Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности «В гости к тетушке Арине»
Фольклор
Автор: Лутченко Галина Владимировна   
14.10.2025 16:53

Конспект образовательной деятельности «В гости к тетушке Арине»Конспект образовательной деятельности «В гости к тетушке Арине»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет.

Форма совместной деятельности: коллективная.

Форма организации: образовательная деятельность.

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

(Занятие проходит в мини – музее «Русская изба»)

Цель образовательной деятельности: знакомство детей с обычаями, традициями, фольклором русского народа.

Задачи:

  • приобщать детей к традиционной культуре русского народа на основе активного использования фольклора (потешки, дразнилки и др.);
  • познакомить с обычаями, связанными с приемом гостей. Дать понять о черте русского народа- гостеприимство, хлебосольство;
  • развивать речевую активность у детей;
  • развивать зрительное восприятие;
  • прививать интерес к истории, культуре, обычаям русского народа;
  • воспитывать патриотические чувства – любовь к своей Родине, на основе быта русского народа.

 

Виды и формы деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная,
  • познавательная,
  • продуктивная,
  • двигательная.

Материал и оборудование:

  • игрушки кот, кукла
  • клубок.

(Для практической части занятия)

  • готовое песочное тесто,
  • скалки по количеству детей
  • формочки для вырезывания печенья,
  • мак, корица,
  • противень для выпечки печенья.

Предварительная работа с детьми:

Беседы, чтение и заучивание малых форм народного фольклора (потешки, дразнилки. Пословицы, поговорки, прибаутки), рассматривание картин с изображением русских народных костюмов, работа с лэпбуком «Русская изба», посещение музейной комнаты в ДОУ «Русская изба».

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, их встречает помощник воспитателя.

Пом. воспитателя: сегодня утром почтальон принес в нашу группу письмо, хотите я вам его прочитаю.

«Дорогие ребятишки! Приглашаю вас к себе в гости. Буду рада гостям, как добрым вестям. А дорогу вам укажет мой Котя – коток».

Тетушка Арина

Пом. воспитателя:

- Веди нас Котя – коток в гости к тетушке Арине. Не хочет нас вести котик, просит, чтобы мы рассказали ему потешки, похвалили его. (Дети читают потешки про кота). Котя – коток дает волшебный клубок, клубок катится, детиидут за ним. Их встречает т. Арина.

Т. Арина: рады гостям, как добрым вестям. Всех привечаем, с душою встречаем.

Пом. воспитателя: — ребята, давайте поздороваемся с т. Ариной по русскому старинному обычаю. (Кланяются, прижимая руку к сердцу).

Т. Арина: — я тетушка Арина, я гостей ждала – наряжалась, бусы красные надела – украшалась. Каждому найдется в моем доме местечко и доброе словечко. Сейчас мой самовар закипит, и тетушка Арина всех чаем напоит. А пока давайте знакомиться.

Проводиться игра «Волшебный клубок».

Т. Арина: — я дам вам в руки волшебный клубок, вы будете его передавать друг другу по мои слова, а когда слова закончатся. У кого в руках останется клубок, тот должен будет назвать свое имя.

Ты катись клубок волшебный

Быстро, быстро по рукам

У кого клубок волшебный

Назовет тот имя нам. (Дети называют свои имена)

Т. Арина: — такими именами называют детей сейчас, а наших бабушек и дедушек, когда они были маленькими, называли Матренами, Дуняшами, Мариями, Федорами, Назарами, Осипами, Иванами. Вот какими красивыми именами называли детей. Ребята, а когда вы вырастите, вас как будут называть (дети называют свое имя и отчество).

Т. Арина: — дети вы называли свои имена, и я услышала, что у вас несколько Катерин, Арин, Светлан. А кто знает, как называют людей, имеющих одинаковые имена?

Т. Арина: — правильно, тезки. Ребята, а позвала я вас в гости для того, чтобы поиграть с малышом, он у нас недавно родился. Давайте наречем его. Дадим ему старинное русское имя. (Дети придумывают малышу имя).

(Раздается плач ребенка. Дети рассказывают ему дразнилки).

Т. Арина: — малыш захотел спать. Давайте его покачаем и споем ему колыбельную песню. (Дети присаживаются к колыбельке, качают и поют по желанию колыбельные песни).

Т. Арина: — ребята, а куда укладывали раньше спать младенца? (Ответы детей) Колыбелька, это такая кроватка для малыша, его укладывали в нее спать и качали, напевая негромко песенку. А песенка, которую пела для ребенка мама, называлась колыбельная. А ваши мамы поют вам песенки перед сном?

Ой, посмотрите, что я нашла в колыбельке у малыша. (Показывает детям кусочек хлеба и соль).

Т. Арина: — а вызнаете, что раньше на Руси хлебом и солью встречали дорогих, долгожданных гостей. Родители клали хлеб и соль в колыбельку ребенка и приговаривали: «Наконец – то ты родился, Иванушка, долгожданный ты наш». А пока ребенок спал, родители мастерили ему подарки, на радость и потеху. Кто коника из дерева выпилит, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет.

(Слышен плач ребенка)

Т. Арина: А вот и Ванюша проснулся. Пора его купать. Вода готова. Посмотрите, ребята, что у меня есть. Это уголек, монета и зерно. Их клали в воду, когда первый раз купали малыша. Зерна – чтобы ребенок был всегда сыт, уголек – к домашнему теплу, чтобы ребенку было всегда тепло, а денежку, чтобы был всегда богат. (Дети купают малыша и читают потешки.)

Т. Арина: — с гуся вода, а с Ванюши худоба. А теперь Ванюшу надо вытереть.

Полотенце вышито бело,

Вытирай – ка малыша умело,

Будет чистенький малыш,

Вырастай у нас крепыш.

Т. Арина: — молодцы, ребята, искупали, вытерли Ванюшу, а что нам делать дальше? Правильно, одеть. Одевали ребенка в рубашку, сшитую из отцовской, чтобы ребенок был похож на отца и на матушку. Одевали и приговаривали: «Расти хорошо, малыш. Будь похож на отца с матерью. Трудись, как они трудятся. Отдыхай. Как нам отдыхается». А потом с ребеночком играли. А вы, ребята, хотите поиграть в русскую народную игру? Проводится игра «Маланья».

Т. Арина: русский народ был очень хлебосольным. Недаром в народе говорится: «Гость на порог, что есть в печи, все на стол мечи». А вы знаете поговорки или пословицы о гостеприимстве? (Ответы детей). А пока мой самовар закипает, предлагаю вам научиться печь прянички. В старину пекли прянички и добавляли в них мед. Как назывались такие прянички? Еще в прянички добавляли разные травы. Предлагаю определить травы по запаху.

В старину мальчиков угощали пряниками в форме коня, чтобы те были сильными и ловкими. Девочкам давали пряники в форме бабочек и птичек, чтобы те были красивыми и шустрыми. А вот пряники в виде сердечек давали тем, кого любили и желали здоровья.

Практическая часть.

Ребята раскатывают готовое тесто. Выбирают по желанию форму пряника, посыпают маком или корицей. Выкладывают на противень, т. Арина ставит прянички в печь.

Т. Арина: — молодцы, потрудились на славу. А теперь пойдем чаевничать. Мои пряники кушать, да сказки слушать. А своими пряниками родителей угостите. Желаю вам всем крепкого здоровья.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 39 (401) выйдет
23 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год