Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развивающие игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста»
Обучение грамоте
Автор: Татаева Елена Александровна Куртиякова Оксана Васильевна   
05.03.2024 19:41

«Развивающие игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста»«Развивающие игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста»

  • Куртиякова Оксана Васильевна учитель — логопед МБДОУ "Д/с "Машенька" город Абакан
  • Татаева Елена Александровна, старший воспитатель МБДОУ "Д/с "Машенька" город Абакан;

В ФОП ДО хорошо определены критерии развития ребёнка по образовательным областям. В содержательном разделе по развитию речи прописаны задачи по подготовке к обучению грамоте:

  • формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры
  • выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова
  • качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук)
  • правильно употреблять соответствующие термины.
  • познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
  • совершенствовать фонематический слух:
  • называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении
  • определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Для более эффективной работы воспитателей хочется познакомить педагогов с системой разработанных нами игровых приёмов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста.

Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством обучения грамоте является игра. Разнообразные игры и упражнения, которые имеют многофункциональный характер, знакомят с буквами, способствуют обучению чтению, создают прочную фонетико-фонематическую базу, развивают внимание, память, логическое мышление.

Развивающая игра помогает общению, она способствует передаче накопительного опыта получения новых знаний, его восприятия, мышления, воображения.

Играя, дети лучше усваивают новый материал, а используемая система речевых игр позволяет им успешно овладевать звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, применять их в своей речи.

При проведении игр, по нашему мнению, необходимо помнить следующее:

- Каждая игра должна содержать элемент новизны.

- Игра – не урок. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое — это не только методическое богатство воспитателя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей в непосредственно образовательной деятельности.

- Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует.

В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть с детьми.

- Игра – средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих положительных и отрицательных качествах.

В своей работе с детьми мы активно используем дидактические игры и игровые упражнения различного характера. Это позволяет закрепить у детей интерес к материалу занятий по подготовке к обучению грамоте. И ни для кого не секрет, что развивающие игры и игровые упражнения данного направления способствуют развитию у дошкольников познавательной активности, улучшению произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку.

В нашей группе компенсирующей направленности имеется набор предметов и пособий, которые применяются на занятиях и в совместной деятельности, а также в самостоятельной игре детей внережимных моментах.

Очень нравится детям работать с такими самодельными пособиями как звуковые разрезные цветные схемы-символы (квадраты или кружочки, обозначающие твердость/мягкость и гласные и согласные звуки).

Большой находкой считаем пособия — игры с липучками, где играя, ребёнок находить первый и последний звук в слове, количество слогов в слове. Достаточное количество данного материала позволяет менять их с особой частотой.

Помимо всего этого, мы с детьми используем такие игровые приемы как «Буквенный массаж» (рисовали на спине товарища буквы и отгадывали их), лепили буквы из пластилина, выкладывали их из подручных предметов, сами превращались в «Живые буквы». Использовали тактильные ощущения при знакомстве со звонким или глухим звуком – «горлышко дрожит/не дрожит», твердый/мягкий звук различали по расположению уголков губ. В большом количестве пользуемся картотеками фонетических скороговорок и чистоговорок.

Систематическая работа по подготовке дошкольников к обучению грамоте наряду с применением игровых упражнений позволила успешно подготовить детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе. В дальнейшем будем искать новые приёмы и технологии, которые найдут активное применение в нашей работе.

Представляем вашему вниманию небольшую картотеку игр, используемых в работе по подготовке к обучению грамоте.

Игра «Узнай по звуку»

Цель: развивать слух ребёнка, обогащать сенсорный опыт.

Оборудование: различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник).

Ход игры: педагог за ширмой стучит о стол различными предметами и просит детей назвать предмет, который они слышат. Дети назвавшие правильный вариант получают фишку, в конце определяется победитель.

Игра «Кто в домике живёт»

Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Ход игры: Играют 3-4 детей. Каждый играющий получает домик с буквой. Педагог берет из стопки картинку с изображение животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (жираф – в домике ж и в домике р, то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что это животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике к), воспитатель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.

Игра «Внимательные покупатели»

Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки;

развивать внимание, мышление и память.

Ход игры: Педагог раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.

Педагог: Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м"] (мяч, мишка).

Дидактическая игра «Подбери звуковую схему»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа.

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Цель: формировать умение составлять предложение из слов по картинке, дополняя его глаголом действия.

Ход игры: Взрослый показывает детям карточку и просит составить предложение, заменяя вопросительный знак глаголом действия. Сначала приводит пример: Девочка (что сделала?) увидела бабочку. Приветствуются распространенные предложения. В получившемся предложении можно посчитать количество слов, составить схему предложения. В эту игру можно играть как с группой детей, так и индивидуально с одним ребенком.

Дидактическая игра «Узнай букву»

Цель: Помочь детям усвоить начертания букв, способствовать запоминанию букв, учить составлять из букв слова.

Ход игры: Педагог предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона. Затем одному ребенку завязываются глаза, он должен ощупать и назвать букву. После того, как назовут все буквы, дети могут составить слова из названных букв.

Например: Р, С, У, Л, К.

Слова: рука, русак, мак, лук, рак.

Дидактическаяигра «Братцы–акробаты» Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. Оборудование: мяч. Ход игры. Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий. Дидактическаяигра «Назови слова» Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком. Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки. Дидактическаяигра «Назови последний звук слова» Цель: Развивать фонематический слух детей. Оборудование: предметные картинки. Ход игры. Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]).

Список литературы:

  1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерацииот 25 ноября 2022 г. N 1028
  2. Н.В Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». ООО Издательство «Детство Пресс» 2020 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год