Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Создание развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в контексте ФГОС ДО «МОЙ ПОМОЩНИК – КАБИНЕТ»
Логопедия
Автор: Ничепорчук Татьяна Петровна, Шевлякова Елена Иосифовна   
26.03.2016 18:13

Создание развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в контексте ФГОС ДО «МОЙ ПОМОЩНИК – КАБИНЕТ»Создание развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета в контексте ФГОС ДО «МОЙ ПОМОЩНИК – КАБИНЕТ»

«…мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды».
Л.С. Выготский

Основной задачей групп компенсирующей и комбинированной направленности является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития в период дошкольного возраста.

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно — компенсаторного преодоления имеющихся проблем в развитии детей.

 

Для осуществления необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья функционирует логопедическая служба и создается логопедический кабинет.

Организуя развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО (п. 3.2. 2 и п. 3.3) мы руководствовались принципами: /1/

насыщенности:

На базе дошкольного учреждения функционируют общеразвивающие группы, группы комбинированной направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом «Особый ребенок». Поэтому образовательное пространство логопедического кабинета оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой Программ, которые реализуются в нашем дошкольном учреждении (в коррекционно-развивающей работе с детьми используются программы для детей с ОНР, с ЗПР. с ДЦП, с умственной отсталостью), а также возрастными и индивидуальными возможностями ребенка.

трансформируемости:

Например, релаксационная зона расширяется за счет учебной, учебная зона меняется от формы организации занятия, от сюжета занятия. Наглядно – дидактический материал (дидактические пособия, плакаты) легко снимается благодаря удобным приспособлениям и меняется в зависимости от лексической темы. Зеркало и окно по мере необходимости закрываются шторами. Кабинет оснащен техническими средствами реабилитации детей с ДЦП: опорой для сидения, опорой для стояния. В зависимости от цели и задач занятия, для выполнения заданий дети располагаются в удобном для них положении. Также придерживаемся принципа в работе с детьми с ДЦП — «Каждый ребенок, несмотря на тяжесть и различия патологий, нуждается в многообразии движений и поз в течение всего дня!»

полифункциональности:

Для детей с нарушениями ОДА используются мягкие кресла-груши не только для релаксации, но и для коррекционно-развивающей работы. Детская мебель: столы, стулья, опоры, мягкая мебель легко превращаются в «сказочные» замки, героев, животных.

вариативности:

Весь материал, который используется в непосредственной работе с детьми, помогает раскрытию их индивидуальных особенностей, обладает множеством возможностей и вариантов его применения. Каждая игра, методическое пособие могут повторяться неоднократно в модифицированных вариантах (авторское дидактическое пособие «Жар птица» используется на подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, а также на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков).

доступности:

Материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация логопеда – на верхних полках;

безопасности

Пособия, игрушки, оборудование логопедического кабинета соответствует требованиям САНПиН.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета подчинена закону детства: «Учимся играя!» Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого. И «невозможное возможно», когда малышу содействует и сопереживает его наставник.

При оформлении логопедического кабинета мы стремились к созданию ситуации успешности и комфорта. Комфорт ребенка позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от посещения занятий. /2/

Интерьер кабинета выдержан в светло-зеленых тонах, так как зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на детское зрение. /3/

По оснащению и применению кабинет разделён на зоны.

  • Рабочая зона логопеда и логопедическая документация

В оборудование рабочей зоны логопеда входит письменный стол, стулья для взрослых. Помимо основных логопедических документов, которые ведет учитель-логопед, на каждого ребенка с ОВЗ составляется индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория.

  • Зона методического сопровождения

Поскольку учитель-логопед ведет коррекционно-развивающие занятия с разной категорией детей с ОВЗ с разным уровнем речевого развития, он не может обойтись без педагогических знаний. Логопед должен хорошо разбираться в многочисленных методиках и литературе по логопедии, понимать какие именно обучающие материалы применять в различных случаях коррекции речи. Так как учитель-логопед занимается с детьми с речевыми, психологическими, двигательными нарушениями, то он должен освоить базовые медицинские знания. Для установления крепкого контакта и доверительного отношения с ребенком, логопед должен являться отличным детским психологом. Поэтому в логопедическом кабинете имеется обширный материал методической литературы.

  • Зона диагностики

Учитель-логопед проводит индивидуальную диагностику не только речевого развития, но и психических процессов, общей и мелкой моторики, создает план дальнейшей работы по коррекции речевых нарушений с учетом возрастных, психофизических особенностей. Динамика развития речи ребёнка систематически отслеживается на заседаниях ПМПк.

  • Зона дидактического сопровождения разделена на центры -
  • Центр сенсорного воспитания представлен блоками Дьенеша, палочками Кьюзенера, материалом Марии Монтессори.

