| Конспект ООД по развитию речи в средней группе: «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень». |
| Фольклор | |
| Автор: Хвостова Светлана Николаевна | |
| 19.12.2025 09:48 | |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №171 "Изюминка" г.Ульяновск Составила: воспитатель средней группы Хвостова С. Н. г. Ульяновск — 2025 г. Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень». Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать песенку. Программное содержание:
Методические приемы: упражнение на концентрацию внимания, чтение стихотворений, игровая ситуация «Посылка», физ. минутка «Кот Антипка», первичное знакомство с произведением, хоровые и индивидуальные повторы, инсценировка песенки. Материал и оборудование. Посылка, игрушки, наголовник для кота, скатерть, кастрюля, репка, тарелочки, половник, магнитофон, диск с записью плясовой. Предварительная работа: Накануне выяснить, какие стихотворения помнят дети. Напомнить им стихотворения А. Барто (из цикла «Игрушки»: «Зайчик», «Мячик», «Лошадка»), русские народные песенки «Пошел котик на Торжок...», «Огуречик, огуречик...», «Пальчик мальчик...» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Ход Организационный момент: ритуал начала занятия: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе. Воспитатель: «Здравствуй, это я» Я с утра сюда пришла, Здравствуйте, мои друзья! Это я (имя и отчество воспитателя)! Это я (каждый ребенок по очереди называет свое имя)! «Доброе животное» Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. -Будьте внимательны и послушны, и тогда у нас с вами все получится. - Ребята, я сегодня пришла в группу и увидела сундук. Давайте посмотрим, что в нем лежит? Мы сейчас скажем слова Поколдуем, поколдуем Раз и два. Тук – тук, тук – тук. Открывайся наш сундук. Не открывается. Вместе: свою крышку открывай, нас скорее удивляй. А вот, что в нем лежит, это мы с вами узнаем, если отгадаем загадки: Он забавный и смешной Вместе скачет он со мной Ловко прыгает как зайчик Полосатый, круглый … (мячик) Открывает сундук и достает разноцветный мяч. «Ой, ребята, посмотрите какой разноцветный, веселый мяч. Предлагает вспомнить стихотворения о мяче (А. Барто «Наша Таня громко плачет»). -А какое стихотворение вы знаете про мячик? Дети: «Наша Таня громко плачет» Молодцы! Воспитатель: -Послушайте следующую загадку из нашей посылочки: Грациозна и стройна -Детям нравится она. Позволяет сесть верхом Машет гривой и хвостом. И тележку повезет – Никогда не подведет. Дети: лошадка -А какое стихотворение вы знаете про лошадку? Дети: «Я люблю свою лошадку» Молодцы! А что же, еще в посылочке лежит, слушайте загадку: Прыгун – трусишка: Хвост — коротышка, Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета – На зиму, на лето. Дети: зайчик. Давайте вспомним стихотворение про зайчика. Последним из сундука достается платок. Воспитатель сообщает детям, что платок — волшебный и с его помощью они отправятся в сказочное путешествие. (Дети берутся за края платка и идут за воспитателем). Воспитатель: Мы платочек все берем И за мною все идем. Раз, два, три, четыре, пять! Как приятно нам шагать. По дорожке шли-шли К стульчикам своим пришли. Дети подходят к стульям и садятся. Обращаем внимание на осанку. Воспитатель: -Ой, ребята, мы с вами попали в избушку или горницу. А кого и что мы тут видим? (кота, стол и т.