Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДОШКОЛЬНИК В ЦИФРОВОЙ И МЕДИА СРЕДЕ: ОТКРЫТЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СКРЫТЫЕ РИСКИ
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Богданова Наталья Владимировна Верижникова Татьяна Владимировна Макарова Ирина Владимировна   
20.10.2023 14:07

ДОШКОЛЬНИК В ЦИФРОВОЙ И МЕДИА СРЕДЕ: ОТКРЫТЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СКРЫТЫЕ РИСКИДОШКОЛЬНИК В ЦИФРОВОЙ И МЕДИА СРЕДЕ: ОТКРЫТЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СКРЫТЫЕ РИСКИ

Богданова Наталья Владимировна, Верижникова Татьяна Владимировна, Макарова Ирина Владимировна, старшие воспитатели, дошкольное отделение МБОУСОШ № 18, Россия, г.о. Серпухов, e-mail: dou9-semitsvetik@yandex. ru

УДК 373. 2

Аннотация: В статье рассматриваются особенности взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста с цифровыми и медиа ресурсами. Раскрываются возможности цифровой среды в медиаобразовании дошкольников на основе формирования медийной информационной грамотности и скрытые риски раннего включения в цифровую среду. Рассматриваются возможности снижения уровня воздействия негативной информации на детей, защиты их психического здоровья, при осознанном использовании современных информационных технологий педагогами и родителями. Направленияцифровизациидошкольнойсферыобразования.

 

Abstract: The article discusses the features of interaction of children of early and preschool age with digital and media resources. The possibilities of the digital environment in the media education of preschoolers based on the formation of media information literacy and the hidden risks of early inclusion in the digital environment are revealed. The possibilities of reducing the impact of negative information on children, protecting their mental health, with the conscious use of modern information technologies by teachers and parents are considered. Directionsofdigitalizationofpreschooleducation.

Ключевыеслова: цифровизация, мультимедиа, цифровыетехнологии, медиаобразование, медиаресурсы.

Keywords: digitalization, multimedia, digital technologies, media education, media resources.

В настоящее время сложно найти человека, который бы не сталкивался с цифровой и медиа средой в профессиональной деятельности, либо в повседневной жизни. Использование цифровых технологий заключается в том, что данные технологии рассматриваются не только как инструмент, но и как среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое время, непрерывное образование, возможность проектировать образовательные маршруты и т.д. Владение цифровыми технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Педагог становится транслятором медиаобразования для детей дошкольного возраста.

Цифровая среда – это реалии, с которыми мы сталкиваемся. Современный ребёнок уже рождается в этой среде, он в ней живет и с ней взаимодействует. Эта среда не только открывает перед ним массу возможности, но и таит в себе огромное число всевозможных рисков. Первыми инициаторами взаимодействия ребенка с цифровой и медиа средойочень часто становятся родители. Они первые открывают перед ребёнком этот мир, и к сожалению, иногда, возраст, когда родители предоставляют ребёнку доступ к этой среде (ребёнок получает планшет, телевизор и телефон с мультфильмами, программами и социальными сетями) не всегда соответствует возрастным, психологическим и физиологическим особенностям ребёнка. У многих родителей понимание этого процесса, к сожалению, отсутствует.

Что же такое цифровизация? Цифровизация– преобразование информации в цифровую форму. До недавнего времени носителем информации был преимущественно человек. Вся информация передавалась от человека к человеку. На сегодняшний день очень много информации у нас закодировано в цифровую форму. И это не только профессиональная информация, но и та информация, с которой сталкиваются дети. Огромное количество образовательного контента в настоящее время находится в цифровой среде. Если говорить о цифровизации образования, то во всех словарях мы видим, что «Цифровизация образования» – обеспечение широкой доступности к информационно – цифровым ресурсам и использование цифровых технологий в образовательном процессе.

Коронавирус стимулировал использование цифровых технологий в образовательном процессе. Все образовательные учреждения от вуза до детского сада совершили мощный прорыв. Цифровые инструменты используются педагогами как на занятиях для непрерывности образовательного процесса, так и для взаимодействия с родителями. Арсенал, используемый педагогами в данной области, значительно расширился.

