Информационно-коммуникационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий |
Занятия по ИКТ с детьми | |
Автор: Яшникова Олеся Игоревна Ивасив Наталья Юрьевна | |
14.05.2025 06:51 | |
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №14» Умка» Аннотация: в статье автором представлена актуальность ознакомления старших дошкольников с миром профессий; определениеинформационно-коммуникационных технологий и их потенциал в ознакомлении старших дошкольников с миром профессий. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, старшие дошкольники, профессии, мир профессий.
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. В настоящее время проблема формирования представлений дошкольников о мире профессий слабо разработана в педагогической науке. Несмотря на это, всем ясна важнейшая роль представлений у дошкольников о людях разных профессий. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе — сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути из профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире. В соответствии с требованиями ФГОС ДОсреди задач социально-коммуникативного развития детей предусматривается усвоение нравственных ценностей, принятых в обществе, (к которым, безусловно, относится и труд), и формирование позитивных установок к различным видам труда. Ознакомление детей с миром профессий и видами трудовой деятельности осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. При этом в каждой возрастной группе предусматривается формирование и уточнение представлений по отдельным профессиям. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что процесс ознакомления ребенка с миром профессий рассматривался в исследованиях многих ученых: Р.С. Буре, В.П. Кондрашова, Н.М. Крыловой, М.В. Крулехт, Л.В. Куцаковой, В.И. Логиновой, Л.В. Мишариной, В.Г. Нечаевой, Е.И. Радиной, Н.Г. Смирновой и др. Авторы раскрывают возможности ознакомления ребенка с миром профессий, определяют требования к качеству этих знаний, выявляют способы их формирования, оценивают влияние представлений о профессиях взрослых на формирование «профессиональных интересов» у детей и др. В соответствии с требованиями ФГОС ДОна протяжении всего дошкольного детства осуществляется ознакомление детей с различными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом людей в ближайших учреждениях и предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям [10]. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром профессий – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. По данным исследования, проведенного Е.И. Медвецкой, «старший дошкольник называет от 4 до 15 профессий. Здесь проявляются половые различия. Мальчики знают больше наименований профессий, связанных с вождением различных видов транспорта, сельскохозяйственных машин, а также строительством (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), и, конечно, военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности. Девочки больше, чем мальчики, знают о профессиях воспитателя, учителя, врача, медсестры, парикмахера, музыкального работника, продавца [6, с. 12]. Г.А. Урунтаева пишет, что «самым сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Его общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей ( «капитан должен быть смелым и мужественным»). Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности, понимает необходимость каждой профессии, что образно сформулировал С.Михалков в стихотворении «А что у вас?»: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». У малыша складывается уважительное отношение к труду взрослых. Заметим, что знания о труде взрослых выступают как центральное звено представлений о социальной действительности [9, с. 15]. Д.Р. Залялилева, Л.В. Куцакова выделяют такие критерии (или показатели) формирования у дошкольников представлений о мире профессий: представления о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий; отношение к трудовой деятельности; формирования представлений о социальной значимости разных профессий [4]. Проблема ознакомления дошкольников с миром профессий изучали многие ученые: М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина. Одним из средств ознакомления старших дошкольников с миром профессий являются информационно-коммуникационные технологии. Е.И. Апольских, М.В. Афонина, Д.П. Тевс дают определение информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) как широкому спектру цифровых технологий, с помощью которых создается, передается и распространяется информация и оказываются услуги (оборудование для компьютеров, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, сети беспроводной и кабельной связи, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, мультимедиа-средства, а также Интернет) [8, с. 16]. Информационно-коммуникационные технологии, по мнению И.