Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Нескучная грамматика»
Обучение грамоте
Автор: Чигридова Надежда Викторовна Барановская Анжелика Владимировна   
21.06.2025 03:54

«Нескучная грамматика»«Нескучная грамматика»

Ключевые слова:

Дидактическое пособие, ТНР, ОНР 1 и 2 уровень речевого развития, словоизменение, первые словоформы, единственное — множественное число существительных.

Аннотация:

Формирование навыка словоизменения и формирования первых словоформ у дошкольников с ТНР.

Название статьи:

Дидактическое пособие «Нескучная грамматика» — успешная коррекция и формирование навыка образования первых словоформ у обучающихся с ТНР.

Авторы:

Барановская Анжелика Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, МБДОУ «ДС № 62 «Почемучка» г. Норильск

Чигридова Надежда Викторовна, учитель – логопед высшей квалификационной категории, МБДОУ Кашарский ДС №2 «Сказка», сл. Кашары, Ростовской области.

 

Овладение грамматическим строем речи начинается на втором году жизни ребенка, что связано с переходом к фразовой речи и возникающей при этом необходимостью соединять слова между собой. Разные стороны грамматического строя языка – синтаксис, морфологию, словообразование – ребенок усваивает по-разному. Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.

Так системой словоизменения (при нормальном развитии речи) дети овладевают главным образом, в младшем и среднем дошкольном возрасте. Ребенок должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, установить связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов (морфемами). [1]

В последнее время мы стали чаще сталкиваться с проблемой формирования навыка словоизменения, образования первых словоформ у дошкольников, имеющих заключение ОНР 1 — 2 уровней речевого развития. Дети с нарушенным развитием речи длительное время не замечают грамматической изменяемости слов, не используют формальных средств языка, прежде всего систему флексий, используя в речи аморфные слова.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – системное нарушение, при котором нарушены все компоненты речи. При ОНР первого уровня речевого развития на первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня). При ОНР второго уровня речевого развития в речи детей встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы — по временам, но часто эти попытки оказываются неудачными. Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве или в форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом глаголы могут не согласовываться с существительными в числе и роде. Употребление существительных в косвенных падежах носит случайный характер. Фраза, как правило, бывает аграмматичной (играет мячику). Также аграмматичносогласование имен существительных с числительными (две уши). Форму прошедшего времени глагола дети нередко заменяют формой настоящего времени и наоборот (Витя елку иду). В речи детей встречаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов (кончилась чашки), смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода (например, мама купил). Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи детей не употребляется. Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы, они могут не согласовываться в предложении с другими словами (вкусная грибы). Предлоги в речи детей встречаются редко, часто заменяются или опускаются (собака живет на будке, я был елка). Обнаруживаются попытки найти нужную грамматическую форму слова, но эти попытки чаще всего бывают неуспешными. Способами словообразования дети не владею[2].

Мы заметили, что дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи, с трудом усваивают программный материал, долго не замечают, не чувствуют грамматических средств языка, процесс закрепления новых словоформ протекает очень медленно и требует длительной тренировки. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми речевого материала, предусмотренного программой. А на помощь нам приходят игры и упражнения, которые стали важным направлением коррекционно-образовательной работы.

В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. Также для эффективной логопедической работы крайне необходима активность ребенка и его заинтересованность в результатах занятий, что подразумевает усвоение грамматического строя речи только практическим путем. Так и возникла необходимость в разработке наглядногодидактического пособия, которое мы назвали «Нескучная грамматика». Цель пособия -организация дидактической игры для формирования первых словоформ существительных у обучающихся с ТНР (ОНР 1 и 2 уровней речевого развития).

Мы знаем, что наглядно-дидактические пособия для познавательного развития детей дошкольного возраста создают условия для познавательной активности детей, побуждают их к игре, формируют воображение, становятся материальной основой мыслительной деятельности. Опыт нашей работы показал, что метод использования наглядных пособий является очень эффективным средством в коррекционно-образовательной работе.

При подборе материала мы руководствовались последовательностью работы над каждой грамматической формой, учитывали комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередования, беглые гласные и др.). [1]

Пособие разрабатывалось в соответствии с общими дидактическими принципами и на основе данных о формировании этих грамматических категорий в онтогенезе. Картинный материал в пособии структурирован в следующей последовательности:

  1. Формы множественного числа с окончанием -ы (стол-столы).
  2. Формы множественного числа с окончанием -и (мяч-мячи).
  3. Формы множественного числа с окончанием -а (дом-дома).
  4. Формы множественного числа с окончанием -ja (стул-стулья).

Задачи пособия: повышение эффективности логопедического воздействия, создание стимулов, позволяющих детям усваивать языковую систему русского языка, создание положительной мотивациии развитие речевой активности в различных видах детской деятельности, формирование навыков словоизменения существительных в соответствии с онтогенезом, осуществление дифференцированного подхода и учёт индивидуальных особенностей воспитанников.

Пособие включает в себя две игры: «Один-неодин» и «Перевёртыши» – это дидактические игры, направленные на формирование и закрепление навыка изменения существительных почислам.

Формат игр позволяет давать их как пособие для занятий по заданию логопеда в группекомпенсирующей направленности для обучающихся с ТНР, так и ребенку домой для закрепления полученных навыков вместе с родителями.

Д/игра «Один – не один»

Ход игры:

Перед ребёнком игровое поле с окошками и условными обозначениями одного предмета и множества. Ребенку предлагается набор парных картинок, из которых он подбирает ираскладывает в окошки на игровом поле пары существительных единственного и множественного числа и проговаривает слова (кит – киты, кот – коты и т.д.).

Д/игра «Перевёртыши»

Подготовка: раскладываем картинки изображением множества предметов вверх.

Ход игры: начинаем с любой картинки – переворачиваем её и называем предмет, который изображён с обратной стороны (в единственном числе). Например, там нарисована «шуба». Ищем среди остальных картинок, где нарисовано несколько таких предметов и называем – «шубы». Переворачиваем теперь эту картинку и опять видим один предмет. Называем его и ищем, где нарисовано несколько этих предметов. И т.д., пока все картинки не окажутся перевёрнуты.

Опыт систематического использования игр из дидактического пособия «Нескучная грамматика» подтверждает наличие у детей устойчивой мотивации к активной речевой деятельности, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, с опорой на зрительный образ и активную предметную деятельность, стала более эффективной. Используя данное авторское дидактическое пособие, наблюдаем, что взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая логопеда, ребёнка, а также его родителей, приводит к положительным результатам, к повышению эффективности логопедического воздействия.

Список литературы:

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999.
  2. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 22 (384) выйдет
21 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год