В цифровизации дошкольного образования можно выделить два основных момента — это взрослые и дети.

В администрированиицифровые инструменты заменяют информациюна бумажных носителяхна цифровые. Это достаточно удобно, способно облегчить жизнь, но при нерациональном использовании способно и затруднить.

Создание информационно — образовательной среды. Цифровой контент и цифровые инструменты становятся частью образовательного процесса, мы несем информацию детям, извлекая её из разных источников, подстраивая под себя и под необходимую образовательную ситуацию.

Следующий блок, наиболее важный для нас, это дети. Здесь мы создаем игровую среду для воспитанников, используя цифровые ресурсы и применяя в образовательном процессе для того, чтобы дети могли максимально расширить границы изучаемого. Цифровая среда позволяет нам продемонстрировать детям то, что находится вне наших естественных границ восприятия, донести материал до ребенка посредством игры, не перегружая его, смоделировать процесс, который сложно визуализировать в реальных условиях. Мы можем показать картинку, а можем показать видео, которое произведет большее впечатление на ребёнка. Например: можем продемонстрировать рождение бабочки, или трансформацию головастика в лягушонка, познакомить с обитателями полярного мира. Ролик значительнее расширяет и объективнее передает ребёнку особенности жизни, обитания животных. При этом границы значительно расширяются.

Игровая среда. С помощью мультимедийного проектора и экрана легче создать необходимую атмосферу для той или иной игры, или образовательной ситуации. Это позволяет создать больше возможностей для погружения детей.

Большинство детей еще до дошкольного учреждения, с раннего возраста, начинает взаимодействовать с медиа средой (это просмотр мультфильмов по телевизору, а еще чаще в телефоне) и не 10 – 15 минут, а гораздо больше. И взаимодействует ребенок с медиа средой, к сожалению, не вместе с родителями, а самостоятельно. Родителям очень удобно дать ему в руки планшет или телефон и тем самым занять его. Многие дошкольники пользуются и социальными сетями. В возрасте 4 – 5 лет родители создают детям аккаунты в различных социальных сетях не совсем понимая какие опасности это может таить. Контент цифровой сети очень часто далек от нравственности и от художественных ценностей. Возникают вопросы о целесообразности его использования, но в массе своей этот контент все-таки используется. Взрослые и дети готовы получать информацию из сетей, хотя, очень часто, она не достоверна, искажена и ведет к искажению дальнейшего поведения.

Мы должны подготовить ребёнка к безопасной жизни в цифровом обществе, мире в котором он родился, помочь ему адаптироваться в этой среде, стать успешным, органично влиться в эту среду и использовать для себя, избежав угроз.

Какие же угрозы могут подстерегать наших детей? Первая угроза — нежелательный контент. Когда воспитатель готовится к занятиям и подбирает видеоролик или мультфильм для ребёнка он ориентируется на педагогическую целесообразность. Родитель руководствуется другим критерием — критерий занимательности и развлекательности и не каждый родитель оценивает на сколько это грамотно и педагогически целесообразно. Современные мультфильмы ориентированы не только на ребёнка, но и на взрослого. Необходимо оцениватькакое содержание заложено в данном мультфильме, каковы его основы. Что получит ребёнок, просмотрев его? Цифровой контент, цифровое содержание стало очень часто если не подменять, то идти параллельно тому, что несет в себе живой человек. Мы понимаем, что цифровой контент часто несет в себе нежелательную информацию, часто провоцирует агрессию, решение вопросов путем насилия. Дети воспринимают просмотренное по-разному, и в этот момент важна позиция взрослого. К сожалению, не каждый родитель будет смотреть мультфильм вместе с ребёнком. Методически правильно смотреть мультфильм или передачу вместе с ребёнком и проговаривать все что происходит на экране, анализировать, акцентируя внимание на положительные чертыгероев, правильные поступки. Азартные игры — ребенок — дошкольник с ними еще не сталкивается, но вопрос в том, что в последствии угроза такая может возникнуть. Кибербуллинг — родители создают детям аккаунты в социальных сетях, практически у всех школьников есть чаты в социальных сетях и мессенджерах. Они общаются, с удовольствием собирают лайки, ното, что ребёнок может оказаться в ситуации травли не исключено. Разного рода мошенничества. Ребенок не всегда критично воспринимает информацию, он спокойно жмет на кнопки, отвечает на разные предложения в сетях, не понимая какие угрозы они могут под собой таить: случайные подписки на платные приложения, рекламу, услуги и т.д. Вирусные атаки. Т. к. ребенок без разбора переходит по ссылкам, то может столкнуться с чем угодно, загрузить вирусные программы весьма вероятно. Доступ к личной информации через цифровые технологии становится достаточно открытым. Многие сайты запрашивают конфиденциальную информацию, и ребёнок становится жертвой разного вида махинаций.

