| 
  Проект «Животные нашего края» для детей средней группы ДОУ 
Данный экологический проект поможет дошкольникам расширить знания о диких животных лесов Калининградской области. В итоге реализации проекта планируется создание книги «Дикие животные наших лесов». 
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Животные нашего края». 
Задачи проекта: 
- Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах.
 
- Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).
 
- Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
 
- Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.
 
 
Актуальность темы 
  
Дети средней группы детского сада имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте «Животные нашего края» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, особенностях жизни зверей; развить связную речь, творческие способности детей. 
Основополагающий вопрос: Может ли быть наша планета без животных? 
Проблемный вопрос: Почему дикие животные не могут жить в квартире? 
Участники проекта: воспитатели, родители и дети средней группы, эколог, музыкальный руководитель, руководитель физкультуры. 
Характер деятельности по проекту: познавательно-творческий. 
Предполагаемый результат для детей: 
В процессе реализации проекта дети научатся: 
- Знать и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
 
- Владеть обобщающим понятием «дикие животные».
 
- Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.
 
- Составлять описательный рассказ о животном с использованием плана-схемы.
 
- Связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки.
 
- Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном.
 
 
В итоге реализации проекта будет создана книга «Дикие животные». 
Предполагаемый результат для воспитателя: 
Презентация проекта «Животные нашего края», оформление книги «Дикие животные». 
Перспективный план проекта «Животные нашего края» 
| 
 Направления работы 
 | 
 Совместная деятельность педагога с детьми 
 | 
 
| 
 Игровая деятельность 
 | 
 1. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Зоомагазин», «На лесной полянке». 
2. Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Чьи детки?», «Где чья мама?» 
3. Игра – драматизация по русским народным сказкам «Теремок» 
 | 
 
| 
 Коммуникативная деятельность 
 | 
 1. Составление рассказов о животных и создание книги рассказов. 
2. Обогащение словаря детей. 
- Беседа с детьми по темам: «Как животные готовятся к зиме?»;
 
- Рассматривание сюжетных картин по теме: «Дикие животные наших лесов»;
 
- Разбор и комментирование путаниц;
 
- Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме.
 
 
 | 
 
| 
 Чтение художественной литературы 
 | 
 Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», « Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса; заучивание стихотворений о животных: «Белка-парашютистка», «Лиса» И. Новикова. 
 | 
 
| 
 Познавательно-исследовательская 
деятельность 
 | 
- Загадывание загадок о животных.
 
- Рассказы воспитателя на темы: «Зачем ежу иголки?», «Почему зайца называют косым?», «Что делают белки, если корма в лесу не хватает?».
 
- Просмотр слайдов по теме.
 
- Творческие задания «Спрячь зайца», «Помоги белочке сделать припасы».
 
- Обучение правилам поведения в природе.
 
- Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о животных.
 
- Ведение календаря природы.
 
- Проблемные ситуации по теме: «Как люди могут помочь животным».
 
- Рассказы педагога из личного опыта о животных, тематические прогулки.
 
- Групповой праздник «В гости к лесным зверятам».
 
 
 | 
 
| 
 Продуктивная деятельность 
 | 
- лепка «Ёжик»,
 
- рисование животных наших лесов, аппликация «Зайчик в лесу»,
 
- оригами - Заяц,
 
- коллаж «Царство диких животных».
 
- ручной труд – изготовление настольного театра «Зоопарк» (картон, цветная бумага),
 
-  книга детских рисунков и рассказов «Дикие животные».
 
 
 | 
 
| 
 Театрализованная деятельность 
 | 
 1. Настольный театр «Зоопарк». 
2. Импровизация «Заюшкина избушка». 
 | 
 
| 
 Двигательная деятельность 
 | 
- П/игры: «Пустое место» , «Узнай по голосу», «Охотник и зайцы», « Волк во рву», «Охотники и звери».
 
- Загадки- движения «Угадай животное».
 
- Пальчиковые игры по теме: "Наш лужок", "Ёжик».
 
- Физкультминутки по теме: «Заблудились мы в лесу», « Между ёлок, между сосен…»; « Скучно белочке в дупле».
 
-  Спортивное развлечение на прогулке «На лесной тропинке».
 
 
 | 
 
| 
 Творческая деятельность 
 | 
- Разучивание песни: « Почему медведь зимой спит».
 
- Слушание музыкального произведения: Л. Ребиков «Медведь».
 
- Хороводная пляска: « Медведь с пирогами».
 
- Слушание DVDи аудиозаписи : «Звуки леса».
 
- Муз.ритм. движения «Зверюшки на дорожке», «Движения животных».
 
