Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Конструирование как средство формирования мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Конструирование
Автор: Уланова Анна Александровна Прошкина Ксения Сергеевна   
23.12.2025 06:20

«Конструирование как средство формирования мелкой моторики у детей дошкольного возраста»«Конструирование как средство формирования мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

МБДОУ «Детский сад № 120» г.о. Самара

  • Уланова Анна Александровна, воспитатель
  • Прошкина Ксения Сергеевна, воспитатель

Развитие мелкой моторики — одна из важнейших задач в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. От состояния моторных навыков напрямую зависит успешность овладения речью, письмом, чтением и другими когнитивными функциями. Одним из наиболее эффективных и увлекательных средств формирования мелкой моторики является конструирование. Занятия по конструированию способствуют не только физическому развитию кистей и пальцев, но и развивают координацию движений, внимание, усидчивость, пространственное мышление и воображение. Эта деятельность может быть организована в игровой форме и приносит детям радость творчества.

 

Цель данной статьи — рассмотреть, каким образом конструирование влияет на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также предложить педагогам и родителям конкретные рекомендации.

1. Теоретические основы формирования мелкой моторики

Мелкая моторика — это способность выполнять точные, скоординированные движения кистями и пальцами рук. Она развивается с рождения и особенно активно — в дошкольный период. Установлено, что уровень развития моторных навыков тесно связан с развитием речевой функции, внимания, памяти и интеллекта ребенка. В дошкольном возрасте особенно важно включать в образовательный процесс виды деятельности, которые стимулируют развитие пальцевой моторики. К ним относятся лепка, рисование, мозаика, шнуровки и, конечно, конструирование.

2. Конструирование как вид деятельности в ДОУ

Конструирование — это процесс создания конструкций из различных материалов по образцу или собственному замыслу. В дошкольных учреждениях оно входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» и реализуется через игровую и познавательную деятельность.

Среди видов конструирования можно выделить:

Строительное (из кубиков, конструктора);

Плоскостное (из бумаги, картона — аппликации, оригами);

Природное (из шишек, палочек, желудей и т.п.);

Техническое (из Лего, магнитных или механических наборов).

Такая деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой, способствует развитию фантазии, логики, навыков планирования и совместной работы.

3. Механизмы воздействия конструирования на развитие мелкой моторики

Занимаясь конструированием, ребенок активно использует пальцы и руки: берет мелкие детали, соединяет их, сгибает, приклеивает, вырезает и т.п. Эти действия задействуют множество мелких мышц кистей и развивают тактильную чувствительность.

Вот основные аспекты влияния:

  • Развитие точности и координации движений. Манипуляции с деталями требуют аккуратности и контроля.
  • Укрепление мышц кисти и пальцев. Особенно полезны действия, требующие усилий — соединение деталей, сгибание, закручивание.
  • Формирование «глаз–рука» координации. Ребенок учится соотносить зрительное восприятие с двигательным действием.
  • Развитие произвольности движений. В процессе ребенок учится управлять своими движениями, выполняя задания по инструкции.

4. Практические примеры

В практике ДОУ часто используются следующие формы конструирования:

  • Конструирование по образцу. Ребенок воссоздает заданную модель, следуя указаниям взрослого.
  • Конструирование по замыслу. Дети придумывают и реализуют собственные проекты.
  • Тематические занятия. Постройка города, моста, дома, транспорта и др.

Примеры заданий: собрать домик из конструктора Лего; сделать объемную аппликацию «Осеннее дерево» из бумаги и природных материалов; построить башню из кубиков с чередованием цветов; сделать самолет из модулей оригами.

Наблюдения педагогов показывают, что регулярные занятия конструированием улучшают не только мелкую моторику, но и внимание, усидчивость и способность к самоорганизации.

5. Рекомендации для педагогов и родителей

Чтобы занятия конструированием были максимально полезны, важно соблюдать несколько условий:

  • Подбирать материалы по возрасту. Для младших — крупные детали, мягкие материалы. Для старших — мелкие мозаики, Лего, проволока, модульное оригами.
  • Создавать условия для свободного творчества. Пусть ребенок сам выбирает, что и как строить.
  • Вовлекать детей в групповое взаимодействие. Это учит не только работать руками, но и коммуницировать.
  • Развивать интерес к процессу. Можно читать сказки и предлагать построить, например, домик для героя.
  • Чередовать виды деятельности. Комбинируйте конструирование с лепкой, рисованием, резьбой, чтобы задействовать разные группы мышц.

Заключение

Конструирование — это не только увлекательная игра, но и мощный инструмент педагогического воздействия. Оно способствует всестороннему развитию ребенка, особенно в плане формирования мелкой моторики. Через простые действия с деталями дети тренируют пальчики, развивают координацию и готовятся к будущему школьному обучению.

Систематическая организация конструктивной деятельности в ДОУ — залог успешного развития моторных, когнитивных и творческих способностей дошкольников.

Список литературы:

  1. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте. — М.: Просвещение, 1988.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 2005.
  3. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. — М.: Просвещение, 1979.
  4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  5. Поддьяков Н. Н. Развитие исследовательской активности дошкольников. — М.: Педагогика, 1995.
  6. Фридман Л. М. Психология обучения и воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Академия, 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год