Гиперинформационная среда. То количество информации, которое на сегодняшний день содержится внутри глобальной сети, совершенно невозможно поглотить одному человеку, и эта информация постоянно увеличивается и множится. В информационный век любую информацию можно найти если понимать, что ищешь, но информация, взятая из сети, может быть и не достоверной. Если раньше мы получали достоверную информацию из книг, газет, журналов, то сейчас мы переходим по первой попавшейся ссылке и не факт, что данная информация будет достоверной. В настоящее время наш мозг потребляет энергию не для обработки информации, не для думания, а для поиска достоверной информации. На поиск необходимой информации уходит время, уходят силы и когда мы наконец находим нужную информацию у нас этих сил почти нет. Ребёнок же потребляет своё время на развлекательную информацию, даже если он что-то ищет, его энергия будет уходить не на то, чтобы думать.

Мозг устроен так, что он живет в режиме экономии энергии и привык ее экономить и, естественно, если ему необходима какая-то информация, он выберет простейший способ её получения (поищу и найду нужное…вместо того, чтобы обдумывать решение поставленной задачи).

С одной стороны, у нас очень много информации и мы быстро оперируем ею. Наши дети оперируют информацией еще быстрее, они родились в этом информационном потоке, они адаптируются под него и очень быстро, мгновенно способны эту информацию извлечь, способны ею оперировать, но теряется сложность обработки данной информации, и задача педагогов помочь развитию важных психических познавательных функций, важного психического познавательного процесса такого как мышление для того, чтобы ребенок учился, со временем развивал у себя наглядно -действенное, наглядно-образное и словесное-логическое мышление, создавал у себя карты реальности, учился делать сложные умозаключения, устанавливать причинно — следственные связи, научился их связно излагать и объяснять. В настоящее время мы уже не пишем длинных писем, писем — рассуждений, меньше излагаем свои мысли на бумаге, мы пользуемся современными мессенджерами, которые предполагают только обмен короткими сообщениями и наш язык также трансформируется и видоизменяется. В мессенджерах мы пользуемся разного рода смайликами и скобочками для эмоционального окраса, для передачи эмоции. Наши дети не умеют пользоваться словами для описания своих чувств и эмоций… сейчас все значительно упростилось. Мы перестаём думать сами, а значит и упростилась работа нашего мозга он начинает буквально атрофироваться.

Всё что не упражняется, то не развивается. Информацию сложно анализировать, проще её найти, поэтому мывсё времяищем информацию. Ищем в википедии, на различных сайтах на которых информация не всегда достоверна. С развитием информационных технологийнам нет необходимости пользоваться памятью, мы всё можем записать себе в телефон, сфотографировать. Вместо того чтобы ориентироваться на местности и использовать для этого наш мозг, мы пользуемсянавигатором, который иногда заводит совершенно не туда куда необходимо. У нас появились голосовой помощник Алиса, умная колонка. Нашему мозгубольше не нужно думать, можно просто пользоваться технологиями, то есть, нам не остаётся времени на размышления, мы находим готовую информацию и тем не менее мы тратим время на то, чтобы организовать интеллектуальную работувместотого, чтобы ее проделать.

