Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников.
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Митякова Елена Александровна   
16.03.2015 23:10

Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников.Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальный руководитель МБУ №139 д/с «Облачко» Митякова Елена Александровна г. Тольятти 2014

На сегодняшний день одним из путей модернизации в образовании, является информатизация. Это связано с тем, что для современного общества основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Для педагогов важно с помощью информатизации создать условия для ребенка по адаптации в современной жизни. В данном случае необходимо решение ряда задач: техническое оснащение, разработка новых технологий обучения, создание дидактических средств, и т.д., которые будут определять этапы процесса модернизации системы образования.

Информационно коммуникационные технологии — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, принтера, аудио оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (технические средства). Сюда же относится и программное обеспечение (музыкальные энциклопедии, мультимедийная программа, “Шедевры музыки”).

Актуальность

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них уже невозможно. Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И педагогам важно помочь ребенку войти в мир новых технологий.

Для этого нужно организовать процесс обучения так, чтобы на музыкальных занятиях ребенок занимался активно и с увлечением. Как раз в этом на помощь музыкальному руководителю наряду с традиционными средствами могут прийти и информационные технологии. Это позволит эффективней развивать все виды восприятия у детей: слухового, зрительного, чувственного, а так же задействовать все виды памяти: зрительную, образную, слуховую и др.

Цель:

С помощью средств ИКТ приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.

Задачи:

  • сделать доступным материал для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
  • расширить ряд музыкальных тем, делая их более понятными и доступными детям;
  • обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;
  • активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
  • развить интегративные качества дошкольника

Непосредственно образовательная деятельность в образовательной области «художественно-эстетическое развитие» с использованием ИКТ базируется на следующих общедидактических принципах обучения:

  • принцип сознательности и активности;
  • принцип связи обучения с практикой;
  • принцип системности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
  • принцип полноты и целостности.

Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

У музыкального руководителя есть возможность применять различные образовательные средства ИКТ на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.

Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты.

Презентации должны быть понятны и доступны детскому восприятию. Их можно использовать во всех видах музыкальной деятельности:

Восприятие музыки: показ портретов композиторов, иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д. Но больше всего дети любят смотреть видеоклипы. Их сейчас очень много по программному слушанию для всех возрастов.

В музыкально-ритмических движениях использую видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. А так же видео – схемы танца и мнемотаблицы на перестроение, ориентировку в пространстве.

В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – концерты, для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же видео – подсказки для детей, играющих в оркестре.

Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения.

Следующий вид деятельности – пение, которое начинается с дыхательной гимнастики. Здесь я использую упражнение «Подуй на листочки» (зимой на снежинки, весной на одуванчик).

При пении песен использую видео иллюстрации, или заставки к детским песням, а так же видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона

На развлечениях и праздниках можно использовать слайды для фона или включить видеоролики с героями.

Очень важно соблюдать требования СанПиНа. Так продолжительность использования ИКТ в НОД

  • для детей 3-4 лет – не более 3-5 минут;
  • для детей 4-5 лет – не более 5-7 минут;
  • для детей 5-6 лет – не более 10 минут;
  • для детей 6-7 лет – не более 15 минут.

Мультимедийный экран должен быть расположен не ближе 2-3 м и не дальше 5-5, 5 м от детей.

После просмотра обязательно — гимнастика для глаз.

Учитывая требования СанПиНа примерная структура НОД с применением ИКТ в старшей группе может выглядеть так:

  1. Приветствие 2 мин.
  2. Восприятие музыки (видеоролик) 4 мин.
  3. Гимнастика для глаз 30 сек.
  4. Упражнение на дыхание (анимация) 1 мин.
  5. Распевание Упражнение (анимация) 1 мин.
  6. Гимнастика для глаз 30 сек.
  7. Пение 4 мин.
  8. Музыкально-ритмические движения 4 мин.
  9. Игра в оркестре (видеоролик) 4 мин.
  10. Подвижная игра 3 мин.
  11. Анализ НОД 1 мин.

Общее время НОД – 25 мин.

Применение ИКТ – 10 мин.

Проанализировав работу по данному направлению, я сделала следующие выводы, что у детей:

  • повысилась мотивация к обучению;
  • легче усваивается новый материал;
  • развивается ассоциативная память;
  • повысился познавательный интерес;
  • развиваются музыкальные способности;
  • обогащаются слуховые впечатления и представления детей;
  • активизируется и развивается эмоциональное восприятие музыки;

Диагностируя детей по всем видам музыкальной деятельности, я получила следующие результаты: За 2 года работы с применением ИКТ уровень музыкального развития детей с 50% усвоения программы, выросли до 91%.

Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «художественно-эстетическое развитие», воспитанники превращаются в активных участников процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

Литература:

  1. Афанасьева, О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
  2. Беляков, Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
  3. Круглова, Л. «Информационные технологии как часть культурно-информационной среды детей дошкольного возраста»
  4. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: аналитический обзор / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2011.
  5. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С.128
  6. Новые информационные технологии в дошкольном образовании/ Под ред. Горвица. М.: Линка Пресс, 1998.
  7. Петелина, Ю.В. Обучение музыкальным компьютерным технологиям // Звуковые виртуальные студии. 2008. № 1.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год