Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Использование Лего‑конструктора в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Конструирование
Автор: Варосян Татьяна Анатольевна   
20.11.2025 17:54

Использование Лего‑конструктора в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возрастаИспользование Лего‑конструктора в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы

Подготовка к обучению грамоте — важный этап в развитии ребёнка 5–7 лет. В этот период закладываются основы фонематического восприятия, звукового анализа, графического образа букв и навыков письма. Однако традиционные методы часто сталкиваются с проблемой сниженной мотивации: дошкольники быстро утомляются от монотонных упражнений с карточками и прописями.

Лего‑конструктор как дидактический инструмент позволяет:

  • превратить обучение в игровую деятельность;
  • задействовать кинестетический канал восприятия;
  • развивать мелкую моторику через манипуляцию деталями;
  • формировать пространственные представления;
  • поддерживать устойчивый интерес к занятиям.

 

Педагогический потенциал Лего

Лего‑конструирование активизирует сразу несколько образовательных областей:

  1. Речевое развитие — через комментирование действий, составление рассказов по постройкам, обсуждение планов.
  2. Познавательное развитие — осваивание понятий «слева‑справа», «выше‑ниже», «между», «рядом».
  3. Художественно‑эстетическое развитие — создание образов, подбор цветовых сочетаний.
  4. Социально‑коммуникативное развитие — совместная работа в парах или группах.

Практические приёмы использования Лего в подготовке к грамоте

1. Формирование фонематического восприятия

  • Звуковые дорожки: выкладывание деталей Лего по схеме (красная — гласный звук, синяя — согласный твёрдый, зелёная — согласный мягкий).
  • Сортировка звуков: разделение картинок на две группы (например, «звук [С] в начале слова» и «звук [С] в конце слова»), размещение их на соответствующих платформах из Лего.
  • Составление звуковых схем слов: каждая деталь — один звук; высота детали может обозначать ударность.

2. Освоение графического образа букв

  • Конструирование букв: создание объёмных букв из кирпичиков Лего (важно соблюдать пропорции и ориентацию элементов).
  • Трансформация букв: изменение одной детали, чтобы превратить букву П в Н или О в С.
  • Тактильное узнавание: ребёнок с закрытыми глазами ощупывает Лего‑букву и называет её.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

  • Собираем слово: каждому звуку — своя деталь; ребёнок выкладывает последовательность и «читает» получившееся слово.
  • Исправь ошибку: педагог намеренно допускает ошибку в последовательности деталей — ребёнок находит и корректирует.
  • Слова‑трансформеры: добавление или удаление одной детали меняет слово ( «дом»«том», «кот»«код»).

4. Подготовка руки к письму

  • Контурные дорожки: проведение пальцем по ребристой поверхности Лего‑платформы для тренировки двигательных траекторий.
  • Микроконструирование: сборка мелких деталей развивает точность движений.
  • Штриховка Лего‑кистью: использование специальных Лего‑кистей для имитации письменных движений.

Методические рекомендации

1. Дифференциация заданий по уровню сложности:

  • начальный уровень — конструирование отдельных букв;
  • средний — составление слогов и простых слов;
  • продвинутый — работа с предложениями и мини‑текстами.

2. Поэтапность:

  • знакомство с деталями Лего и правилами безопасности;
  • освоение пространственных понятий;
  • переход к звуковому анализу;
  • конструирование букв и слов.

3. Интеграция с другими методами:

  • сочетание Лего‑конструирования с работой в прописях;
  • использование аудиоматериалов для фонематической работы;
  • включение элементов сказкотерапии (строительство «города букв»).

4. Организация пространства:

  • отдельные контейнеры для деталей разных цветов и размеров;
  • рабочие платформы для каждого ребёнка;
  • демонстрационная панель для образцов.

Оценка эффективности

Критерии успешности:

  • способность ребёнка самостоятельно выкладывать звуковые схемы;
  • узнавание и называние сконструированных букв;
  • умение составлять слова из деталей;
  • улучшениекоординации движений кисти и пальцев;
  • позитивная мотивация к занятиям грамотой.

Для фиксации динамики можно использовать:

  • фото фиксацию построек;
  • портфолио детских работ;
  • диагностические карты с отметками о прогрессе.

Заключение

Лего‑конструктор — это не просто игрушка, а многофункциональный образовательный инструмент, который:

  • делает процесс подготовки к грамоте наглядным и осязаемым;
  • снижает тревожность при освоении сложных понятий;
  • стимулирует творческую активность и познавательный интерес.

Систематическое использование Лего в логопедической и педагогической практике позволяет достичь лучших результатов в формировании предпосылок грамотности у старших дошкольников, обеспечивая плавный переход к школьному обучению.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 43 (405) выйдет
22 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год