Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конструирование с дошкольниками
Конструирование
Автор: Заболотских Юлия Александровна   
05.06.2020 06:32

Конструирование с дошкольникамиКонструирование с дошкольниками

Во время сложной эпидемиологической ситуации, в детском саду работают только дежурные группы. Но ребята не скучают, их каждый день ждут увлекательные занятия и интересные игры. Наш детский сад в 2019-2020 учебном году являлся окружной пилотной площадкой. Тема деятельности площадки: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством модельно-конструктивной деятельности». За время работы по данному направлению в ДОУ накоплен большой опыт работы, созданы различные методические продукты, преобразована развивающая предметно-пространственная среда.

Педагоги нашего детского сада убеждают родителей и детей, что играть можно не только с игрушками, купленными в магазине, но и с чем угодно. Заботливые руки воспитателя Надежды Викторовны изготовили необычный огромный конструктор, из ярких разноцветных деталей которого можно построить и автомобиль, и корабль, и башню, и дом.

Детали конструктора были выполнены из обычных картонных коробок. Надежда Викторовна обклеила их цветным скотчем. Детали получились лёгкие, прочные, непромокаемые (можно обрабатывать мокрой ветошью). Теперь играть с конструктором можно не только в группе за столом, но и в большом зале, и на улице. А в построенный дом можно войти, за огромной стеной можно спрятаться, в корабль могут поместиться сразу несколько матросов.

 

Данный конструктор – это важнейший дидактический материал, который помогает педагогу организовать как развлекательные, так и познавательные занятия на всех этапах развития детей в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Занятия с такими яркими разнообразными деталями контруктора не только приносят радость детям, но и помогают развить логику, моторику и творческое начало, познавательные, речевые и коммуникативные способности наших воспитанников. Немаловажно и то, что большие прочные элементы могут быть использованы детьми с различными манипулятивными навыками. Хочется отметить ещё одну особенность крупного конструктора, — созданные постройки стимулируют детей к их обыгрыванию, разворачиванию разнообразных сюжетов, речевому общению. Совместная игра с конструктором позволяет весело и с пользой проводить время, научить детей работать самостоятельно и в команде.

Из данного конструктора можно создавать постройки по образцу, схеме, по условиям, по теме и по замыслу. Причём переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а основывается на них и способствует дальнейшему развитию последних. В процессе конструирования по образцу у детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов. В процессе конструирования по условиям формируются обобщённые способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные, но и функциональные свойства. В результате обучения конструированию по нескольким условиям старшие дошкольники овладевают умением строить собственную деятельность достаточно сложной структуры. Всё это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу. Они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, искать способы её создания. Воспитатель так же может использовать и новый тип задач – преобразование образца в соответствии с заданными условиями, это объединит конструирование по образцу и конструирование по условиям. В то же время, эти задачи являются эффективным средством активизации поисковой деятельности ребёнка и развития образного мышления. Возможность соотносить свою постройку с рисунком или схемой обеспечит развитие у детей умения планировать свою деятельность, аналитически мыслить, действовать целенаправленно. А разнообразие сюжетных линий, которые разворачиваются в сюжетно-ролевых играх при обыгрывании построек, позволяют познакомить дошкольников с большим количеством разнообразных профессий:

  • строительство нового дома не возможно без архитектора, каменщика, кровельщика
  • корабль не отправится в плавание без капитана, боцмана, штурмана

- ракета не оторвётся от земли без астронавта, инженера конструктора и авиамеханика.

Основная модель организации различных видов детской деятельности – совместная деятельность: деятельность двух и более участников (воспитанников и взрослых) на одном пространстве и в одно и то же время. Такая модель позволяет решать множество образовательных задач и отличается наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнёрской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) и формирует ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

Именно в процессе совместной деятельности, в ходе режимных моментов, в непосредственно-образовательной деятельности, используя этот конструктор воспитатель может решать целый комплекс образовательных и воспитательных задач, интегрируя образовательные области:

  1. Развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; становление сознания; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве, причинах и следствиях), — познавательное развитие.
  2. Координация движений, развитие крупной моторики обеих рук, — физическое развитие.
  3. Владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие диалогической и монологической речи, — речевое развитие.
  4. Реализация самостоятельной творческо0конструуктивно-модельной деятельности, — художественно-эстетическое развитие.
  5. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости. Сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к результатам труда сверстников; формирование позитивных установок к видам труда и творчества; знакомство с различными профессиями, начальная профориентация; формирование основ безопасности, — социально-коммуникативное развитие.

Использование данного конструктора позволяет создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром. Игры с таким конструктором позволяют объединить обучение и воспитание, способствуют формированию общей культуры личности, в том числе развитию их нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности ребёнка, формированию предпосылок к учебной деятельности, согласно ФГОС ДО. Конструктор так же обеспечивает вариативность и разнообразие развивающей среды, организационных форм дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду, согласно ФГОС ДО должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Данный конструктор обеспечивает все эти требования:

  • разнообразие оборудования и инвентаря (в группе и на участке)
  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с игровым материалом
  • возможность самовыражения детей
  • трансформируемость пространства
  • свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям

- безопасность.

Надежда Викторовна, с помощью этого замечательного конструктора даёт возможность своим воспитанникам пробовать свои силы, изучать свои возможности, развивать свои способности, чувствовать себя маленькими строителями и большими фантазёрами!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год