Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Метод дивергентного речевого развития.
Логопедия
Автор: Трофимова Александра Викторовна   
03.05.2013 08:20

Метод дивергентного речевого развития.Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи.
Развивающие технологии в логопедии.
Дивергентное мышление — творческое, оригинальное мышление. Характеризуется отсутствием стереотипов, выходом за рамки привычного, поиском нового. При таком мышлении при одной поставленной задаче или проблеме возникает множество решений. Противоположность такого мышления — конвергентное мышление. Оно направлено на поиск одно — единственного верного решения. В этом случае используется некая последовательность действий, усвоенная ранее. Дивергентное мышление является основой творчества.
Дивергентное речевое развитие — это развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления. Дети при традиционном обучении в дошкольном учреждении, школе имеют мало возможностей применить разные подходы  и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала детей. Это можно осуществить  на лексико-грамматических занятиях, не отходя от традиционных программ, используя на обычных занятиях упражнения, направленные как на развитие дивергентного.


Основными требованиями, на которые нужно опереться при составлении и применении упражнений на развитие дивергентного мышления, являются следующие:
•    найти для детей проблему, которая имеет множество правильных решений;
•    поощрять детей в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются дикими, непрактичными и сумасшедшими;
•    ценить не качество ответов, а их количество (устроить соревнование, где выигрывает ребенок, предложивший больше способов решения проблемы);
•    воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.
Можно рекомендовать следующие упражнения, направленное на развитие речевых возможностей детей  средствами дивергентного мышления.
1. Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия весны и зимы (тепла и холода, утра и вечера). Приведем примеры ответов:
весна — теплая, солнечная, веселая;
солнце -
почки -
листочки -
подснежник -
зима — холодная, морозная, снежная
мороз -
снег -
метель -
2. найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов:
колодец — ведро
стол — дерево
мороз — солнце
кукла — девочка
3. речевые упражнения на поиск причин возникновения событий.
- Маше на день рождения подарили большую куклу.
- Море было большое и теплое.
- Солнце медленно заходило за горизонт.
4. придумать рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов, например:
Солнце, улица, светофор.
Самолет, дождь, горы.
Ветер, арбуз, машина.

 

Метод креативного речевого развития.
Креативное речевое моделирование.
Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка. Креативное речевое моделирование проводится в несколько этапов.
1 й этап. Предлагаются несложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы, например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображением предметов, явлений:
–    лопата, сковорода;
–    стол, шкаф;
–    вилка, ножницы;
–    книга, театр
Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание.
Например, возможны такие ответы при анализе признаков в паре «лопата, сковорода»:
Лопата и сковорода сделаны из железа.
И лопатой и сковородкой можно защищаться.


Трофимова Александра Викторовна
учитель-логопед МКОУ Лугавская СОШ № 19 детский сад Красноярский край, Минусинский район, с. Лугавское

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год