Используя блоки Дьенеша, формируем у детей понятия о цвете, форме, величине. Палочки Кюизенера вариативно используем в разных видах коррекционной работы: выкладывание картин из палочек в соотнесении с лексической темой; выкладывание схем слов, предложений, конструирование букв по образцу (на занятиях по обучению грамоте); отстукивание и выкладывание различных ритмов (при коррекции дизартрических компонентов речи); повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед (на занятиях по автоматизации и дифференциации звуков). «Золотой материал» Монтессори — помогает изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта.

  • Центр речевого развития

Для развития словаря, грамматических категорий подобраны предметные и сюжетные картинки. Для развития связной речи подобраны: наборы сюжетных картинок для составления простых предложений; серии сюжетных картинок разной сложности для составления рассказов; мнемотаблицы и др.

Весь материал систематизирован по разделам и находится на верхних полках шкафов.

  • Зона по подготовке к освоению грамоты

Эта зона представлена как традиционным оборудованием и пособиями (многофункциональной магнитной доской, комплектом букв, наглядными индивидуальными плакатами «гласный — согласный», «звонкий — глухой», «твердый — мягкий», «буквы» и др.), так и авторским настенным дидактическим пособием «Город звуков и букв». Также авторы разработали дидактическое пособие на развитие графомоторных навыков «День за днём, за годом год готовим пальчики к письму» и дидактическое пособие по ознакомлению детей с буквой «Страна «Буквознание»».

Зона игрового сопровождения

«…учит ребенка жить и действовать» (Е. А. Флерина).

Дети с синдромом Дауна, с РАС, с умственной отсталостью имеют разный уровень речевого развития. Для развития коммуникации и общения, установления эмоционального контакта, развития лексико-грамматических категорий и связной речи на логопедических занятиях используются:

  • детская игрушка моторно-спортивная (мяч, бирюльки, волчок, серсо, бильбоке, обруч и т.д.) — способствует развитию крупной и мелкой моторики, глазомера, зрительно-моторной координации
  • сюжетная (образная) игрушка (куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства; посуда; мебель и др. — содействует развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт
  • строительно-конструктивная игрушка (наборы строительных материалов, конструкторы, конструкторы нового поколения «LEGO) — развивает конструктивные способности, мышление, расширяет кругозор
  • детские настольные игры, которые способствуют формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, обучению грамоте, развитию психических процессов
  • игрушки- забавы ( «дергунчики», мячи на резинках, крутящиеся на турниках гимнасты, подпрыгивающие птички); народная игрушка-забава из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами, вызывающими забавляющий эффект (клюющие птички, карусели, двигающиеся деревянные резные игрушки; игрушка-сюрприз — вызывает у детей любопытство, радость, положительные эмоции, развивает чувство юмора и любознательность; позволяет установить контакт с детьми, снять напряжение, формирует желание участвовать в совместной игре
  • музыкальная игрушка ( (игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, погремушки, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные) и др.; сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей) — служит средством развития слухового восприятия, музыкального слуха
  • театрализованная игрушка (куклы бибабо, куклы-марионетки; элементы костюмов, атрибуты, маски; все виды театров и др.) — развивает выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально — речевых способностей.
  • Зона индивидуальной коррекции речи

Пространственно-организующим элементом этой зоны служит — настенное зеркало и настенное дидактическое пособие «Чудо-дерево», на ветвях которого расположены игры и пособия для выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики. Здесь же размещены профили разных звуков, картинки с изображением правильного выполнения артикуляционных упражнений и стихотворные тексты. В центре «Чудо-дерева» находится авторское дидактическое пособие «Жар-птица» * универсальный логопедический тренажер. Он мобилен, эстетически оформлен, многовариантен. Рядом находится стул и столик, на котором в необходимом количестве имеются индивидуальные пакеты (ватные палочки, одноразовые платочки, постановочные зонды, спиртовые салфетки, индивидуальные перчатки) на каждого ребенка. Для автоматизации, дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях, тексте составлены картотеки. Продумано освещение для вечерних и дневных занятий.

  • Зона развития психических процессов

Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление — развиваются с прямым участием речи. Аналитико-синтетическая деятельность мозга играет большую роль в процессе восприятия речи, звуковом анализе. Для развития мышления используем дидактические игры «4 лишний», «Разрезные картинки» (по всем лексическим темам). Также применяем учебно-наглядные пособия для развития познавательной деятельности «Познаём мир» и игровые упражнения на развитие психологической базы речи «В царстве смекалки». Авторами составлена картотека игр-этюдов «Развиваем внимание» для детей с РАС, задержкой психического развития. Для детей с синдромом Дауна оформлен альбом игр-этюдов «Жесты».

