Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры, упражнения, игры-тренинги по обучению грамоте и подготовке детей к школе
Обучение грамоте
Автор: Давыдова Татьяна Николаевна   
25.12.2025 02:04

Дидактические игры, упражнения, игры-тренинги по обучению грамоте и подготовке детей к школеДидактические игры, упражнения, игры-тренинги по обучению грамоте и подготовке детей к школе

Давыдова Татьяна Николаевна учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 35 Колпинского района Санкт-Петербурга

Среди детей речевых групп значительную часть составляют дети с общим недоразвитием речи. Нарушение речи у детей с общим недоразвитием речи носит системный характер. Это про-является в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико-грамматического строя, связной речи.

У этих детей, помимо грубых нарушений звукопроизношения, наблюдается несформиро-ванность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, не-сформированность лексико-грамматического строя речи, нарушение пространственных ориенти-ровок, зрительных представлений, недостаточная сформированность высших психических про-цессов: внимания, памяти, мышления, что, в свою очередь, ведёт к нарушениям письма и чтения.

 

Речевое недоразвитие детей, отсутствие у них внимания к единице языка любого уровня, несформированность первоначальных языковых обобщений, которые в норме появляются в пери-од от 2 до 5 лет, недостатки сенсомоторной сферы делают предельно сложным усвоение основ обучения грамоте и русского языка. Эти трудности особенно чётко проявляются на первоначаль-ном этапе обучения.

При профилактике нарушений письма и чтения в детских образовательных учреждениях необ-ходимо вести работу по трем направлениям:

  1. Формирование звуковой стороны речи.
  2. Формирование лексико-грамматического строя языка.
  3. Формирование связной речи.

В ДОУ одним из самых эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на позна-вательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Использование игры помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем по-явлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.

В практике работы логопедов ДОУ дидактическая игра заняла достаточно прочное место на занятиях по обучению грамоте. Однако в методике её проведения имеются некоторые недостатки. Наиболее существенными среди них являются следующие:

  1. Игра на деле оказывается обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
  2. Не всегда учитываются особенности детей с нарушениями речи при выработке правил иг-ры.
  3. Не подводятся результаты игры, в связи с чем она теряет одно из своих привлекательных свойств: выявление победителя или победителей.
  4. Игра выпадает из общих целей занятия, не содействует их реализации.

Смешение дидактической игры и упражнения возникает в связи с общностью учебных за-дач, которые решают эти методы обучения. Упускается при этом из виду тот факт, что дидактиче-ская игра, кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения.

Так, в игре «Чей домик?» игровой задачей будет определение домика для изображённого на картинке предмета; в игре «Где спрятался звук?» — постановка фишки на соответствующий квадрат; в «Цепочке» — умение её не порвать; в «Звуковой линейке» — освобождение квадратов от закрывающей их бумажной ленты.

Учебной задачей во всех этих играх является формирование фонематического восприятия в различных его проявлениях; установление наличия изучаемого звука в слове ( «Чей домик?»), определение места звука ( «Где спрятался звук?»), выделение первого и конечного звука в слове ( «Цепочка»), распознавание звукового объёма слова ( «Звуковая линейка»).

Исходя из игровой задачи, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскиру-ют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной. Так, называя предмет, изображённый на картинке, дети определяют наличие или отсутствие в нём изучаемого звука, а потом помещают картинку в домик того или иного цвета.

Мыслительные операции, которые осуществляются детьми с ОНР, должны быть подготов-лены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вооб-ще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На первых этапах целесообразно их выполнение совместно с логопедом. Надо отметить, что роль педагога остаётся значительной на всём протяжении игры. Эффективность её во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Кроме того, не все дети одновременно усваивают правила, поэтому логопед продолжает помогать им в процессе игровой ситуации. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других детей, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия. Ребёнку можно помочь, если упростить материал игры, напомнить последовательность выполнения задания или сократить объём мыслительных операций. После неоднократного возвращения к данному заданию и при накоплении опыта по дифференциации сходных предметов все дети играют без посторонней по-мощи.

Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, её можно модифицировать за счёт замены оборудования или введения новых правил.

Все дидактические игры предполагают выявление победителей в лице одного ребёнка или группы. Как показала практика, значимость выигравшего коллектива правильно оценивается детьми уже в старшем дошкольном возрасте. Групповая игра-соревнование служит хорошим вос-питательным средством. Так как коллектив отвечает за каждого своего члена, можно предложить, например, сильным детям помочь отстающим. Несомненно, что в организации этой работы боль-шая роль отводится педагогу, поскольку помощь детей друг другу протекает под его контролем. Он учит и того, кто помогает, и того, кому эта помощь необходима.