Статистика 2016 года: уже тогда у среднестатистического человека было около 80 телефонных сессий в сутки – это значит, что он отвлекался на телефон каждые 15 минут, и у него фактически не было времени на то, чтобы запустить дефолт-систему мозга, развивающую наше мышление. В настоящее время количество телефонных сессий возросло. Постоянное переключение, многозадачность не способствует развитию мозга, более того, она не способствует успешному решению всех задач. Успешный человек способен решать одну задачу если предоставлено мозгу для концентрации 23 минуты. Сегодня вводные поступают нам гораздо чаще. Наш мозг просто не успевает справляться с этой работой, значит качество этой работы падает и если мы не научим наших дошкольников дозировать просмотр телевизора, общение в сетях, то этот процесс будет только усугубляться. Нам необходимо развивать в детях творчество, критическое мышление, необходимо снова учить общаться и взаимодействовать друг с другом, учить выражать свои мысли словами, а не смайликами, понимать эмоции. Учить умению концентрировать своё внимание на важных процессах, выделять эти важные процессы и отсеивать их, т. к. в настоящеевремя информации такое количество что, поглощая информацию без критического мышления, мы неизвестно ккакому результату можем прийти.

В настоящее время человек перестал быть другому человеку источником знаний, но не в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте для ребенка взрослый и сверстник все еще выступает источником знаний. Дошкольники задают свои бесконечные: «Почему? Зачем?» Пять лет — возраст почемучек, они, пока еще, адресуют свои вопросы не в цифровую среду, не медиа среду, они адресуют свои вопросы нам взрослым, и в этом наше большое преимущество. Мы ещё можем сохранить ситуацию, когда человек человеку источник знаний и помочь сохранить его и в дальнейшем. В настоящее время человек утрачивает свою функцию как источника знаний, практически любую информацию можно найти на просторах интернета. Чтобы пообщаться друг с другом нет необходимости куда-то ехать, идти, есть различные сети, видеосвязь. Наши дети уже практически разучились общаться непосредственно друг с другом. Даже при непосредственном общении у них рядом постоянно телефон. Но если говорить про электронные ресурсы, то их неограниченное использование ведёт к ухудшению сна, постоянным нервным расстройствам…При использовании медиа ресурсов необходимо учитывать правила гигиены: за час до сна желательно выключить телевизор, убрать телефон, смартфон, планшет любой светящийся экран для того, чтобы наш мозг настроился на отдых, т.к. наш мозг ещё максимально работает как раз тогда, когда мы спим. Тело находится в состоянии покоя, а мозг работает. Во время сна он структурирует информацию, которая в него пришла из разных каналов, из разных источников для того, чтобы потом мы нашли ответ на различные волнующие нас вопросы. Перед сном лучше почитать книгу, а можно просто подышать свежим воздухом, отдохнуть, пообщавшись с близкими. В плане гигиены рекомендуется один день в неделю устраивать без всяких гаджетов для того, чтобы наш мозг мог сам себя очистить и структурировать всю ту информацию, которую мы получили за неделю. Наш мозг лучше работает, когда человек контактирует с природой, хотя бы один день в неделю. Этот один день — своеобразная психогигиена (цифровая гигиена), день посвящённый природе. Самое главное убрать любой гаджет, поиграть в настольные, подвижные игры, пообщаться с друзьями. Поступая таким образом, мы транслируем данные правила нашим детям.

Несколько слов по поводу медиаобразования. Ребёнок родился в этой среде, значит мы не можем не включить цифровые технологии в образовательный процесс, нам необходимо подготовить ребенка к жизни в этом обществе, поэтому встает вопрос о медиаобразовании.

Медиаобразование— это одно из направлений педагогики, которое предполагает изучение детьми закономерностей массовой коммуникации. Какие это процессы, как они строятся, все нюансы и возможности использовать их себе на благо.

Наша задача подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации. Научить человека понимать информацию, сознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Когда мы говорим про медиа продукцию, что имеется в виду: самые потребляемые медиапродукты, это мультипликационные фильмы по возрасту ребёнка, периодическая печать, как средство массовой коммуникации разного рода детские журналы. Сейчас выпускается очень много журналов: те, что были давно, проверенные временем и очень много новых журналов, которые является частью брендирования (на основе популярных мультфильмов), появляется медиа продукция, которая с этим связана: короткие книги, небольшие альбомы, раскраски, наклейки.

