Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Информационно-коммуникационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Яшникова Олеся Игоревна Ивасив Наталья Юрьевна   
14.05.2025 06:51

Информационно-коммуникационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессийИнформационно-коммуникационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий

  • Яшникова Олеся Игоревна
  • Ивасив Наталья Юрьевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №14» Умка»

Аннотация: в статье автором представлена актуальность ознакомления старших дошкольников с миром профессий; определениеинформационно-коммуникационных технологий и их потенциал в ознакомлении старших дошкольников с миром профессий.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, старшие дошкольники, профессии, мир профессий.

 

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. В настоящее время проблема формирования представлений дошкольников о мире профессий слабо разработана в педагогической науке. Несмотря на это, всем ясна важнейшая роль представлений у дошкольников о людях разных профессий. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе — сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути из профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

В соответствии с требованиями ФГОС ДОсреди задач социально-коммуникативного развития детей предусматривается усвоение нравственных ценностей, принятых в обществе, (к которым, безусловно, относится и труд), и формирование позитивных установок к различным видам труда. Ознакомление детей с миром профессий и видами трудовой деятельности осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. При этом в каждой возрастной группе предусматривается формирование и уточнение представлений по отдельным профессиям.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что процесс ознакомления ребенка с миром профессий рассматривался в исследованиях многих ученых: Р.С. Буре, В.П. Кондрашова, Н.М. Крыловой, М.В. Крулехт, Л.В. Куцаковой, В.И. Логиновой, Л.В. Мишариной, В.Г. Нечаевой, Е.И. Радиной, Н.Г. Смирновой и др. Авторы раскрывают возможности ознакомления ребенка с миром профессий, определяют требования к качеству этих знаний, выявляют способы их формирования, оценивают влияние представлений о профессиях взрослых на формирование «профессиональных интересов» у детей и др.

В соответствии с требованиями ФГОС ДОна протяжении всего дошкольного детства осуществляется ознакомление детей с различными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом людей в ближайших учреждениях и предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям [10].

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром профессий – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.

По данным исследования, проведенного Е.И. Медвецкой, «старший дошкольник называет от 4 до 15 профессий. Здесь проявляются половые различия. Мальчики знают больше наименований профессий, связанных с вождением различных видов транспорта, сельскохозяйственных машин, а также строительством (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), и, конечно, военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности. Девочки больше, чем мальчики, знают о профессиях воспитателя, учителя, врача, медсестры, парикмахера, музыкального работника, продавца [6, с. 12].

Г.А. Урунтаева пишет, что «самым сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Его общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей ( «капитан должен быть смелым и мужественным»). Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности, понимает необходимость каждой профессии, что образно сформулировал С.Михалков в стихотворении «А что у вас?»: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». У малыша складывается уважительное отношение к труду взрослых. Заметим, что знания о труде взрослых выступают как центральное звено представлений о социальной действительности [9, с. 15].

Д.Р. Залялилева, Л.В. Куцакова выделяют такие критерии (или показатели) формирования у дошкольников представлений о мире профессий: представления о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий; отношение к трудовой деятельности; формирования представлений о социальной значимости разных профессий [4].

Проблема ознакомления дошкольников с миром профессий изучали многие ученые: М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина. Одним из средств ознакомления старших дошкольников с миром профессий являются информационно-коммуникационные технологии.

Е.И. Апольских, М.В. Афонина, Д.П. Тевс дают определение информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) как широкому спектру цифровых технологий, с помощью которых создается, передается и распространяется информация и оказываются услуги (оборудование для компьютеров, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, сети беспроводной и кабельной связи, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, мультимедиа-средства, а также Интернет) [8, с. 16].

Информационно-коммуникационные технологии, по мнению И.А. Фурсевич, – это, прежде всего, технологии, ведущим звеном которого является компьютер, Интернет и многочисленные приложения к компьютерам [11, с. 12].

Резюмируя определения исследователей, приведенные выше, можно заключить, что информационно-коммуникационные технологии – это понятие, включающее в себя методы, способы и алгоритмы, с помощью которых собирается, хранится, обрабатывается, представляется и передается информация; это сочетание объектов, действий и правил, направленных на подготовку, доставку и переработку информации для применения ее как персонально, так и массово. К информационно-коммуникационным технологиям относятся все технологии и отрасли, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств и интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

Все информационно-коммуникационные технологии, используемые в образовательном процессе можно разделить на следующие виды: презентации; обучающие игры и развивающие программы; дидактические материалы; программы-тренажеры; мультимедиа [2, с. 124].

Ф.С Газизова в своей педагогической практике работы со старшими дошкольниками активно обращается к использованию разнообразного иллюстративного материала, представленного благодаря компьютерной технике, приложений и специального программного обеспечения. По мнению исследователя, применение такого наглядного материала предоставляет возможность быстрее достичь намеченной цели во время НОД и совместной деятельности с детьми. Важным инструментом в работе по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий имеют мультимедийные презентации, которые позволяют педагогу наглядно выстроить объяснение с использованием видео фрагментов, изображений, фотографий и пр. [1].