Подведение итогов работы проходит при активном участии всего детского коллектива. Важный эмоциональный момент – поздравление победителя: вручение игровых фишек, жетонов, медалей и т.д. Невыполнение этого условия ведёт к угасанию интереса, к потере игровой задачи.

Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом занятия. Так же, как и само занятие, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Поэтому она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий.

Предлагаемые игры составлены на основе игр, уже описанных в методической литературе, с учётом особенностей детей с нарушениями речи.

Примеры игр по обучению грамоте предполагают подбор игрового материала с учетом коррекции лексико-грамматического строя речи и развития связной речи (при объяснении выбора ответа), то есть работу сразу по трем направлениям по профилактике нарушений письма и чтения у дошкольников.

Игры к теме «Звуки»:

Звуки гласные и согласные:

«Найди картинке её домик».

Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: Два картонных домика с кармашками для картинок и с квадратиками на од-ном домике – красного цвета, на другом – синего; предметные картинки подбираются в соответствии с лексической темой.

Ход игры: У логопеда на столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображённый на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в её домик (с синим или красным квадратиком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игра может выполняться как соревнование команд или рядов.

Звонкие и глухие согласные:

«Магазин игрушек».

Цель: Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование: Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.

Ход игры: Логопед раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «мага-зин»: «Я буду продавцом, а вы – покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за неё чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обо-значает первый звук названия игрушки». Надо также объяснить, какой это звук – звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной. Ребёнок берёт её на стол, чтобы потом, в свободное время, поиграть.

Логопед следит за тем, чтобы все дети правильно и отчётливо проговаривали слова.

Твёрдые и мягкие согласные:

«Домино».

Цель: Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по твёрдости (мягкости).

Оборудование: Домино с картинками в таком количестве, чтобы каждому ребёнку хватило по три штуки; наборное полотно.

Ход игры: Логопед берёт пластинку домино «ваза – мяч» и ставит на наборное полотно. Остальные домино перемешиваются и раздаются по три штуки каждому ребёнку. Дети ищут у се-бя пластинку с картинкой «мяч». Кто нашёл, поднимает руку. Логопед спрашивает первого под-нявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове «мяч» начальный звук, определить его на твёрдость или мягкость. После этого он ставит свою пластинку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза – мяч, мяч – флаг». Теперь дети ищут картинку «флаг» и т.д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто». Выигрывает тот ребёнок, у которого ос-талось меньше всего пластинок домино.

Наличие звука в слове:

«Чей домик?»

Цель: Развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование: Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор пред-метных картинок.

Ход игры: Логопед объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние живот-ные), в названии которых есть, например, звук «л». Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображённых на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук «л» или «ль». Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой. Примерный материал: ёж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь

Выделение первого и последнего звука в слове:

«Цепочка».

Цель: Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры: Один из детей (или логопед) называет слово, рядом сидящий подбирает своё слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок команды и т.д. Задача команды: не разорвать цепочку. Игра может проходить как сорев-нование. Победителем окажется та команда, которая дольше всех «тянула» цепочку.

Определение места звука в слове:

«Где спрятался звук?»

Цель: Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: У логопеда набор предметных картинок. У каждого ребёнка карточка, раз-делённая на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идёт с гласным звуком, синяя – с твёрдым согласным, зелёная – с мягким).

Ход игры: Логопед показывает картинку, называет изображённый на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трёх квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игры к теме «Звуки и буквы»:

Определение количества звуков в слове:

«Звуковая линейка».

Цель: Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование: У каждого ребёнка линейка – это две полоски картона, склеенные с трёх сторон, с четвёртой, узкой, стороны в линейку вставляется язычок, по размеру длиннее линейки. Внутренняя поверхность нижней полоски линейки окрашена в чёрный цвет. На верхней полоске вырезаны квадратики.

Ход игры: Логопед называет слово или показывает картинку. Дети, протяжно повторяя слово, произнесённое логопедом, одновременно выдвигают подвижную часть линейки так, чтобы на каждый звук приходился один открывшийся тёмный квадратик. Произнеся таким образом всё слово, ученик подсчитывает количество звуков в слове при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.

Комментарий для логопеда: в словах, используемых для данной игры, согласные должны быть твёрдые, длительные или сонорные.

Игры к теме «Слог»:

Деление слова на слоги:

«Телеграф».

Цель: Развитие умения делить слова на слоги.

Ход игры: Логопед говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы по очереди будете передавать их по телеграфу в другой город». Первое слово логопед называет сам, произнося его по слогам, сопровождая хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребёнок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребёнок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т.е. произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Ребёнок, правильно выполнивший задание или исправивший ошибку товарища, получает фишку. Выигрывает тот ряд или те ребята, кто был мастером и у кого больше фишек.