Детские телепередачи (например канал Карусель, где представленытелепередачи, специально ориентированные на детей разных возрастов предлагающие не только развлекательный контент, но и развивающий).

Детское радио, гдев увлекательной форме подаются интересные вещи. Очень коротко, очень доступно, ориентированы на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Имеютсяпередачи по кибербезопасности, по финансовой грамотности, рассказы о том, как создавались некоторые приборы, и,конечно же, это видео продукты разного рода социальных сетей.

Самаяглавная задача стоящая перед нами не просто отобрать контент ииспользовать его, но и начать создавать свой собственный контент. Мы должны понимать нашу просветительскую функцию. Нам необходимо идти в сети, и создавать продукцию цифровую и медиа, которая отвечала бы особенностям развития детей и могла бы просветитьродителей. Родители должны ориентироваться на контент, грамотно отобранный педагогами, профессиональным педагогическим сообществом, поэтому мы говорим про цифровые медиа компетенции педагога.

Медиаграмотность. Совокупность умений восприятия, интерпретации и оценки медиатекстов (мы подразумеваем не текст как таковой знаковый, мы подразумеваем и визуальную информацию), мультфильмов, позволяющих преобразовывать воспринимаемую аудиовизуальную информацию в вербальную с целью обогащения личностного опыта.

Мультфильм очень интересен как средство обучения поскольку их много, и они разнообразны, а значит в этом многообразии, мы можем найти для себя что-то полезное. Это полезное необходимо взять и активно использовать в образовательном процессе. В мультфильме реальность и вымышленный мир сочетаются, есть яркая картинка, есть динамика — это привлекает ребёнка, и он с большим удовольствием будет обучаться на этих примерах. Очень важно, что мы выберем для ребёнка. Ребёнок чётко принимает ту позицию, которая идёт из мультфильма, вот здесь и проявляется роль и ответственность того, кто создаёт мультфильмы и роль ответственность того, кто отбирает их для просмотра детьми. Эта роль– колоссальна. Задача наша и родителейпредварительно посмотреть, продумать, понять, оценить и только после этого предоставлять ребёнку возможность широкого взаимодействия с мультфильмом. Просто смотреть с ребёнком мало, нужно просмотренное дальше отражать, выражать, перерабатывать через творческие идеи, через продуктивное творчество: лепку, рисование, любые продуктивные виды деятельности и через игру. Всё преломляется у ребёнка через игру. Мультфильм — это очень хорошее средство эмоционального воспитания ребёнка, т. к. часто ребёнок идентифицирует себя не с книжным литературным героем, а с героем мультфильма, и если мы правильно подбираем мультфильм, то мы получаем хороший результат. Мы можем потратить очень много времени для того, чтобы что-то ребёнку доказать, объяснить, разъяснить, но поскольку у него наглядно-образное мышление, иногда достаточно напомнить героя литературного произведения или мультипликационного фильма чтобы он всё понял, и мы не тратили лишних слов. Это хороший ресурс для развития сознания, самосознания у ребёнка ихороший инструмент, в котором скрыты большие возможности.

