появления фразовой речи. С этими детьми следует проводить на первом году жизни специальные занятия,стимулирующие речевое развитие (С-Л-Новоселова, 1985; Янушко, 2007; Р.СЛемцов, 2002; Е.ВЛПереметьева, 2012). В том числе, по методике, предложенной М-М. Кольцовой (1973, 1998) и ее сотрудниками, основывающейся на раннем развитии мелкой моторики ведущей руки^

Учитывая, что одним из факторов, вызывающих заикание, в сочетании с вышеперечисленными является соматическая ослабленность, необходимо с первых месяцев жизни ребенка с целью укрепления всего организма по консультации врача проводить профилактическую работу в виде закачивания. Используя опыт ТЛ. Воронцовой (1980), можно рекомендовать те же мероприятия, что и для детей с врожденным расщеплением нёба. Это должны быть воздушные ванны, водные процедуры, прогулки, физические упражнения и т.п. Процедуры необходимо проводить как можно раньше, учитывая индивидуальные спобнности ребенка и постепенно увеличивая нагрузку. С целью профилактики в работ) ^ вводится гимнастика, проводимая матерью под наблюдением врача. Планирование физических упражнений должно соответствовать физическим этапам развития ребенка в онтогенезе. Развитию движений на первом году жизни способствует ползание, что подготавливает ребенка к правильному сидению, ходьбе, улучшает дыхание.

Как отмечает Т.Н. Воронцова (1980), в динамическую гимнастику должны быть включены такие упражнения, как: стимуляция ползания за яркой, красивой игрушкой, при поддерживании за обе руки.

В более позднем возрасте в динамическую гимнастику включаются упражнения, способствующие формированию ходьбы,бега, ползанию, бросания, развитию мелкой моторики рук.

В сочетании с физическими упражнениями должна проводиться дыхательная гимнастика.

Необходимо создавать специальные условия для формирования фразовой речи детям в возрасте от полутора до четырех лет, помогать оформлению сложного предложения от четырех до пяти лет и репродуктивно монологической речи от пяти лет и выше. С этой целью могут быть использованы вес пособия, которые рекомендуются для работы по формированию речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

Во всех случаях работы по формированию речевой деятельности у д^гей, склонных к заиканию, необходимо учитывать ведущее значение практически) й деятельности, т.е. действие с предметами.

Дети с наследственной предрасположенностью к заиканию, а также перенесшие асфиксию, родовую травму,резус-конфликт, соматическую ослаблснность, нуждаются в развитии навыков смелого поведения, коллективной игровой деятельности, в щадящем отношении к их нервной системе на протяжении всего дошкольного возраста, о мере возможностей эти дети должны также избегать контакта с заикающимися. Необходима широкая, действенная, научно обоснованная пропаганда знаний среди родителей и дошкольных работников о недопустимости перевоспитания левшества.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год