- Показ театра: «Шёл заяц по дорожке».
 
 
 | 
 
 
 
Содержание проекта «Животные нашего края» 
| 
 Этапы проекта 
 | 
 Деятельность педагога 
 | 
 Взаимодействие с семьей 
 | 
 Деятельность с детьми 
 | 
 
| 
 Вводный 
 | 
 Вводит в проблемную ситуацию: Почему лиса (заяц, волк, ёж, белка) не могут жить в квартире? 
 | 
 Анализируют ситуацию с детьми Посещение родителей с детьми зоопарка с целью изучения диких животных нашего края 
 | 
 Принимают участие в обсуждении 
 | 
 
| 
 Планирование деятельности 
 | 
 Планирование содержания работы с родителями по речевому развитию детей в рамках темы «Дикие животные». 
 | 
 Консультативная работа с родителями. 
 | 
 Построение системы работы с детьми: перспективное планирование развивающих ситуаций, деятельности по созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом, педагогом, родителями. 
 | 
 
| 
 Реализация проекта 
 | 
 Педагог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, поощряет усилия обеих сторон. 
 | 
 Просмотр дома телепередач о животных. 
 | 
 Совместная деятельность педагога с детьми по перспективному плану. 
 | 
 
| 
 Презентация проекта 
 | 
 Создание книги «Дикие животные» 
 | 
 Оказывают помощь в сборе бросового материала. 
 | 
 Активные участники. 
 | 
 
| 
 Подведение итогов 
 | 
 Организует презентацию и представление созданной книги «Дикие животные». 
 | 
 Оформление рисунков с составлением описательных рассказов о животных. 
 | 
 Создание книги о диких животных. 
Изготовление поделок диких животных из разнообразного материала для экспозиции в мини-музее «Краеведение». 
 | 
 
 
 
  Перспективный план работы с родителями в рамках реализации проекта «Животные нашего края» 
| 
 Направление по повышению компетентности родителей 
 | 
 Совместная деятельность педагога с родителями 
 | 
 Совместная деятельность родителей с детьми 
 | 
 Результат 
 | 
 
| 
 Информационно-аналитическое 
 | 
 Познакомить родителей с предполагаемым проектом 
 | 
 Поддерживают интерес к данной теме через беседы, наблюдения и др. 
 | 
 Получение родителями информации о предстоящей работе 
 | 
 
| 
 Познавательное 
 | 
 Консультация: 
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными» 
 | 
 Чтение энциклопедий о животных; просмотр иллюстраций, телепередач о животных 
Домашнее задание на выходные дни: «Оформление рисунков диких животных наших лесов с составлением описательного рассказа». 
 | 
 Воспитание у детей повышенного интереса и любви к природе 
Пополнение предметно-развивающей среды: 
- Настольный театр «Зоопарк».
 
- Книга «Дикие животные».
 
- Д/и: «Кто в домике живёт?»
 
 
 | 
 
| 
 Наглядно-информационное 
 | 
 Папка-передвижка: «Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных» 
Информация для родительских уголков с сезонными изменениями в природе 
 | 
 Домашнее задание для родителей с детьми по активизации и обогащению словаря по данной теме 
 | 
 Развитие грамматического строя речи у ребёнка: 
- упражнять в образовании притяжательных местоимений;
 
- образование существительных с помощью суффикса –ищ;
 
- образование сложных прилагательных;
 
- образование существительных мн. числа именительного и родительного падежей.
 
 
 | 
 
 
 
Приложение 
ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ» 
ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ» 
Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)  Звери шли на водопой.  За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)  За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)  За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)  За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)  За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)  За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)  Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)  Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают») 
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ» 
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. (дети загибают пальцы на  Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. обеих руках: по одному  Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. пальцу на каждую строчку)  Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.  Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.  Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (удары ладонями и кулачками поочерёдно) 
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ 
«Пустое место» «Узнай по голосу» 
Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. Мы по кругу идём,   К одному я подойду и тихонько постучу. Мы лисичку зовём,  - Тук-тук! Пусть глаза не открывает,  - Кто там? Нас по голосу узнает.  - ……..(Саша)  - Зачем пришёл?  - Побежали вперегонки, как …….  (зайцы, медведи, лисы и т.д.) 
СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (Вл. Степанов) 
Медведь. Белка. 
По завалам, по оврагам Белка – с кисточками ушки-  Ходит зверь хозяйским шагом. Гриб увидит на опушке -  Любит он душистый мёд, Прыг за ним с густых ветвей  Да малину с веток рвёт. И несёт домой скорей. 
Кабан. Лось. 
Опускается туман, Лось – рога ветвистые  Просыпается кабан. Да копыта быстрые.  Роет землю у реки, Головой качая, он  Точит острые клыки. Задевает небосклон. 
Ёж. Барсук. 
Серый ёжик весь в иголках, Встанет за полночь барсук,  Словно он не зверь, а ёлка. Обойдёт свой дом вокруг.  Хоть колюч молчун лесной – Острый нюх и зоркий глаз -  Ёжик добрый, а не злой. Наступил охоты час. 
			 |