Как же происходит взаимодействие дошкольников с цифровыми технологиями? Дело в том, что если ребёнку дали экран, то уменьшили этим непосредственно живое общение. На экране эмоции стёртые, в мультфильмах они схематичны, и ребёнок просто не может научиться распознавать эмоции. Например, когда он испытывает какую — нибудьэмоцию, томама, которая находится рядом, начинает комментироватьэту эмоцию, комментирует причину возникновения этой эмоции и путь устранения, либо удержания. Если эмоции позитивные, ребёнкунравится, что – то происходящее- мама комментирует: «ты веселишься, тебе нравится музыка, вот посмотри какой ты весёлый, как ты радуешься, какая у тебя улыбка замечательная, давай мы ещё с этой игрушкой поиграем». Или например: ребенок голоден. Мама: «ты расстроен, конечно, сейчас мы поедим». Мама комментирует состояние ребенка и причину его возникновения, а мультфильм этого сделать не может. Медиасреда — естественная среда. Дети очень легко к ней привыкают, активны в ней, но компьютеры, планшеты, телефоны, телевизор ребёнок воспринимает как игрушки, для него это часть игровой среды, это часть его мира. Его взаимодействие с техникой идёт на игровом уровне, отсутствует опыт и критическое мышление. Саморегуляция ребёнка ещё ни развита, она внешняя. Любая внешняя регуляция слабее внутренней. Любой внешний запрет, который мы сделаем, будет тут же сниматься при отсутствии нашей запрещающей фигуры. Мама запретила — делать нельзя. А если мамы нет? А вот когда этот внутренний запрет, внутреннее понимание ребёнка, что целый день за экраном телевизора (компьютера, планшета) проводить нельзя, это вредит моему здоровью — это совсем другой момент. Поэтому взрослыйдолжен стать грамотным проводником в мир цифровых технологии, только взрослый может помочь ребёнку сформировать именно то, что мы называем информационной культурой и медиаграмотностью.

Чем привлекательна цифровая среда? Тем, что это мой собственный мир, он абсолютно уникальный, я в нём могу быть кем угодно. В цифровой среде отсутствует ответственность за поступки, там быстро можно все вернуть назад, никакой ответственности, и при всём при этом — это абстрагирование от всего что существует. Я, как бы, ухожу в отдельный мир, в отдельную реальность, у меня есть множество попыток для того, чтобы что-то сделать, чего- то добиться, чтобы решить какую -то стоящую передомной задачу, чтобы исправить что-то. Я могу сто раз прокладывать путь, насколько хватит терпения, и в конце концов его проложить, а в жизни, очень часто, у нас не бывает такого количества попыток. В некоторых случаях это очень хорошо для развивающих игр и длятого, чтобы путём повторения был усвоен какой — то материал, но в этом же таится и определенная опасность. Кроме того, внутри цифрового пространства, внутри игры ребёнок может принимать любые решения и не отдавать себе отчёт в последствиях этих решений, несмотря на то, к чему эти решения могут на самом деле привести и в этом тоже есть достаточно большая опасность.

Мы с вами понимаем, чтоцифровая глобализация и внедрение цифровых технологийв нашу жизнь — это естественный эволюционный путь. Есть такое понятие как интернет всего. «Интернет всего» будет включать в себя привычный нам интернет, существующий как сеть связанных персональных компьютеров и мобильных устройств, но, он будет интернетом вещей – физических предметов, оснащенных технологиями для взаимодействия друг с другом и с внешней средой и способных принимать самостоятельные решения на основе поступающей информации.

С 2020 года популярность интеллектуальных системвыросла, и они медленно, но верно проникают в наши дома и то, что ещё 25 лет назад считалось выдумкой, теперь прочно входит в наш обиход. Специалисты описывают концепцию умного дома: дом подстраивает под нас среду обитания; жарко-он включает кондиционер чтобы охладиться, он улавливает наши желания, знает наши интересы, включает любимую музыку, на экране ставит необходимую нам заставку; умный будильник сам знает, когда хозяину нужно на работу; голосовой помощник, может сам заказать пиццу, и предупредить о поломке, включает умный пылесос если что-то упало.

Какие- то вещи, которые кажутся нам фантастическими, становятся достаточно реальнымии это никакое — то далёкое будущее — это то, что буквально в шаге от нас. Это цивилизация личного пространства, это искусственный интеллект, это в интерфейсе нейроинтерфейсов о которых много говорят, нейронная сеть, которая уже работает. Они ещё не совершенны, они не справляются со многими задачами, но по факту — наука технологии идет в этом направлении и это то, что может наступить. Как же во всём этом выжить? Все достаточно просто — это создание образовательной среды, цифровой образовательной среды, продуманной. Образовательная среда — это не хаотическое нагромождение, здесь вариант продуманности, вариант целесообразности. Важно, что мы создаём условия с помощью образовательной среды для того, чтобы ребёнок гармонично развивался в различных направлениях. Необходимо чтобы шло его познавательное, эмоциональное, нравственное и физическое развитие.