Подбор слова по данному слогу:

«Полслова за вами».

Цель: Развитие умения подбирать слова по данному слогу.

Ход игры: Логопед, обращаясь к каждому ребёнку по порядку, произносит первый слог двусложного слова. Ребёнок должен закончить слово, назвав второй слог. Если он не может по-добрать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает его товарищ. Назвав два или более слова, начинающихся данным слогом, он может ввести в игру любого из выбывших детей. Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.

Игры к теме «Слово».

Слова, обозначающие предметы:

«Кто? Что?»

Цель: Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающим предметы.

Оборудование: Предметные картинки: стол, бабушка, паук, щётка, лампа, собака, шар, цап-ля, ученик, груша, книга, белка, сумка, рыба, мак, майка, кукла, ель, свекла, лента, петух, корова; карточки с вопросами «Кто это?», «Что это?»

Ход игры:

Доска делится на две части. В первой логопед прикрепляет карточку с вопросом «Что это?», во второй – с вопросом «Кто это?». Дети выходят по порядку к доске, берут картинку, на-зывают предмет, изображённый на ней, и ставят к слову вопрос. Картинка прикрепляется к доске под соответствующим вопросом. Выполненное задание оценивается баллами, которые получает ряд или отдельный ребёнок.

Слова, обозначающие действия предметов:

«Кто больше».

Цель: Развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Оборудование: Картинки: кошка, ученик, воробей, корова, гусь.

Ход игры: Логопед показывает картинки, а дети подбирают слова, называющие действия изображённых на картинках предметов. Выигрывает ряд, предложивши

Слова, обозначающие признаки предметов:

«Что подарил ребятам Чебурашка?»

Цель: Развитие умения узнавать предмет по его признакам.

Оборудование: Чебурашка (игрушка или его изображение), корзинка или коробка с игруш-ками (фруктами, учебными вещами).

Ход игры: Логопед рассказывает: «Чебурашка пришёл к нам в гости и принёс подарки». Далее логопед, не вынимая игрушки из коробки, описывает их, называя признаки каждого предмета в отдельности ( «красивая, голубоглазая, маленькая»). Отгадавший получает право поиграть с этой игрушкой в свободное время.

Ударение:

«Верно – неверно».

Цель: Развитие умения слышать ударный гласный в слове.

Ход игры: Логопед выставляет предметные картинки с соответствующими им схемами слов. Игра ведётся как соревнование команд. Логопед ставит над первой схемой значок ударения. Он может быть поставлен правильно или ошибочно. Представитель одной из команды произносит слово, выделяя голосом указанный слог, и говорит, верно или неверно отмечено ударение. Если значок поставлен неправильно, слово произносится ещё раз с нужным ударением и исправляется ошибка. Такую же работу со следующим словом проводит ребёнок из другой команды и т.д.

За каждый точный ответ команде насчитывается два балла. Если ребёнок выполняет только одну из двух частей задания (произносит слово в соответствии со значком ударения, поставленным логопедом, или называет правильно ударный гласный), команда получает одно очко.

Комментарий для логопеда: слова подбираются в два или три слога в зависимости от про-граммных требований, желательно с учетом лексической темы.

Большая буква в именах собственных:

«Сложи имена».

Цель: Закрепление правописания большой буквы в именах людей.

Оборудование: У каждого ребёнка конверт с набором слогов: Ва, Све, Ге, То, Пе, Лю, Ро, Са, ля, та, на, ня, тя, ба, ма, ша.

Ход игры: Дети выкладывают на столах слоги и составляют из них имена. Для этого необ-ходимо знать, что слог, начинающийся с большой буквы, ставится в начале слова. Выигрывает тот, кто первый закончил работу.

Предлог:

«Где галчонок?»

Цель: Развитие умения правильно употреблять предлоги и словоформы после них.

Оборудование: Набор картинок: галчонок, деревья различных пород, скамейка, дорожка и т.п.

Ход игры: Логопед рассказывает, что в парке живёт галчонок. Он ещё маленький, и ему хочется играть. Он всё время перепрыгивает и перелетает с места на место. Мы покажем, куда галчонок перелетает, а другие ответят, где находится галчонок.

Один ребёнок передвигает фигурку галчонка, а другие составляют предложения о нём. На-пример: «Галчонок сел на ветку», «Он поскакал под лавку», «Птичка скачет по дорожке» и т.д.

Адекватное составление предложения о местонахождении галчонка поощряется фишкой.

Игры к теме «Предложение»:

Количество слов в предложении:

«Кто первый?»