Современные педагоги, методисты и исследователи указывают также на целесообразность использования в такой работе с детьми интерактивных игр ( «Найди лишнее»; «Выбери нужное»; «Найди соответствие» и пр.), участие в которых предполагает использование детьми компьютера и специального программного обеспечения. Такие игры позволяют не только узнать новое, но и закрепить имеющиеся знания о профессиях. На первых этапах участие детей в таких интерактивных играх подразумевает помощь педагога, для наилучшей ориентации и усвоения принципов игры; после этого могут играть самостоятельно. По сравнению с традиционными формами обучения, представление информации на экране компьютера в виде игры вызывает большой интерес у дошкольников (яркие и динамичные стимулы привлекают и удерживают внимание ребенка); интерактивные игры позволяют ребенку увидеть моделирование таких ситуаций, которые ему невозможно увидеть в повседневной жизни (летающие ракеты, наводнение, северное сияние и т.д.) [1].

С.И. Ершова в своей педагогической практике активно использует интерактивные задания для дошкольников, которые необходимо выполнять на компьютерах. Выполнение интерактивных заданий основывается на методах проблемной ситуации и элементарного анализа. Для выполнения заданий детям представляется инструктивная схема с изображением клавиш и схематичными действиями. При организации и проведении работы с дошкольниками с активным использованием средств ИКТ во избежание переутомления и в целях сохранения здоровья воспитанников необходимо каждые 10-15 минут такой работы организовывать проведение разминок и физкультминуток [3].

Н.А Султангулова, Н.В. Кистенева при использовании информационно-коммуникативных технологий в работе по ознакомлению дошкольников с миром профессий также отмечают, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, и считают эффективным средством использование интерактивных компьютерных игр ( «Помоги парикмахеру найти инструменты», «Кому что нужно?», «Помоги пожарному тушить огонь» и пр.) [7].

Таким образом, процесс ознакомления старших дошкольников с миром профессий представляет собой отдельную психолого-педагогическую проблему в современной научной теории и педагогической практике. Ознакомление ребенка о мире профессий происходит планомерно на протяжении всего дошкольного периода, и включает в свое содержание аспекты умственного развития и трудового воспитания детей, в результате чего у детей постепенно расширяются и уточняются знания о профессиях, формируются некоторые практические навыки и умения, представляющие особое значение в мире взрослых. Информационно-коммуникационные технологии – это программно-аппаратные средства и устройства, а также современные средства и системы информационного обмена, связанные с интернет-сетью, компьютерными устройствами и системами, а также с хранением, обработкой, представлением, передачей информации, ее обменом между воспитанником и воспитателем. Информационно-коммуникационные технологии имеют свои цели, принципы и функции, а также делятся на следующие виды: презентации, обучающие игры и развивающие программы, программы-тренажеры, электронные учебники и учебные курсы, мультимедиа. Воспитательная и образовательная работа по знакомству дошкольников с миром профессий направлена на формирование общей осведомленности об окружающем мире и расширяет кругозор детей; формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Список литературы

  1. Газизова, Ф.С. Информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий / Ф.С. Газизова, А.Ю. Мясникова // Молодой ученый. – 2018. – № 19 (205). – С. 194-196.
  2. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения / А.В. Дворецкая // Школьные технологии. – 2004. – N 3. – С. 124-126.
  3. Ершова, С.И. Конспект занятия с использованием ИКТ для старших дошкольников «Мир профессий» / С.И. Ершова [Электронный ресурс] // Инфоурок. – Чапаевск, 2017. URL: https: //infourok. ru/konspekt-zanyatiya-s-ispolzovaniem-ikt-dlya-starshih-doshkolnikov-mir-professiy-2222023. html
  4. Залялилева, Д.Р. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе / Д.Р. Залялилева, Л.И. Шафикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2015. – № 5. – С. 18-19.
  5. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н. Захарова, Г. Симоненко. – М.: Педагогика, 2012. – 324 с.
  6. Медвецкая, Е.И. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников / Е.И. Медвецкая. – М.: Сфера, 2010. – 72 с.
  7. Султангулова, Н.А. Ознакомление дошкольников с родным краем средствами ИКТ / Н.А. Султангулова, Н.В. Кистенева // ББК 74. – 2020. – С. 59.
  8. Тевс, Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе / Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2009. – 189 с.
  9. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольник: хрестоматия / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2014. – 221 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html.
  11. Фурсевич, И.А. Особенности использования ИКТ при обучении иностранным языкам / И.А. Фурсевич. – М.: Логос, 2005. – 236 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 17 (379) выйдет
13 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год