Образовательная среда, в том числе цифровая образовательная среда, создаст нам возможность для того, чтобы мы уравновесили разные стороны: познавательное развитие, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, эстетическое, физическое и все эти направления были взаимосвязаны и в итоге развивалась личность ребёнка.

Образовательная среда обычно трёхкомпонентная. Выделяют: предметный компонент, социальный, психологический и все эти компонентыведутсистемообразующуюработу. Мы, говоря про цифровую среду, про любую другую образовательную среду понимаем, что центром этого всего становится человек, а в нашем варианте это педагог, потому что образовательную среду педагог и администрация строят вместе, и чем эта среда будет наполнена, из каких предметов выстроенаеё композицияи какие инструменты задействованы- всё будет зависеть от нас. Самое главное какой будет установлен микроклимат, как будет вестись работа внутри этой среды. У нас есть понятие информационная образовательная среда, и у нас есть мост — традиционная образовательная среда. Имеютсяопределённые ресурсы и задачи приобретения ресурсов. Мы можем инициировать эту задачу и сказать, что нам необходимо. Нам нужна: мультстудия, смартдоска, нужен интерактивный пол или интерактивный стол на уровне детского сада или на уровне групп.

Цифроваясреда, этоне только сами технические устройства — это ещё и программное обеспечение, содержание (электронные образовательные ресурсы), и конечно же цифровые медианавыки участников образовательных отношений.

Возможные компоненты цифровой образовательной среды, которые постоянно развиваются:

  • Официальный сайт.
  • Корпоративная электронная почта.
  • Электронный календарь.
  • Электронный документооборот — это больше документирование относится к нашему взаимодействию с родителями.
  • Средства дистанционной коммуникации.
  • Цифровые образовательные ресурсы для дополнения и сопровождения образовательного процесса.
  • Цифровые библиотеки и медиатеки, видеотеки.
  • Службы технической и методической поддержки, которые нам помогут всегда.

«Цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве «инструментов» для воспитателя, нельзя забывать, что без педагогического опыта ни одна «технология» работать не будет. Каждый день педагоги наполняют рабочий процесс, используя новые возможности. Поэтому для создания эффективнойцифровой образовательной среды необходимо чтобы все участники образовательных отношений:

  • повышали собственную компетентность;
  • грамотно, продуманно применяли цифровую и медиапродукцию вобразовательной работе;
  • создавали собственные новые интересные медиапродукты для детей и родителей (хорошего качества);
  • обучали детей навыкам работы с цифровыми и медиаинструментами;
  • создавали цифровые и медиапродукты вместе с детьми.

Можно с уверенностью сказать, что цифровизация – это эффективное техническое средство, с помощью которого можно значительно разнообразить работу в дошкольном образовательном учреждении.

Сегодня мы находимся на первой ступени внедрения цифровизации в образование. Этот процесс может занять много времени, но в конечном итоге технологии могут открыть новые двери для нового опыта, для открытий, для способов сотрудничества обучающихся и педагогов.

Желаемый итог:

  • Информационная культура всех участников образовательных отношений.
  • Медиаграмотность.
  • Безопасность в информационной и медиасреде.

Необходимость применения цифровизации в современных условиях неоспорима. Но необходимо серьезно задуматься о разумном использовании ее на занятиях в дошкольном учреждении. Нельзя применять технологии просто потому, что это «актуально», необходимо каждый раз серьезно анализировать, что это дает ребенку.

Список использованных источников

  1. Асташова, Н.А. Информационная социализация / Е.П. Белинская // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. – № 3. – С. 253-259.
  2. Маниковская М.А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2.
  3. Морозов А.В., Самборская Л.Н. Профессионализм учителя как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной среды // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6.
  4. Смирнова Н.Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста / Н. Н. Смирнова. — Текст // Молодой ученый. — 2018. — № 48. 1 (234. 1). — с.35–36.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год