Конспект образовательной деятельности «В гости к тетушке Арине» |
Фольклор | |||
Автор: Лутченко Галина Владимировна | |||
14.10.2025 16:53 | |||
Возрастная группа: старшая 5-6 лет. Форма совместной деятельности: коллективная. Форма организации: образовательная деятельность. Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное. (Занятие проходит в мини – музее «Русская изба») Цель образовательной деятельности: знакомство детей с обычаями, традициями, фольклором русского народа. Задачи:
Виды и формы деятельности:
Материал и оборудование:
(Для практической части занятия)
Предварительная работа с детьми: Беседы, чтение и заучивание малых форм народного фольклора (потешки, дразнилки. Пословицы, поговорки, прибаутки), рассматривание картин с изображением русских народных костюмов, работа с лэпбуком «Русская изба», посещение музейной комнаты в ДОУ «Русская изба». Ход занятия: Дети входят в музыкальный зал, их встречает помощник воспитателя. Пом. воспитателя: сегодня утром почтальон принес в нашу группу письмо, хотите я вам его прочитаю. «Дорогие ребятишки! Приглашаю вас к себе в гости. Буду рада гостям, как добрым вестям. А дорогу вам укажет мой Котя – коток». Тетушка Арина Пом. воспитателя: - Веди нас Котя – коток в гости к тетушке Арине. Не хочет нас вести котик, просит, чтобы мы рассказали ему потешки, похвалили его. (Дети читают потешки про кота). Котя – коток дает волшебный клубок, клубок катится, детиидут за ним. Их встречает т. Арина. Т. Арина: рады гостям, как добрым вестям. Всех привечаем, с душою встречаем. Пом. воспитателя: — ребята, давайте поздороваемся с т. Ариной по русскому старинному обычаю. (Кланяются, прижимая руку к сердцу). Т. Арина: — я тетушка Арина, я гостей ждала – наряжалась, бусы красные надела – украшалась. Каждому найдется в моем доме местечко и доброе словечко. Сейчас мой самовар закипит, и тетушка Арина всех чаем напоит. А пока давайте знакомиться. Проводиться игра «Волшебный клубок». Т. Арина: — я дам вам в руки волшебный клубок, вы будете его передавать друг другу по мои слова, а когда слова закончатся. У кого в руках останется клубок, тот должен будет назвать свое имя. Ты катись клубок волшебный Быстро, быстро по рукам У кого клубок волшебный Назовет тот имя нам. (Дети называют свои имена) Т. Арина: — такими именами называют детей сейчас, а наших бабушек и дедушек, когда они были маленькими, называли Матренами, Дуняшами, Мариями, Федорами, Назарами, Осипами, Иванами. Вот какими красивыми именами называли детей. Ребята, а когда вы вырастите, вас как будут называть (дети называют свое имя и отчество). Т. Арина: — дети вы называли свои имена, и я услышала, что у вас несколько Катерин, Арин, Светлан. А кто знает, как называют людей, имеющих одинаковые имена? Т. Арина: — правильно, тезки. Ребята, а позвала я вас в гости для того, чтобы поиграть с малышом, он у нас недавно родился. Давайте наречем его. Дадим ему старинное русское имя. (Дети придумывают малышу имя). (Раздается плач ребенка. Дети рассказывают ему дразнилки). Т. Арина: — малыш захотел спать. Давайте его покачаем и споем ему колыбельную песню. (Дети присаживаются к колыбельке, качают и поют по желанию колыбельные песни). Т. Арина: — ребята, а куда укладывали раньше спать младенца? (Ответы детей) Колыбелька, это такая кроватка для малыша, его укладывали в нее спать и качали, напевая негромко песенку. А песенка, которую пела для ребенка мама, называлась колыбельная. А ваши мамы поют вам песенки перед сном? Ой, посмотрите, что я нашла в колыбельке у малыша. (Показывает детям кусочек хлеба и соль). Т. Арина: — а вызнаете, что раньше на Руси хлебом и солью встречали дорогих, долгожданных гостей. Родители клали хлеб и соль в колыбельку ребенка и приговаривали: «Наконец – то ты родился, Иванушка, долгожданный ты наш». А пока ребенок спал, родители мастерили ему подарки, на радость и потеху. Кто коника из дерева выпилит, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет. (Слышен плач ребенка) Т. Арина: А вот и Ванюша проснулся. Пора его купать. Вода готова. Посмотрите, ребята, что у меня есть. Это уголек, монета и зерно. Их клали в воду, когда первый раз купали малыша. Зерна – чтобы ребенок был всегда сыт, уголек – к домашнему теплу, чтобы ребенку было всегда тепло, а денежку, чтобы был всегда богат. (Дети купают малыша и читают потешки.) Т. Арина: — с гуся вода, а с Ванюши худоба. А теперь Ванюшу надо вытереть. Полотенце вышито бело, Вытирай – ка малыша умело, Будет чистенький малыш, Вырастай у нас крепыш. Т. Арина: — молодцы, ребята, искупали, вытерли Ванюшу, а что нам делать дальше? Правильно, одеть. Одевали ребенка в рубашку, сшитую из отцовской, чтобы ребенок был похож на отца и на матушку. Одевали и приговаривали: «Расти хорошо, малыш. Будь похож на отца с матерью. Трудись, как они трудятся. Отдыхай. Как нам отдыхается». А потом с ребеночком играли. А вы, ребята, хотите поиграть в русскую народную игру? Проводится игра «Маланья». Т. Арина: русский народ был очень хлебосольным. Недаром в народе говорится: «Гость на порог, что есть в печи, все на стол мечи». А вы знаете поговорки или пословицы о гостеприимстве? (Ответы детей). А пока мой самовар закипает, предлагаю вам научиться печь прянички. В старину пекли прянички и добавляли в них мед. Как назывались такие прянички? Еще в прянички добавляли разные травы. Предлагаю определить травы по запаху. В старину мальчиков угощали пряниками в форме коня, чтобы те были сильными и ловкими. Девочкам давали пряники в форме бабочек и птичек, чтобы те были красивыми и шустрыми. А вот пряники в виде сердечек давали тем, кого любили и желали здоровья. Практическая часть. Ребята раскатывают готовое тесто. Выбирают по желанию форму пряника, посыпают маком или корицей. Выкладывают на противень, т. Арина ставит прянички в печь. Т. Арина: — молодцы, потрудились на славу. А теперь пойдем чаевничать. Мои пряники кушать, да сказки слушать. А своими пряниками родителей угостите. Желаю вам всем крепкого здоровья.
|