Опыт работы инновационной площадки «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Цветкова Виктория Борисовна | |||
30.03.2025 21:23 | |||
Цифровая образовательная среда «ПиктоМир» — это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций и начальной школе цифровой образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования, а также предметной техносреды, соответствующими возрастным особенностям дошкольников и учеников начальной школы в условиях реализации ФГОС и адекватной современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий.
«ПиктоМир» — это первый шаг обучения программированию, платформа для конструирования практикумов по изучению алгоритмики дошкольниками. «ПиктоМир», которая позволяет ребенку "выстроить" из пиктограмм на экране планшета несложную программу, управляющую виртуальными роботами-исполнителями. На занятиях используются реальные роботы – игрушки из образовательного набора «ПиктоМира», которыми дети управляют. Наш детский сад уже не первый год реализует с детьми эту инновационную площадку, используя одно из современных средств обучения основам алгоритмизации и программирования. Для начала работы по внедрению цифровой образовательной среды «ПиктоМир» в детском саду педагоги прошли повышение квалификации «Формирование основ алгоритмизации и программирования у дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Все дети любят играть, и игра является основным видом деятельности. Так вот и основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста это игра. А самая распространенная цифровая игра – это компьютерная. Помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь. Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ, являются алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений и основ программирования. Важно при подготовке детей к программированию использовать подходы, которые учитывают становление возрастных новообразований дошкольников и младших школьников, создают возможности их обогащения и динамики. Потенциал заданий, в которые оказываются включены дети при применении системы обучения программированию ПиктоМир, позволяет охарактеризовать ее как обладающую одновременно и предметной и общепсихологической ориентированностью на закономерности познавательного и личностного развития дошкольников. В детском саду дети осваивают начальный опыт в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Дети знакомятся с понятием – робот, исполнитель, алгоритм, команда, компьютер, программа, программист, с основными видами команд и движениями. На начальном этапе дети играют и выполняют различные упражнения без использования электронных средств обучения, только с роботами из игрового набора. Они учатся отдавать команды, создавать из пиктограмм программы, выполнять их по шагам на игровом поле и находить ошибки. Занятия проводятся для детей среднего и старшего возраста. Дети знакомятся с правилами управления роботами, как обозначаются пиктограммы и как из них построить алгоритм для управления роботами. Воспитанники делятся своими знаниями и умениями на открытых занятиях, мастер-классах. «Площадка для Вертуна», «Спасение жителей королевства Лун Лу», «Космические путешествия Пиктороботов», эти и многие другие познавательные занятия проведены для воспитанников старших групп. Дети устраивают различные соревнования, квесты, «Робо-баттлы», выполняют задания на бумаге, на игровом поле, самостоятельно составляют программы для роботов, отрабатывая новый материал на планшетах. Ежегодно проводится выставка рисунков и поделок «Космические приключения Пиктороботов», приуроченная ко дню космонавтики. В работу над реализацией инновационной площадки включены и педагоги ДОУ и родители. Увлекательные мастер-классы, семинары практикумы, деловые игры ежегодно проводятся, для ознакомления с площадкой и формировать интерес педагогов и родителей к программированию и обучению детей азам алгоритмизации. По результатам работы можно уверенно сказать, что реализация инновационной площадки, пользуется успехом у детей и родителей, а так же вписывается в программу и практику работы детского сада и способствуют познавательному, речевому и коммуникативному развитию дошкольников, как предусмотрено ФГОС ДОО.
|