Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEAM – ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Конструирование
Автор: Сырникова Анжела Анатольевна   
19.12.2025 08:06

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEAM – ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEAM – ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Сырникова Анжела Анатольевна воспитатель МБДОУ «ДС «Радуга»»

В настоящее время инновационные технологии стали настолько быстро развиваться и меняться, что порой педагог дошкольного образования не всегда успевает за ними. В последнее десятилетие в педагогике все чаще и чаще мы встречаемся с новыми терминами и понятиями, которые не всегда нам — воспитателям понятны и знакомы. В поиске новых и интересных технологий, я случайно натолкнулась на такое понятие, как «STEAM –технология» и мне стало очень интересно, в чем заключается ее новизна и чем она может быть для нас полезной? В процессе ее изучения, я обнаружила тот факт, что в наше время технология «STEAM» вполне актуальна, доступна и, можно сказать, перспективна на сегодняшний день.

В данный момент «STEАM–технология» введена в образовательную программу детских садов и школ в США, Англии, Германии для подготовки с самого раннего возраста высокотехнологичных людей.

STEAM -образование один из основных мировых трендов.

Впервые STEАM–технология была использована в США для организации деятельности детей в условиях метопредметной среды, направленной на подготовку детей к жизни в высокотехнологически развитом пространстве.

 

Скачать конспект

STEАM» включает в себя:

  • «science» — науку
  • «technology» -технологию
  • «engineering» — инженерию
  • «art» — искусство
  • «math» — математику.

Данная дисциплина становится самым востребованным в современном мире. Поэтому сегодня STEAM -технология развивается, как один из основных трендов, сочетая в себе естественные науки с технологиями, инженерией и математикой. Как и в жизни, все предметы интегрированы и взаимосвязаны в единое целое — и в понимании этой самой гармоничной цельности и есть сила.

STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.

Сегодня можно встретить множество разнообразных образовательных модулей, которые входят в STEM-технологию:

  1. LEGO-конструирование. (Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов).
  2. Математическое развитие. (Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.)
  3. Экспериментирование с живой и неживой природой. (Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности).
  4. Дидактическая система Ф. Фребеля. (Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста).
  5. Мультистудия «Я творю мир». (Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультстудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма).
  6. Робототехника. (. включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования). Робототехника в детском саду – это развитие мелкой моторики, внимания, аккуратности. Развитие креативности через научно-техническое творчество. Повышение мотивации и целеустремленности.

Глубже изучая и знакомясь со STEAM- технологией мне стало интересно, с какого же возраста можно ее внедрять и какие из ее модулей можно использовать на практике с детьми младшего дошкольного возраста в моем случае (это дети от 2-3лет)?

С начала этого учебного года я начала понемногу анализировать развивающую предметно-пространственную среду своей группы в области этой технологии и выяснила, что погружение в STEAM-среду можно начать с обычного конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик, приобретут элементарные технические навыки и умения, познакомятся с принципами инженерии и возраст моих детей является вполне подходящим для этого.

Конструирование – это особая форма детской деятельности, его основная цель- создание из различных материалов разнообразных игровых поделок. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Основная задача конструирования – ознакомление детей с базовыми строительными деталями — плоскостными и объёмными

Т.к. мои дети еще совсем маленькие, и в группе большая часть еще неговорящих детей (всего3 человека) я выбрала для себя наиболее подходящее и безопасное на первом этапе — конструирование из строительного материала (деревянный и пластиковый конструкторы).

Ежедневно мы делаем с детьми различные постройки, будь то гараж для машины, или домик для зайчика, иногда дополняем эти постройки различными предметами и деталями.

Практика показывает, что дети младшего возраста охотно играют с таким конструктором. Здесь фантазия ребят не знает границ и этот конструктор более безопасен для малышей.

Кроме представленных видов конструктора в младшем дошкольном возрасте можно использовать также и магнитые конструкторы, и лего-конструкторы, различные мозаики, конструирование из бумаги, и конструкторы с гайками, винтиками, болтиками др. Главное, чтобы эта игра проходила под присмотром взрослых и при живом общении с ребенком.

Конструирование из Лего-конструктора

Конструктор с гайками, винтиками и болтиками

Плоскостное конструирование

Мозаика

Как оказалось, мы с вами сами того не замечая, в работе с детьми ежедневно используем STEM-технологии, когда играем с ними, задействуем эти технологии в разных видах деятельности: на занятиях, на зарядке, в совместной, самостоятельной и индивидуальной работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что при развитии конструкторских навыков, ребенок получает устойчивый интерес к конструированию, развивает способность к правильному сочетанию элементов при создании задуманной ребенком работы, формирует умение мастерить как индивидуально, так и совместно с другими детьми, формирует художественный вкус, совершенствует навыки общения, развивается умственно и интеллектуально.

Я считаю, что данная инновационная STEAM -технология может успешно применяться в группах раннего и младшего дошкольного возраста, а при правильном подходе и организации даст положительный результат в работе педагога. Ведь перед нами стоит задача сделать так, чтобы дети оставались детьми, проживали свою жизнь ярко, интересно, содержательно и при этом все же готовились к "настоящей" взрослой жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год