  • Информативно-познавательная зона для детей

Эта зона актуальна в логопедическом кабинете. В ней располагаются предметные, сюжетные, пейзажные картины, загадки, головоломки по одной лексической теме. Периодичность обновления – еженедельная.

  • Зона оздоровительно-развивающей коррекции

Принцип работы "Не навреди" (Н. К. Смирнов)

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных во ФГОС ДО. /1/. Поэтому во главу угла поставлено общее здоровье ребенка с ОВЗ: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.

Эта зона разделена на центры:

  • Центр релаксации необходим для снятия эмоционального напряжения. Он снабжен удобным мягким креслом-грушей, в котором ребенок может отдохнуть, как сидя, так и в положении «лежа». Для поддержания хорошего настроения у детей дополнительно используем ароматерапию (набор эфирных масел мелиссы и ромашки, шалфея и розы). А для улучшения психического здоровья, психоэмоционального состояния, для преодоления дискомфорта, неуверенности — используем музыкотерапию (аудиодиски «Музыка природы», «Произведения композиторов для малышей» и др.).
  • Центр развития мелкой моторики

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом» И. Кант

В этом центре находятся: наглядные демонстрационные плакаты «Пальчиковые упражнения» (для развития кинетической и кинестетической основы движения руки) по всем лексическим темам; картотека (печатная, видео) пальчиковой гимнастики «Ловкие пальчики» по всем лексическим темам; игры с прищепками «Животные», «Птицы» и т.д. по всем лексическим темам; картотека физкультминуток «Крепыш»; пособие «Пальчиковые шаги»; пальчиковый театр «Маленькие театралы»; шнуровки, застежки; мозаики разного размера; сухой бассейн с разными наполнителями (фасоль, киндер-колпачки, пробки, бобы, макароны, мячики).

Авторы разработали и используют пособие «Логопедические пятиминутки» для детей с общим недоразвитием речи, II уровня, в которое входит 28 лексических тем (пальчиковая гимнастика, игра на координацию речи с движением).

Используем Су-Джок терапию (массаж массажными мячами, массажными кольцами). Демонстрационные плакаты для выполнения самомассажа грецкими орехами, каштанами располагаются на стене, на уровне глаз детей. Проводим песочную терапию: «Чувствительные ладошки» (игры на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и развития мелкой моторики рук) и «Песочную грамоту» (для развития фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения, обучения чтению и письму). Приобретено необходимое оборудование: деревянный ящик, экологически чистый песок, фигурки людей, животных, птиц, буквы и т.д.

  • Центр массажа

Для преодоления дизартрических нарушений речи используем кушетку с подушками и применяем пальцевой, зондовый и точечный массаж. Также проводим с детьми самомассаж лица, ушных раковин, кистей рук и стоп (в наглядной доступной форме они размещаются в виде плакатов в информативной зоне для детей).

  • Центр профилактики

Для снятия зрительного напряжения, тренировки глазной мышцы проводим гимнастику для глаз. Схематическое изображение выполнения упражнений представлено в альбоме «Расскажи глазами».

Для тренировки психомоторных функций, снижения эмоционального напряжения проводим психогимнастику. Игры и этюды систематизированы в пособие « «Королевство зеркал».

  • Зона технических средств обучения

На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь. В работе с детьми используем: презентации-картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации, дифференциации звуков); презентации-загадки, викторины (для закрепления полученных знаний); презентации-игры (на расширение словаря, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие высших психических функций); презентации-сказки (для развития связной речи). Аудиоматериалы представлены дисками «»Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой (для преодоления дизартрических нарушений речи, для развития звукоподражания, для автоматизации звуков), «Логоритмикой для малышей» Е. Железновой и т.д.

  • Информативная зона для родителей и педагогов

Для эффективной работы с родителями широко используются наглядные средства. В каждой группе оборудованы специальные «родительские уголки», в которых размещается общая информация. Индивидуальная информация выполнена в форме «памятки для родителей» с учетом речевого нарушения конкретного ребенка. Папки-передвижки выполнены в форме консультаций, как для педагогов, так и для родителей. Пособия и наглядные материалы позволяют найти родителям ответы на любые вопросы, связанные с логопедическими проблемами у детей.

Все дети, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в логопедическом кабинете созданы условия для проявления индивидуальности и творчества каждому воспитаннику с ОВЗ.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  2. Бычкова М.М. Карташова И.М. Создание комфортной внутришкольной среды для детей с нарушениями речи. // Логопед. 2008. №3
  3. Поваляева М.Н. Справочник логопеда. – Ростов-на Дону, Феникс. 2007
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год