Цель: Развитие умения определять количество слов в предложении.

Оборудование: У каждого ребёнка конверт с полосками из картона.

Ход игры: Логопед читает предложение из 2-3 слов. Дети на столах выкладывают его гра-фическое изображение, выделяя начальное слово условным изображением в виде угла, вертикаль-ная часть которого обозначает большую букву. Каждому последующему слову соответствует одна горизонтальная полоска. В конце помещают точку.

Та команда, которая закончила работу первой, получает три очка, второй – два, третьей – одно очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Составление предложений с заданным количеством слов:

«Придумай предложение».

Цель: Развитие умения составлять предложение с заданным количеством слов.

Оборудование: Полоски бумаги с графическим изображением различных предложений (из 2, 3 и 4 слов).

Ход игры: Логопед прикрепляет на доску полоску бумаги с графическим изображением предложения. Дети придумывают предложения с соответствующим количеством слов. За пра-вильно составленное предложение засчитывается очко.

Составление предложения по опорному слову:

«Составь предложение».

Цель: Формирование умения составлять предложения по опорному слову.

Ход игры: Логопед называет слово, дети каждой команды по очереди составляют с ним предложения. Правильный ответ оценивается баллом. Предложение из пяти и более слов оценивается двумя баллами. Выигрывает команда, набравший большее количество баллов.

Комментарий для логопеда: в качестве опорных слов можно использовать названия пред-метов, действий, признаков.

Составление предложений на основе демонстрируемых действий:

«Где мы были, мы не скажем».

Цель: Развитие умения составлять предложения на основе демонстрируемых действий.

Ход игры: Дети одной команды хором произносят: «Где мы были, мы не скажем, а что де-лали, покажем» — и начинают изображать ту или иную деятельность (подметают пол, стирают бе-льё, копают землю и т.п.). Дети другой команды отгадывают их действия и составляют предложе-ния. Затем команды меняют свои роли. Выигрывает та команда, которая успешно имитировала действия и правильно строила распространённые предложения.

Составление предложения по картинке:

«Кино».

Цель: Развитие умения составлять предложения по картинке.

Оборудование: Двойной кусок картона, на котором вырезано квадратное окошко; полоска бумаги с наклеенными на неё сюжетными картинками, вставленная между картонками.

Ход игры: Логопед обращается к детям: «Сейчас я вам буду показывать кино, а вы внима-тельно посмотрите, и сделайте говорящим каждый кадр». Логопед передвигает полоску бумаги через окошко так, чтобы были видны наклеенные на неё картинки. Дети составляют предложения по картинкам. Оценивают работу друг друга команды – соперники с точки зрения правильного порядка слов, их связи, количества.

Составление предложений, с соблюдением правильного порядка слов:

«Собери предложения».

Цель: Развитие умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов.

Оборудование: У каждого ребёнка в конверте карточки трёх цветов со словами для трёх предложений (первое слово предложения написано с большой буквы, последнее слово написано вместе с точкой).

Ход игры: По сигналу дети достают из конвертов карточки и сортируют их по цвету. Затем карточки одного цвета раскладывают на столе так, чтобы получилось предложение. Кто всё сделал, поднимает руку. Логопед проверяет выполненные задания. Выигрывают первые пять детей, правильно составивших все предложения.

Комментарий для логопеда: на начальном этапе, когда дети еще не умеют читать, можно использовать предметные картинки с нарисованными под ними схемами).

Осуществляя дифференцированный подход к детям, логопед может облегчить задание, поместив слово с предлогом на одной карточке, сократив число слов в предложении, и усложнить работу, увеличив число слов, включив имена прилагательные и др.

Распространение предложений:

«Аукцион».

Цель: Развитие умения распространять предложение.

Оборудование: Деревянный молоточек.

Ход игры: Логопед предлагает детям предложение из 2-3 слов. Желающие дополняют его. После каждого высказывания логопед, отстукивая молоточком, произносит: «Дополнение Игоря – раз, дополнение Игоря – два, дополнение Игоря – три! Предложение закончено». Игорь объявляется выигравшим. Если до третьего удара молоточка предложение распространяется другим ребёнком, игра продолжается.

Игровой материал можно найти в следующих книгах:

  1. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», Москва, 1981 г.
  2. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В.И. Селивёрстова, Москва, 1981
  3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя», Москва, 1983 г.
  4. Морозова М.Я., Петрова Е.Н. «Грамматические игры для начальных классов», Москва, 1963 г.
  5. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду», Москва, 1982 г.
  6. Ушаков Н.Н. «Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах», Москва, 1967 г.
  7. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», Москва, 1981 г. и т.д.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год