А. Фурсевич, – это, прежде всего, технологии, ведущим звеном которого является компьютер, Интернет и многочисленные приложения к компьютерам [11, с. 12]. Резюмируя определения исследователей, приведенные выше, можно заключить, что информационно-коммуникационные технологии – это понятие, включающее в себя методы, способы и алгоритмы, с помощью которых собирается, хранится, обрабатывается, представляется и передается информация; это сочетание объектов, действий и правил, направленных на подготовку, доставку и переработку информации для применения ее как персонально, так и массово. К информационно-коммуникационным технологиям относятся все технологии и отрасли, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств и интегрально обеспечивающие перечисленные процессы. Все информационно-коммуникационные технологии, используемые в образовательном процессе можно разделить на следующие виды: презентации; обучающие игры и развивающие программы; дидактические материалы; программы-тренажеры; мультимедиа [2, с. 124]. Ф.С Газизова в своей педагогической практике работы со старшими дошкольниками активно обращается к использованию разнообразного иллюстративного материала, представленного благодаря компьютерной технике, приложений и специального программного обеспечения. По мнению исследователя, применение такого наглядного материала предоставляет возможность быстрее достичь намеченной цели во время НОД и совместной деятельности с детьми. Важным инструментом в работе по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий имеют мультимедийные презентации, которые позволяют педагогу наглядно выстроить объяснение с использованием видео фрагментов, изображений, фотографий и пр. [1]. Современные педагоги, методисты и исследователи указывают также на целесообразность использования в такой работе с детьми интерактивных игр ( «Найди лишнее»; «Выбери нужное»; «Найди соответствие» и пр.), участие в которых предполагает использование детьми компьютера и специального программного обеспечения. Такие игры позволяют не только узнать новое, но и закрепить имеющиеся знания о профессиях. На первых этапах участие детей в таких интерактивных играх подразумевает помощь педагога, для наилучшей ориентации и усвоения принципов игры; после этого могут играть самостоятельно. По сравнению с традиционными формами обучения, представление информации на экране компьютера в виде игры вызывает большой интерес у дошкольников (яркие и динамичные стимулы привлекают и удерживают внимание ребенка); интерактивные игры позволяют ребенку увидеть моделирование таких ситуаций, которые ему невозможно увидеть в повседневной жизни (летающие ракеты, наводнение, северное сияние и т.д.) [1]. С.И. Ершова в своей педагогической практике активно использует интерактивные задания для дошкольников, которые необходимо выполнять на компьютерах. Выполнение интерактивных заданий основывается на методах проблемной ситуации и элементарного анализа. Для выполнения заданий детям представляется инструктивная схема с изображением клавиш и схематичными действиями. При организации и проведении работы с дошкольниками с активным использованием средств ИКТ во избежание переутомления и в целях сохранения здоровья воспитанников необходимо каждые 10-15 минут такой работы организовывать проведение разминок и физкультминуток [3]. Н.А Султангулова, Н.В. Кистенева при использовании информационно-коммуникативных технологий в работе по ознакомлению дошкольников с миром профессий также отмечают, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, и считают эффективным средством использование интерактивных компьютерных игр ( «Помоги парикмахеру найти инструменты», «Кому что нужно?», «Помоги пожарному тушить огонь» и пр.) [7]. Таким образом, процесс ознакомления старших дошкольников с миром профессий представляет собой отдельную психолого-педагогическую проблему в современной научной теории и педагогической практике. Ознакомление ребенка о мире профессий происходит планомерно на протяжении всего дошкольного периода, и включает в свое содержание аспекты умственного развития и трудового воспитания детей, в результате чего у детей постепенно расширяются и уточняются знания о профессиях, формируются некоторые практические навыки и умения, представляющие особое значение в мире взрослых. Информационно-коммуникационные технологии – это программно-аппаратные средства и устройства, а также современные средства и системы информационного обмена, связанные с интернет-сетью, компьютерными устройствами и системами, а также с хранением, обработкой, представлением, передачей информации, ее обменом между воспитанником и воспитателем. Информационно-коммуникационные технологии имеют свои цели, принципы и функции, а также делятся на следующие виды: презентации, обучающие игры и развивающие программы, программы-тренажеры, электронные учебники и учебные курсы, мультимедиа. Воспитательная и образовательная работа по знакомству дошкольников с миром профессий направлена на формирование общей осведомленности об окружающем мире и расширяет кругозор детей; формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Список литературы
|