д.) Рядом стоит стол, накрытый скатертью. На столе стоит чугунок и тарелочки. Выпускает жаркий пар – древний чайник – самовар А давайте мы с вами тоже попыхтим как самовар Дыхательная гимнастика: «Самовар кипит» Правая рука – на грудь, левая на живот – вдох через нос, выдох длительный через рот – пш-пшп-пш. А в русской избе хозяйка, когда готовила обед, всегда напевала песенки. И я вам сейчас прочитаю русскую народную песенку. Воспитатель одевается в хозяйку и поет (можно минусовку включить) Тень-тень-потетень, В огороде-то плетень. В избе печка топится, Бабушка торопится: Она репу печет, По тарелочкам кладет. Кот к тарелке — скок! Себе нос обжег. - Понравилась ли вам песенка? - Ребята, а вы знаете, что такое плетень? (плетеный из прутьев забор) - А, что такое изба? (дом) Воспитатель задает вопрос — еще раз читает песенку. «Тень-тень-потетень, в огороде-то плетень?» — спрашивает воспитатель, предлагая ребятам повторить эти строки с утвердительной интонацией (хоровой и 3 индивидуальных ответа). «В избе печка топится? Бабушка торопится?» — интересуется педагог (хором и 2 индивид) Затем читает первые шесть строчек и поясняет: Тень-тень-потетень, В огороде-то плетень. В избе печка топится, Бабушка торопится: Она репу печет, По тарелочкам кладет. «Если бабушка торопится и уже печеную репу по тарелочкам кладет», значит, кто-то вот-вот придет обедать. Но первым прибежал... (кот). Кот к тарелке — скок! Себе нос обжег? Дети по очереди повторяют эти строки (хором, 4-5 детей) Воспитатель: -Ой, ребята, а в чугунке-то не только репка и одна картошечка, да горячая. А давайте, мы поиграем с горячей картошкой! Мы встаем в круг, передаем картошку из рук в руки и произносим слова: Картошку в руки мы возьмем, Раз, два, три – картошка ручки нам не жги Береги скорее руки, Чтобы не страдать от скуки. Стоп! (у кого картошка останется тот — приседает, прыгает, пляшет.
-Давайте отдохнем, ребята Физкультминутка Кот Антипка жил у нас. (встали, руки на поясе) Он вставал с лежанки в час. (потянулись, руки вверх – вдох) В два на кухне крал сосиски (наклоны влево-вправо) В три сметану ел из миски. (наклоны вперед, руки на поясе) Он в четыре умывался. (наклоны головы к плечам влево –вправо) В пять по коврику катался. (повороты влево-вправо) В шесть тащил сельдей из кадки. (рывки руками перед грудью) В семь играл с мышами в прятки (хлопки спереди – сзади) В восемь хитро щурил глазки. (приседания) В девять ел и слушал сказки. (хлопки в ладоши) В десять шел к лежанке спать, (прыжки на месте) Потому что в час вставать. (шагаем на месте)
Педагог читает песенку полностью. Тень-тень-потетень, В огороде-то плетень. В избе печка топится, Бабушка торопится: Она репу печет, По тарелочкам кладет. Кот к тарелке — скок! Себе нос обжег. Затем приглашает к себе Дашу, предложив ей выбрать сверстника на роль кота. Первые две строчки произносят все дети, Тень-тень-потетень, В огороде-то плетень. далее текст читает вызванный ребенок, показывая, как он раскладывает репу по тарелочкам (воображаемая ситуация) – В избе печка топится, Бабушка торопится: Она репу печет, По тарелочкам кладет. Другой ребенок, изображающий кота, прыгает к тарелке, трет обожженный нос и мяукает (обиженно или с негодованием) Кот к тарелке — скок! Себе нос обжег. Потом дети меняются ролями. Воспитатель сообщает детям, пора возвращаться в сад с помощью волшебного платка они отправятся. Дети берутся за края платка и идут за воспитателем). Попрощаться поклоном низким с избой. Воспитатель: Мы платочек все берем И за мною все идем. Раз, два, три, четыре, пять! Как приятно нам шагать. По дорожке шли-шли К стульчикам своим пришли. Воспитатель: -Давайте повторим с вами русскую народную песенку. Но только будем играть в ладушки и проговаривать песенку. Рефлексия Вот мы с вами и в садике. Вам понравилось наше путешествие? (Да) Где мы с вами побывали? (В избе). Что же там случилось? Что случилось с котом? (Он нос себе обжог). А что вам понравилось больше всего? (котик и т.д.)
|



Конспект ООД по развитию речи в средней группе: «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень».








